Елена Колесова
Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Условия формирования опыта.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Выбор данной темы посвящен проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно - творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности. При разработке данной темы, мной учитывались некоторые параметры: современные социально – культурные запросы, ФГОС, накопленный опыт, а самое главное интересы, возможности и достижения детей. Достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Важную роль в развитии дошкольника играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников. ФГОС учитывает индивидуальные потребности ребенка, т. е. к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Как показывает опыт работы, именно при использовании нетрадиционных техник рисования происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. В практике мы использовали совместную (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный способ развития в дошкольном детстве.
Традиционная классификация методов обучения становиться узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому необходимо проводить нетрадиционные занятия, сочетание разных способов изображения предметов и явлений действительности, использование методов развивающего обучения. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
Использование в рисовании нетрадиционных техник и постепенное их освоение детьми (по принципу от простого к сложному) поможет в решении ряда вопросов: овладение графическими, техническими навыками и умениями, развитие цветового восприятия, представления, композиционных умений и эмоционально-художественного восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности. Ребенок развивается путем сочетания в одном рисунке нескольких нетрадиционных и традиционных техник изобразительной деятельности, и усвоить этот опыт он может только с помощью взрослого: педагога, родителя. При условии взаимосвязи нетрадиционных техник между собой не нарушается логика развития каждой из них. Их сочетание наоборот значительно расширяет возможности изобразительной деятельности. Поисковые ситуации ставят в условия выбора той или иной техники нетрадиционного рисования.
Актуальность.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.
Таким образом, актуальность моей темы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей» над которой я работала, определяется ФГОС ДО и заключает в себе использование систематических упражнений как «организованного вида деятельности, способствующего развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей». Одним из основных принципов ФГОС является осуществление воспитательно–образовательного процесса в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка.
Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные и творческие способности.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, и творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Они помогают детям чувствовать себя свободными, раскрепоститься, ощутить незабываемые положительные эмоции, вселить уверенность в своих сила. В изобразительной деятельности с использованием нетрадиционные техники, у детей развивается исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, творчество, воображение, самостоятельность.
Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для меня, как педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период. В связи с этим важны показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью. Мною была использована диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой) .
Далее я изучала методическую литературу: Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Педагогика, 1990 ; И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М. : Т Ц Сфера, 2005.
«Художественное творчество в детском саду» под редакцией А. А. Ветлугиной, Р. Г.
Так же, я активно принимаю участие в РМО «Радость творчества» и являюсь участником семинара-практикума «Песочная графика или рисование песком».
После изучения литературы начала оформлять предметно – развивающую среду. Особая роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивается в исследованиях Н. А. Ветлугиной, Г. Н. Пантелеевой, С. Мухиной.
При построении предметно-развивающей среды соблюдала следующие принципы:
- открытость
-доступность
- подбор рационального содержания разнообразного природного и бытового материала, позволяющего реализовать замыслы в любое время.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Как заметил художник-педагог Я. Башилов «Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так и бедный изо- материал не дает ребенку соответствующих импульсов в работе» Поэтому при организации предметно - развивающей среды я учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей, а самое главное я включала детей в и родителей в совместную работу в организации развивающей среды. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать,чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей я вижу в развитии индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Решая задачи развития у детей творческого воображения, воспитатель, прежде всего, учит их неоднозначно воспринимать окружающие их предметы. Особое значение в развитии воображения имеет изобразительная деятельность, так как через неё ребёнок может показать воображаемое им. Используя нетрадиционные техники рисования в своей деятельности, ребёнок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определённое отношение к нему. Из всего этого воображение ребёнка создаёт образ, который он выражает с помощью выразительных средств, наиболее способствующих развитию творческих способностей. Ребёнка следует постепенно, умело вводить в мир воображения. Очень важно нацелить детей на деятельность творческую, оригинальную, связанную с воображением – изобразительную деятельность.
В совместной с ребёнком деятельности взрослый должен быть самым творческим участником, каждый раз, по-новому выполняя знакомые детям задания. Дети должны понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены несколькими путями, что окружающий мир бесконечно богат и разнообразен и может быть осмыслен с самых разных позиций.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Методы и приемы, используемые в работе над опытом
* информативно - рецептивный;
* репродуктивный;
* исследовательский;
* эвристический;
* метод проблемного изложения материала.
* эмоциональный настрой
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
-рассматривание;
-наблюдение;
-экскурсия;
-образец воспитателя;
-показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
-беседу;
-рассказ, искусствоведческий рассказ;
-использование образцов педагога;
-художественное слово.
Репродуктивный метод включает в себя:
-прием повтора;
-работа на черновиках;
-выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только
самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает
самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Я обрат ила внимание на то, что когда на занятии играет музыка детям становится комфортнее.
Длительность работы над опытом
Нетрадиционное рисование в ДОУ как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» проводилась в течение года с 2017 по 2018г.
Этапы внедрения:
Организационно-подготовительный
Основной
Заключительный (результативный)
1 этап – Организационно-подготовительный (октябрь, ноябрь 2017г.)
1. Проанализировать уровень знаний детей художественных навыков и умений.
2. Изучить методическую литературу по теме.
3. Создать предметно – развивающую среду в группе.
2 этап – Основной (декабрь – апрель 2017-2018г.)
На основном этапе мной был составлен план для ознакомления детей с нетрадиционными техниками рисования.
Знакомство детей в этом направлении включило различные виды детской деятельности: дидактические игры («Обведи и раскрась», «Собери целое», «Найди пару»,);беседы, игры, выставки, участие детей в конкурсах, праздники., сюрпризные моменты, просмотр мультимедийных презентаций ; работа с родителями.
3 этап – Заключительный (результативный) (апрель-май 2018г.)
На заключительном этапе работы совместно с детьми был создан
методический альбома образцов по нетрадиционному рисованию «Волшебное творчество».Организована итоговая выставка под названием «Мамы,Папы не спешите, как рисуем посмотрите!»
Представлена презентация работы на уровне ДОУ.
Диапазон опыта распространяется на такие виды деятельности дошкольников, как НОД по нетрадиционному рисованию, организацию предметно – развивающей среды, самостоятельную деятельность, педагогические проекты. Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов специально-организованной деятельности педагога с детьми, родителями воспитанников.
Теоретическое обоснование опыта
Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы. Это «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготского, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Казаковой, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комаровой, О. Ю. Зыряновой, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой. Авторы данных трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий. Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Я как и многие воспитатели, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.
Целью моей работы является- развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
Развивающие :
- Формировать у детей творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.
- способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Распределение техники по возрастным группам
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
с помощью ватных дисков;
кляксография с трубочкой.
А в старшем дошкольном возрасте дети уже могут освоить еще более трудные методы и техники :
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
(Описание техник по нетрадиционному рисованию см. в приложении)
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
Опыт работы с детьми в нашем детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.
Свою работу мне хотелось бы закончить очень весёлым стихотворением
В разноцветных баночках жила-была гуашь,
И с кисточкой болтала, рисуя пейзаж.
«Какая вы насыщенная!» -ей говорила кисть,
Гуляя по альбому. то в сторону, то вниз.
«Вы заходите чаще»-гуашь ей отвечала,-
«Белилами и Синей»- вас угощу сначала.
А после нарисуем отличнейший плакат.
Пускай наш друг- художник
Сегодня будет рад».
А впереди нас ждёт ещё много интересного!