тамара голованова
Развитие творческих способностей учащихся в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Захаровская средняя общеобразовательная школа № 1»
муниципального образования – Захаровский муниципальный район
Рязанской области
Развитие творческих способностей учащихся
в изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционных техник.
Автор опыта:
Голованова Тамара Николаевна,
учитель ИЗО и технологии
Захарово
2018
Содержание:
1. Информация об опыте…3 стр.
Публикация «Развитие творческих способностей учащихся в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник» размещена в разделах
2. Технология опыта…7 стр.
3. Результативность опыта….13стр.
4. Список литературы…16 стр.
Детей можно научить лишь тому,
что сам знаешь, чувствуешь и умеешь.
1. Информация об опыте
В современной российской школе растет роль изобразительного искусства, как одного из важнейших общеобразовательных предметов. Урок ИЗО помогает развивать у детей восприимчивость к миру прекрасного. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта. Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.
30 лет работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают труд интересным, результативным, удовлетворяющим запросы учеников и современного общества. В процессе работы я сформулировала тему своего исследования: «Развитие творческих способностей учащихся в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».
Данный опыт сформулирован в условиях сельской общеобразовательной школы. МОУ «Захаровская СОШ № 1» является учебным заведением, реализующим программы начального, основного и среднего общего образования. В школе учатся одаренные дети, дети, имеющие средний уровень интеллекта, дети с ограниченными возможностями здоровья. Контингент учащихся разнороден и представлен различными социальными слоями. Также в нашем учебном заведении обучаются дети, которые активно посещают дополнительные образовательные учреждения. Это обеспечивает рост культурного уровня и творческих способностей обучающихся. Работая в школе, я заметила, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. На мой взгляд, это сегодня очень важно, так как мотивация к учебной деятельности, в том числе и к изобразительной, у школьников за последнее время заметно снизилась. Особенно это характерно для учащихся среднего звена. Почему так происходит? Ученики в этом возрасте сравнивают более развитые формы изображения со своими рисунками. Их не всегда устраивает конечный результат – хочется лучше, а лучше не получается. Неудовлетворённость своими работами приводит некоторых ребят к наиболее лёгкому пути – отказу от изобразительной деятельности. Дети неохотно берутся за краски, демонстрируют одинаковые, словно отксерокопированные работы, мне как человеку творческому это не нравилось. Я задумалась, почему дети не могут себя раскрыть, технически рисунок выполняют правильно, а творчества «восторга души» в работах не видно.
В течении довольно долгого времени мне не удавалось добиться от детей того, что я считала главным - искренности в своих рисунках. Были необходимы какие-то другие способы изобразительной деятельности, чтобы в каракулях и цветных пятнах можно было увидеть момент рождения таланта ребенка. Поэтому я выбрала тему использования нетрадиционных технологий на уроках, которая помогает развивать у ребенка творческие способности.
Актуальность данной темы в том, что в современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создаётся при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать рисование с применением нетрадиционных техник.
Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства дает детям возможность раскрыть свои представления о рисовании, а также создаёт условия для творческого самовыражения ученика.
Нетрадиционные техники способствуют проявлению фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. Данное предположение взято мною в качестве гипотезы моего опыта.
Основной педагогической идеей данного опыта является развитие творческих способностей учащихся на занятиях по ИЗО и во внеурочное время посредством использования нетрадиционных техник, на которых решаются задачи всестороннего развития детей, необходимого для успешного обучения в школе.
Длительность моей работы в этом направлении составляет пять лет с 2013 года по 2018 год.
1-ый этап – начальный – (сентябрь 2013 года – декабрь 2014 года) – когда обозначилась проблема использования таких технологий на уроках изобразительного искусства, которые в принципе не противоречили бы традиционным методам обучения, и служили ориентацией нового содержания на развитие художественной культуры и творческих способностей обучающихся через использование инновационных форм обучения. На начальном этапе изучалась научная и методическая литература, материалы периодической печати, интернет –ресурсы по данной проблеме. Проводились диагностические (входные) исследования по выявлению уровня художественной культуры и развития творческих способностей учащихся.
2-ой этап – основной – (январь 2015 года – май 2016 года) – разработка и апробирование системы формирования художественной культуры на уроках по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник.
3-ий этап – заключительный – (сентябрь 2016 года – февраль 2018 года) – обработка и осмысление полученных в ходе работы данных, систематизация и обобщение результатов, оформление опыта работы. На заключительном этапе проведена диагностическая работа, которая показала эффективность применяемых форм и методов.
Диапазон данного опыта достаточно широк. Опыт представляет систему уроков, направленных на формирование творческих способностей детей школьного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая включает в себя занятия, упражнения, практические приёмы работы с различными материалами. Технология использования нетрадиционных техник изображения, включенная в эту систему, может быть использована в рамках любого урока по изобразительному искусству на различных его ступенях.
Теоретическая база опыта:
Проблемой развития детского изобразительного творчества и способностей занимались : А. В. Бакушинский, Т. Г. Казакова, К. Д. Ушинский, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Н. М. Сокольникова, С. Л. Рубинштейн, И. П. Волков, Б. М. Неменский и др.
В частности, Б. М. Неменский, автор УМК, по которому я работаю, говорил, что развитие познавательного интереса – это постоянная смена художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся.
Л. С. Выготский отмечал, что творческие занятия детей могут возникать только из детских интересов. Он отмечает сложность процесса творчества, значение опыта, на основе которого происходит всестороннее развитие восприятия. Все то, что ребенок видит и слышит, является опорными точками для его творчества. Он накапливает материал, из которого в последствии будет строиться его фантазия. Выготский дает ответ и на вопрос об угасании творчества к подростковому возрасту.
Н. М. Сокольникова подчеркивала, что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, развивает личность не односторонне, а цельно.
Т. А. Юшко – художественные способности положительно влияют на познавательную среду и интеллект детей, способствуют выработке верной самооценке жизненных ориентиров.
При всём многообразии концепций, подходов исследования данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.
Практический аспект реализации развития художественных способностей детей средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей и соответственно должна меняться технология работы педагогов. Проблема раскрытия и развития творческих способностей не имеет стадии завершения. Можно лишь совершенствовать процесс обучения, искать новое в работе с детьми.
Новизна опыта заключается в применении нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства
Условия применения опыта:
Данный опыт может быть использован в различных образовательных учреждениях, в работе с учащимися разных возрастных групп, разного уровня подготовки, а также в работе с учащимися с ОВЗ. Может применяться как при организации классно – урочных занятий, так и внеурочной деятельности, и внеклассной работы.
2. Технология опыта
Целью данного опыта является обеспечение положительной динамики развития художественной культуры и творческих способностей учащихся, необходимых не только для учебно-воспитательного процесса, но и для практического применения в повседневной жизни.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
• совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
• создание атмосферы заинтересованности и творчества;
• развитие творческих способностей учащихся;
• развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;
• воспитание нравственных качеств личности учащихся.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках данного опыта используются разнообразные формы, методы и средства обучения. Я использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы.
Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Содержание образования:
Занятия по изобразительному искусству проводятся по программе под редакцией Б. М. Неменского. Эта программа основана на изучении художественного материала при помощи традиционных техник рисования. Такими являются: живопись гуашью и акварелью, декоративная живопись и роспись, рисование цветными карандашами и цветными ручками. Но в программе предусматривается и расширение применяемых изобразительных материалов в начальной и основной школе.
Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют техникой рисования. Под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. На практике доказано, что использование нетрадиционной техники на уроках изобразительного искусства даёт хорошие результаты. Работы получаются даже у того, кто не проявляет особых способностей к изобразительному искусству.
Нетрадиционные техники – использование необычных материалов и способов изображения. В настоящее время в изобразительном искусстве используются более разные технико-выразительные решения, более свободные соединения различных изобразительных материалов.
Наиболее распространенные нетрадиционные техники – это «коллаж», «декупаж», «мозаика», «монотипия», «граттаж», «торцевание», «кляксография» и др.
Эти техники можно успешно использовать при прохождении определенных тем предусмотренных программой Б. М. Неменского.
Примеры использования нетрадиционных техник на уроках рисования в 5-8 кассах.
класс тема техника
5
Русская народная вышивка штамповка
Искусство Жостова, Хохлома монотипия
Городецкая роспись декупаж
Зачем людям украшения оригами
Нарядные декоративные вазы декупаж
Витраж окна коллаж
6
Линия и её выразительные возможности Работа в 3d
Пятно как средство кляксография
Цвет в произведениях живописи монотипия
Натюрморт в графике граттаж
Выразительные возможности натюрморта монотипия
Конструкция головы человека и её выразительные возможности коллаж
Портрет в скульптуре Скульптура (оконная замазка)
Пейзаж настроение монотипия
Пейзаж в графике граттаж
7
Прямые линии и организация пространства коллаж
Искусство шрифта коллаж
Когда текст и изображение вместе монотипия
Природа и архитектура торцевание
Дизайн и архитектура моего сада торцевание
Техника «коллаж» (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Этот способ хорошо применять в работе с натюрмортом, портретом (6 кл.) в работе с витражами окон (5 кл.). Многие дети не могут передать кистью форму цветка, который хотелось бы нарисовать, тогда на помощь приходит «коллаж». Особенно интересные в этой технике получаются витражи.
Техника «монотипия» — уникальная простая техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Оттиск со стекла, на которое нанесены краски. «Моно» - один, «типия» - отпечаток. Дети с легкостью осваивают «монотипию» и с удовольствием ее применяют. Особое достоинство этой техники в том, что при ее использовании никогда не получается двух одинаковых работ, а значит каждый ребенок создаст что-то уникальное, неповторимое.
Применяю при прохождении тем «Пейзаж-настроение», «Натюрморт» (6класс, «Сказочно-былинный жанр» (7 класс).
Особый интерес у детей вызывает техника «гратография» или рисование свечой, восковыми мелками. (Тема «Пейзаж», 6кл.)
Одним из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемой программой, является работа с бумагой с применением различной техники : «аппликация», «мозаика», «бумажная пластика», «штамповка». Учащиеся с удовольствием выполняют работы из бумаги при прохождении тем «Зачем людям украшения» (5 класс, «Ты сам мастер» (5 класс, «Архитектура города и села» (7 класс). Часто в аппликациях используется природный материал. Этот вид деятельности развивает у ребят точность движения рук, глазомер, чувство формы и ритма, изобретательность, фантазию, воображение, мышление, художественный вкус.
Еще одна техника бумажного рукоделия, более сложная - техника «торцевание». Эту технику можно отнести и к способу аппликации.
Многие учащиеся старших классов берут её за основу в своей проектной деятельности.
Тематические композиции могут выполняться в смешанной технике (тушь, белила, соль; акварель и тушь; пастель и акварель; акварель и восковые мелки, аппликация с прорисовкой). Принцип смешивания основан на взаимном дополнении одной техники другой, а также на их совместимости. Используется, например, при прохождении темы «Современное выставочное искусство» (5 класс).
Использование в практической деятельности на уроках изобразительного искусства различных художественных материалов и техник позволяет заинтересовать обучающихся, поверить в свои возможности, вовлечь их в процесс творческой деятельности, который позволяет раскрыть творческие способности каждого учащегося.
Немаловажным является тот факт, что в одинаковой технике могут работать дети разных возрастных категорий. Для более старших и лучше подготовленных детей просто усложняются задания, подбираются более сложные методики исполнения, к уже знакомым способам добавляются новые технологии. У детей появляется умение самостоятельно находить свои оригинальные способы изображения. Их работы отличаются индивидуальностью, неповторимостью образов.
В нашем школьном учреждении обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с ДЦП. Основной целью коррекционной работы с такими детьми является оказание детям психологической, педагогической, логопедической помощи, обеспечение максимально полной социальной адаптации. Несмотря на тяжелые двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной деятельностью, как одним из наиболее доступных для них и интересных занятий. Однако, продукция их деятельности весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают.
Дети с ДЦП при рисовании испытывают большие трудности. Их графическая деятельность носит характер изобразительного черкания. Это дети с непроизвольными навязчивыми движениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, выходят за пределы листа бумаги. Большие трудности испытывают дети при проведении прямых горизонтальных и вертикальных линий. При удержании карандаша у таких детей наблюдается вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение, или их малая подвижность, слабость мышц, пальцы резко напряжены, неподвижны, плотно сжимают карандаш в кулаке, рисование выполняется за счет движений кисти, а иногда и движений всей руки.
Первые неудачи в рисовании, лепке вызывают у детей раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования. Рисунок у такого ребенка получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет детям почувствовать свою успешность, получить изображение, приближенное к задуманному.
Детям с ОВЗ особенно нравится работать в технике «монотипия», «штамповка», «кляксография». Они получают особенное удовлетворение от такой работы, т. к. видят полученные результаты своего труда.
3. Результативность опыта
В итоге целенаправленной работы по использованию нетрадиционных технологий на уроках изобразительного искусства мне удалось получить положительную динамику роста по следующим показателям:
Уровень способностей уч-ся к творчеству (тест –опрос Е. Геникин)
2014-2015
учебный год
2015-2016
учебный год
2016-2017
учебный год
Динамика
5-6 классы
47%
58%
68%
Увеличение на 21%
7-8 классы
42%
51%
64%
Увеличение на 22%
Диагностика выявления интереса уч-ся к предмету (тест Пигасова Е. Ю.)
2014-2015
уч. год
2015-2016
уч. год
2016-2017
уч. год
Динамика
5-6 классы
54 %
65 %
78%
Увеличение на 24%
7-8 классы
49%
55 %
74%
Увеличение на 25%
На основе анализа результатов проведенной работы можно сделать следующие выводы:
- повысился интерес к предмету у обучающихся среднего звена в среднем на 24,5%;
- результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование художественной культуры учащихся в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник.
Интерес к урокам изобразительного искусства значительно возрос и учащиеся понимают, что урок изобразительного искусства занимает не второстепенное, а свое, не менее почетное, место в ряду других школьных предметов.
Хочу отметить, что, применяя в своей практике нетрадиционные художественно-графическими техники изображения я добиваюсь повышения качественных показателей при 100% обученности учащихся.
• В 2014-2015 уч. году процент качества знаний составил 86%, при 100% обученности;
• В 2015-2016 уч. году – 89% качества, 100% обученности;
• В 2016-2017 уч. году – 93% качества, 100% обученности.
Успешность реализации творческих способностей подтверждается результатами участия школьников в муниципальных и всероссийских конкурсах рисунка и ДПИ.
Результативность участия обучающихся в муниципальных и всероссийских конкурсах.
Год Тема конкурса ФИО уч-ся Уровень Результ
2013-2014
2014-2015
2015-2016
2016-2017
Права человека глазами детей №15 от 11.13
Зеркало природы №20 от 03.14
Рождественская сказка №27 от 12.14
Самой лучшей маме- в самой лучшей день №29 от 02.15.
Зеркало природы №31 от 03.15
Подвигу жить в веках №32 от 03.15
Моя любимая книга №33 от 05.15
Овеянные славою флаг наш и герб №34 от 05.15
Краски земли Рязанской №37
от 10.15
Душа моя масленица №41 от 02.16
Подвигу жить в веках №42
от 03.16
Зеркало природы №43 от 13.05
«Архитектура города и села»
«Зеркало природы» Буртасова М.
Савина А.
Баженова А.
Серафимович С.
Скопцова Е.
Устинов Н.
Теплякова К
Серафимович С.
Горяйнова О
Колесник В.
Малютина М.
Колесник Е.
Скопцова Е.
Буртасова М.
Зотова Е.
Михайлов Д.
Фирсова А.
Сатдинов А.
Голикова В.
Фролов Р
Голикова В.
Пяткина Е
Морозова Ю.
Мирошкина Д. муниципальный
всерос.
муницип
муниц
муниц.
муниц.
муниц.
муниц.
муниц.
муниц.
муниц.
муниц.
муниц.
МНОО «ЛУЧ»
Регион. Побед.
Призёр
призёр
Побед.
Побед.
Призёр
Призёр
Побед.
Побед.
Призёр Призёр
Призёр
Дипл. 1
Дипл. 3
Побед.
Побед.
Побед.
Побед.
Призёр
Побед.
Побед.
Побед.
К концу года я предлагаю детям сделать проектные работы в любой, изученной ими ранее нетрадиционной технике на выбор. В перспективе планирую создать в школе музей нетрадиционных художественно-графических техник рисования.
Исходя из полученных мною результатов, я считаю, что работа в изобразительной деятельности нетрадиционными способами актуальна, полезна, эффективна, интересна, меняет кардинально качество детских рисунков. Это очень увлекательный и интересный процесс, который нее имеет границ.
В перспективе мне бы хотелось узнать и овладеть другими техниками и поделиться своим опытом с учителями и родителями.
Хорошо развитое творчество - это одно из условий успешного развития креативности. От того насколько сформированы механизмы творчества у детей школьного возраста, зависит будущее ребенка.
Таким образом, работа в данном направлении представляется актуальной и важной в свете введения новых образовательных стандартов и обновления образовательной системы. Развитие творчества детей повышает мотивацию к учебным занятиям, дает дополнительный ресурс для работы, повышает интерес, активизирует познавательные способности, является мотивационной основой способности делать выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения, быть субъектом своей жизни. В школьном возрасте важно сохранить и развить стремление ребенка к творчеству, инициативы ребенка, любознательность, самостоятельность, одним словом, креативность.
4. Список литературы:
1. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. - СПб. 2002.
2. Барышева Т. А. Структура, диагностика и методы развития художественно-творческих способностей // Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования. – СПб. 1996.
3. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству М. : Знание, 1981.
4. Вагнер-Вебер Р. Моя первая школа рисования. Рисую как взрослый! / Пер. с нем. И. Кочневой – СПб. Питер 2014. – 64 с. : ил. – (Серия «Вы и ваш ребенок»).
5. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М. : Знание, 1991
6. Горальский И. А. Ощущение творчества. // Вопросы психологии. - 1993 - № 3 –с. 47-53.
7. Давыдова И. В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005 №4..
8. Цукарь А. Я. Уроки развития воображения. Новосибирск, 1997
.
Интернет ресурсы:
1. Шаханина Л. И., Федорищева Е. В., Рыжкова О. В., Чепиженко З. И. Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 38. – С. 191–195. – URL : https://e-koncept.ru/2015/45146.htm.
2. https://www.proobraz27.ru/studio/dekorativno_prikladnoe_iskusstvo/
3. https://kopilkaurokov.ru/izo/prochee/razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-posriedstvom-nietraditsionnykh-mietodov-risovaniia
4. https://nechaeva2002.jimdo.com/родителям-на-заметку/нетрадиционные-техники-рисования/
5. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-znakomstvo-s-netradicionoi-tehnikoi-risovanija-nitkografiei-poljanka-dlja-babochek.html
6. https://ped-kopilka.ru/blogs/lyudmila-anatolevna-sudakova/master-klas-po-netradicionomu-risovaniyu-dlja-mladshih-shkolnikov.html
7. https://doc4web.ru/izo/ispolzovanie-netradicionnih-tehnik-v-izotvorchestve-shkolnikov.html
8. https://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/ajris-folding-eto-prosto-osnovy-texniki.html
9. https://kladraz.ru/blogs/irina-viktorovna-bestik/iz-opyta-raboty-vospitatelja.html
10. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/07/22/razvitie-voobrazheniya-mladshikh-shkolnikov-cherez
11. https://hochu-uchitsa.ru/risovanie/kolobova_tehniki.html
12. https://e-koncept.ru/2015/45146.htm