Анастасия Королева
Обобщение опыта работы по абилитации речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта по теме «Абилитация речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста средствами чтения художественной литературы»
Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка. В последние годы среди воспитанников общеобразовательных дошкольных учреждений увеличивается число детей, имеющих различные отклонения в психофизическом и речевом развитии. Актуальностью проблемы является раннее выявление и профилактика нарушений в звукопроизношении (с момента поступления в ДОУ) и организация своевременной коррекционно-развивающей помощи, используя потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции.
Публикация «Обобщение опыта работы по абилитации речевых нарушений» размещена в разделах
Отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, отрицательно влиять на усвоение чтения и письма. Коррекционная работа по формированию правильного звукопроизношения учителем-логопедом начинается в старшей группе детского сада, то есть в возрасте 5 лет, поэтому имеется необходимость начинать работу по профилактике речевых нарушений уже в младшем дошкольном возрасте. В связи с этим первостепенной является совместная деятельность в данном направлении учителя-логопеда и воспитателей дошкольных учреждений.
Новизной программы является разработанная система работы по профилактике речевых нарушений у детей от 3 до 5 лет. В ее основу положены упражнения по развитию дыхания, мелкой и артикуляционной моторики.
Цель:
Разработка системы игр и упражнений, используемых при чтении сказок, для профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Выявление детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством диагностики.
2. Подбор оптимальных коррекционно-развивающих методик.
3. Проектирование модели реализации проекта.
4. Коррекция речевых нарушений.
5. Анализ наиболее оптимальных методик
6. Распространение опыта
Данная цель предполагает следующие ожидаемые результаты:
- уменьшение сроков коррекции звукопроизношения;
- повышение эффективности взаимодействия с детьми с дизартрией;
- увеличение материально-методической базы;
- использование опыта в работе коллег.
Был проведён контент-анализ теории и практики по темам «Раннее речевое развитие детей», «Профилактика речевых нарушений». Мы создали рабочую группу и разработали план занятий, подготовили материальную и методическую базу (подбор сказок с иллюстрациями, дидактические пособия для пальчиковых игр, артикуляционной и дыхательной гимнастики, разработали критерии эффективности.
Критерии эффективности:
1. Количество правильно произносимых звуков.
2. Количество слов в предложении.
3. Активный словарный запас.
4. Пассивный словарный запас.
5. Количество усвоенных артикуляционных упражнений.
6. Наличие мотивации у родителей (анкетирование).
Работа проводилась с детьми 3-5 лет. Детям предлагались хорошо знакомые сказки («Кот и лиса», «Хвосты», «Палочка-выручалочка», «Кот-рыболов», «Лисичка со скалочкой», сказки-мультфильмы и т. д., на основе которых использовались логопедические упражнения. Тексты этих сказок просты и понятны детям. Именно эта простота и стимулирует ребёнка. Разыгрывая знакомые сказки, дети учатся различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка.
Мы сочетали вместе со сказками артикуляционную и пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие дыхания, тембра, интонации, дикции и силы голоса. После прочтения учились передавать их содержание связно, последовательно и выразительно. На некоторые сказки после прочтения организовывали пальчиковый театр. Дети воспринимали такую деятельность, как игру, и с удовольствием вовлекались в данный процесс. После занятий дошкольники начинали с интересом воспроизводить отдельные фрагменты занятий в свободной деятельности, играх, а также пытались передать их содержание в общении с родителями.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Во время разыгрывания сюжета с использованием пальчикового театра дети с удовольствием отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы и задания. А сколько раз они проговаривают реплики героев, переживают и подсказывают друг другу. Ко всему прочему это положительный эмоциональный заряд на весь день.
Список литературы:
1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Педагогика, 1961.
2. Гвоздев А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. СПб, 1995.
3. Дурова Н. В. Формирование фонематического восприятия у детей 5-го года жизни в детском саду: Автореф. М., 1984.
4. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М, 1996.
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи дошкольников. М, 1981.
6. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. М, 1961.
7. Жинкин Н. И. Интеллект, язык, речь // Нарушение речи у дошкольников. М, 1972.
8. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., 1962.
9. Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. Ярославль, 1998.
10. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М, 1971.
11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю. Ф. М. : Секачев В. Ю., 2000. С. 91.
12. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении речи. Серия «Практическая психология» – М. : Ось-89, 2001.
13. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и словами. М, 1999.
14. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб, 1997.
15. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М. : Речь, 2003. С. 237-238.
16. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль, 1997.
17. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург: Базиз,1996. С. 301.
18. Ястребова А. В., Спирова Л. Ф. Учителю о детях с недостатками речи. М, 1996.
Интернет-ресурсы:
https://festival.1september.ru/articles/621217/
https://evakulina.narod.ru/p19aa1.html
https://edu.tatar.ru/n_chelny/page92695.htm/page531072.htm