Ольга Сошина
Консультация для родителей «Виды речевых нарушений и их профилактика»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем образовательном комплексе функционирует родительский клуб «Логопед и Я»
В него может вступить любой родитель, желающий получить нужную и полезную информацию о речевом развитии своего ребёнка, о видах речевых нарушений и способах их устранений.
Заседания клуба проводятся на темы, которые считает необходимым осветить логопед, а также на темы, которые интересуют самих родителей.
Цель работы нашего клуба:
- Сформировать у родителей необходимую базу знаний и умений для развития речи своего ребёнка
Публикация «Консультация для родителей „Виды речевых нарушений и их профилактика“» размещена в разделах
- Вооружить родителей навыками для оказания посильной и необходимой помощи логопеду при коррекции речевых нарушений
- Проинформировать родителей о мерах профилактики речевых нарушений
- Рассказать о влиянии речевого развития на успешное обучение в школе
Одно из первых заседаний было посвящено теме формирования речи в норме, видам и причинам речевых нарушений.
Развитие речи ребё нка проходит в несколько этапов:
Подготовительный этап
Первый крик ребёнка
Гуление (начинается в 2-3 месяца)
Лепет (начинается в 5-6 месяцев)
Появление первых слов (в норме к 11-12 месяцам)
Также происходит активное формирование понимания речи (к году)
Преддошкольный этап
1-1.3 месяца – активное накопление пассивного словаря, расширение активного словаря
1.3-1.6 – развитие фонематического слуха (различение звуков речи на слух). Появление первой фразы, состоящей из аморфных корней 2-х слов
2.3-2.4 Расширение объёма предложения до 3-4 слов, расширение объёма словаря, появление первых форм слов
Продолжается развитие понимания речи
При отсутствии перечисленных навыков после 2-х лет можно предположить у ребёнка задержку речевого развития
Дошкольный этап (период физиологического косноязычия) :
3-4 года
Активное формирование речи
Совершенствование фонематических процессов
Правильное употребление простых по артикуляции звуков (гласные, Б-П,Д-Т,К-Г,В-Ф,С-З,Ль-Й)
Употребление 2-3-4- сложных слов
Формирование навыков грамматического оформления словосочетаний
Развитие сложного предложения
С возраста 3-х лет можно предположить у ребёнка недоразвитие речи
4-5 лет
Период детского словотворчества (копатка, пальчатки, другостранец)
Исчезает смягчённое произношение звуков
Формируется интерес к собственной речи и к ошибкам в речи других детей
Появление шипящих звуков Ш-Ж, Щ, Ч и сонора Л
5-6 лет
Совершенствование произносительных навыков
Появление звука Р
К 6 годам в норме должно быть сформировано правильное произношение всех звуков речи
Появляется интерес к звуковой оболочке слова
Полное овладение грамматическим строем языка
Продолжается развитие связной речи
Заканчивается период физиологического косноязычия
Школьный этап:
К 6-7 годам устная речь ребёнка считается полностью сформированной
Подготовка к развитию письменной речи (чтение и письмо)
Овладение письмом и чтением
В последние годы становится всё больший процент детей имеют нарушения в речевом развитии. Нарушения речи могут быть вызваны причинами разного характера:
Пренатальными (внутриутробные) :
Наследственные (генные и хромосомные заболевания)
Гипоксия (кислородное голодание)
Заболевания матери острые и хронические (вирусные, бактериальные инфекции и т. д.)
Химические (алкоголь, никотин, наркотики, экология, лекарства, авитаминозы)
Радиактивное излучение
Rh-несовместимость
Социально-психологические (стрессы, вредное производство и т. д.)
Натальными (во время родов) :
Травматические (родовые травмы -кровоизлияния, отек мозга)
Акушерско-гинекологическая патология (наложение щипцов, вакуумный экстрактор и т. д.)
Асфиксия (кислородное голодание во время родов)
Недоношенность
Затяжные или стремительные роды
Постнатальными (после родов) :
Частые заболевания
Нейроинфекции
Травмы головы
Поствакцинальные
Неблагоприятные условия воспитания
В настоящее время, используют две классификации, которые рассматривают речевые нарушения с разных позиций. Психолого-педагогическая классификация –с точки зрения педагогического воздействия и клинико-педагогическая классификация – с точки зрения этиологии (причины) речевого нарушения
Обе они дополняют друг друга, в процессе преодоления речевых нарушений
По психолого-педагогическая классификации все речевые нарушения делят на :
Фонетическое недоразвитие речи (нарушение звукопроизношения)
Фонетико-фонематическое недоразвитие (нарушение произношения и восприятия звуков)
Общее недоразвитие (нарушение всех компонентов речевой системы)
Заикание
По клинико-педагогической классификации речевые нарушения подразделяют на :
Нарушения устной речи – дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, алалия, афазия
и письменной речи – дисграфия и дислексия
Важной задачей является своевременное предупреждение речевых нарушений. Это:
Благоприятное протекание беременности, родов
В ранний период после рождения ребёнка
Профилактика нарушений физического слуха и
инфекционных заболеваний
Общеукрепляющие мероприятия, отсутствие травм
Благоприятная атмосфера (отсутствие стрессов, речь нормальной громкости)
Создание развивающей среды
Раннее речевое общение с ребёнком (правильный образец речи, чёткая артикуляция, развитие понимания речи, оречевление всех процессов, развитие звукоподражания, потешки, пестушки).
Развитие речи ребёнка в соответствии с возрастными нормативами
Развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики, речевого дыхания, речевого слуха
Профилактика нарушений письменной речи
Развитие оптико-пространственных представлений.
Устранение дефектов устной речи
Формирование навыков анализа звучащей речи
Развитие графомоторных навыков
Развитие памяти, внимания. Мышления