Наталья Сковородникова
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник аппликации»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта работы воспитателя
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка-детский сад№13» г. о. Саранск
Сковородниковой Натальи Алексеевны
по теме: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник аппликации»
Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник аппликации“» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Опыт работы, практика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно–воспитательного процесса.
Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами,
слухом, пробует на вкус. И если ребенок чувствует – значит знает. Творчество –это канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Дети экспериментируют, исследуют, играя с самым разнообразным материалом: краской, глиной, семенами, нитками, берестой…
Можно сказать, что маленький ребенок говорит руками, не обладая
возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Ребенок стремится к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешней идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Формирование творческой личности –одна из самых важных задач
педагогической теории. Эффективным средством для этого является
художественно – творческая деятельность детей.
В процессе такой деятельности, при создании поделки или изображения
ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать практическими навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятия художественной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого – Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют : занятия аппликацией
и другими видами художественной деятельности создают основу для
полноценного, содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Вспомним, как ведут себя дети, смастерив поделку. Ребята не спешат расставаться с делом своих рук. Видно, что еще долгое время после занятий дети находятся под впечатлением созданного ими. Детям всегда веселее и интереснее в группе, где есть поделки, сделанные их руками. Работа над
созданием аппликации очень увлекательна, она требует наблюдательности, умения подмечать характерные черты образа. Поделка, сделанная ребенком, пусть и с помощью взрослого является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности его создателя. Она особенно дорога ему. В. А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь! Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, собственном творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.
Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Чтобы ребенок лучше
представлял, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. Разнообразие природного и бросового материала при создании поделок и
аппликации таит в себе необыкновенные возможности, можно выбрать любой материал по душе, поэтому это творчество привлекло меня. Мне нравится мастерить, это подтолкнуло меня приучить к творчеству и детей.
Я увидела, как загораются глаза детей и мне захотелось передать свой опыт,
научить их работать с нетрадиционными материалами.
Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из целевых ориентиров в этой области является овладение ребенком основными культурными способами
деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе художественно-творческой, у ребенка развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.
Поэтому тема моего опыта является актуальной. Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, он представляет собой целостную систему по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе выполнения аппликационных работ из
нестандартных материалов, вариативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, традиционных принципов и форм обучения с учетом особенностей определнного возрастного периода. Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т. е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.
Условия формирования ведущей идеи опыта, усвоения возникновения, становления опыта.
Работая с детьми в детском саду, я обратила внимание на то, что дети испытывают:
- неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;
-растерянность при использовании способов нестандартного творчества и экспериментирования с материалами;
- затруднения в проявлении творчества;
- не хватает уверенности в себе;
- плохо развито воображение;
- мало самостоятельности;
- плохо развита моторика руки.
Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей с помощью нетрадиционной аппликации.
Как писал известный педагог В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребенок».
Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Целью моей работы является : создать условия для развития творческих способностей и мелкой моторики руки детей через занятия по нетрадиционной аппликации.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие умений производить точные движения пальцами рук.
2. Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
3. Развитие творческой активности, фантазии.
4. Развитие памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
5. Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей, развивать тактильные ощущения.
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Необходимо создать условия, при которых в доступном для детей месте находилось бы вс необходимое для изготовления поделок: бумага разных цветов, ватные диски, ткань, картон, ножницы, клей, природный материал, салфетки, нитки, крупа, образцы работ.
Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности. Они не с малым удовольствием фантазируют в смешении материалов и изготовлении своей работы.
Педагогу необходимо регулярно просматривать вместе с детьми все то, что им удалось сделать. При этом нужно демонстрировать искреннюю заинтересованность, положительно оценивать творческую инициативу каждого ребенка независимо от полученного результата. Изготовленные работы найдут свое место в оформлении интерьера группы, приемной и всего дошкольного учреждения.
Теоретическая база опыта.
Теоретической базой опыта является основная образовательная программа ДОУ разработанная в соответствии с ФГОС и на основе примерной программы «Детство».
Содержание основной образовательной программы ДОУ было дополнено:
1. Работами зарубежных и отечественных педагогов и психологов по проблеме развития творческих способностей (А. Г. Ковалев, Э. Мейман, Р. С. Немов, С. Л. Рубенштейн, В. А. Сухомлинский, Б. М. Теплов); 2.«Современными подходами к пониманию проблемы развития творческих способностей через нетрадиционную технику (Н. В. Дубровская, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова, И. В. Новикова, И. М. Петрова, И. Г. Пищикова, Л. М. Салагаева, Г. С. Швайко).
3. Анистратова, А. А. «Поделки из ткани, ниток и пуговиц»
4. Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет.
5. Богатеева, 3. А. «Занятие аппликацией в детском саду»
6. «Волшебные нитки» : методические рекомендации по развитию мелкой моторики и творческих способностей у детей.
7. Лыкова, И. А. «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах. Босиком, на ковре – самолте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии».
8. Лыкова, И. А. «Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. Сказка».
9. Перевертень Г. И. «Мозаика из круп и семян»
10. Новикова И. В. «Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая и подготовительная группы».
11. Новикова, И. В. «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные шарики, гофрированный картон»
12. Перевертень Г. И. «Сказка из листьев и лепестков»
Для развития мелкой моторики и творческих способностей используется следующий дидактический материал.
- образцы готовых аппликаций;
- предметные картинки и иллюстрации по темам занятий;
- стихи: Берестов В. «Котнок», Нестеренко В. Д. «Зимняя сказка», Лакздынь Г. «Петушок», Михалков С. «Мой Щенок», Токмакова И. «Зимняя картинка»;
- пословицы и загадки: Ёлкина Н. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать».
- видеопризентации: «Виды аппликаций», «История ножниц»; «Мир птиц», «Великолепие зимнего пейзажа», «Планета цветов».
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
На занятиях нетрадиционной техникой аппликации я учу растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. Работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности. При этом формируется способность создавать сюжет, определять тему композиции, осуществлять отбор предметов, персонажей будущего рисунка.
Работая с детьми своей группы, применяю основные направления с использованием нетрадиционных техник изображения :
- от наклеивания отдельных предметов к наклеиванию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному изображению;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники аппликации.
Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». Дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, сотрудничать в процессе коллективной работы.
В работе использую различные методы и приемы:
- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание образца, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми аппликаций, использование различных материалов);
- частично-поисковый и проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- мотивационный (убеждение, поощрение).
Работа состоит из следующих типов занятий:
- изучение, усвоение нового материала;
- закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков;
- самостоятельное применение знаний, навыков, умений для достижения собственных целей.
Используются следующие формы работы с детьми по ознакомлению с нетрадиционными видами аппликации : беседы; рассматривание; выставки детских работ по нетрадиционным видам аппликации в детском саду; дидактические игры по аппликации; развлечения, сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах; использование физминуток; создание книг по видам аппликации; конкурсы; тематические занятия; игры-путешествия; пальчиковая гимнастика.
С детьми проводится индивидуальная работа для полного усвоения пройденного материала и его закрепления.
Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить ребенка на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе данного направления.
Анализ результативности.
Анализируя проделанную работу по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник аппликации» можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста, является эффективным средством творческого развития детей.
В ходе своей деятельности я постаралась развить у детей интерес к познанию и исследованию мира. Хотела, чтобы ребенок в процессе развития этого интереса мог реализовать свои творческие способности. Для меня было важно, чтобы ребенок уверенно демонстрировал качества креативной личности, хотел заниматься сложной творческой, умственной деятельностью.
Система работы по использованию нетрадиционных техник аппликации позволила развить творческий интерес детей, повысить их творческий потенциал, что в свою очередь способствует развитию творческих способностей. Разработанные и проведенные занятия позволили сформировать устойчивый интерес детей к творческой деятельности, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва, интерес к поисковой деятельности. Благодаря системно-деятельностному подходу мы добились того, что дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
О результативности проделанной работы свидетельствуют собственные наблюдения за деятельностью детей. Результативность была достаточно высокой. Обучение техническим навыкам работы было успешным. Дети стали проявлять большую творческую активность не только на занятиях по художественно-эстетическому развитию, но и в других областях.
Трудности и проблемы при использовании опыта
Сложности в реализации данного опыта заключались в следующем:
- недостаточное оснащение воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в соответствии с ФГОС;
- не все дети имели средний уровень познавательного и художественно – эстетического развития
- некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности;
- большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводили начатое дело до конца;
- некоторые дети боялись прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе;
- у некоторых детей плохо развита фантазия, выполняют работу так же как педагог;
- наблюдалось пассивное отношение родителей к данной проблеме.
Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник аппликации, которые развивают мелкую моторику руки и творческие способности ребенка.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данным педагогическим опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений, реализующие общеобразовательную программу дошкольного образования и дополнительного образования.
Представленный опыт может вызвать интерес у педагогов в области развития мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной аппликации, родителей – желающих принять участие в воспитании и всестороннем развитии своих детей.