Елена Неучёсова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество неразрывно связано с судьбами цивилизации, со смыслом человеческой истории. Оно является источником сил человека и его способности к преобразованию и совершенствованию действительности. Формирование личности, способной творить по законам красоты, является актуальной задачей и для современной педагогической деятельности.
Начиная с младшего дошкольного возраста, развитие творческих способностей является одним из значимых направлений работы дошкольных образовательных учреждений. Изобразительная деятельность оказывает существенное влияние на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу детей.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Использование в работе многообразных нетрадиционных техник изобразительной деятельности (бумагопластика, пластилинография, работа с гипсом и др.) способствует успешному развитию детского изобразительного творчества. Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными материалами и инструментами имеет значение не только для развития изобразительной деятельности, но и для психического развития детей. Развитие моторики ребёнка, начинающееся очень рано и постепенно усложняющееся с включением всё более сложных орудийных действий, имеет огромное значение для развития мышления, разнообразных способностей, позволяет легче адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности.
Общеизвестна взаимосвязь общей и речевой моторики. В исследованиях учёных (И. П. Павлов, А. А. Лурия) отмечено: развитие ребёнка напрямую зависит от двигательной активности. Ребёнок с высоким уровнем развития мелкой моторики обладает развитой памятью, вниманием, его речь связна, мысли логичны. По мнению специалистов Института физиологии детей и подростков АПН, изучающих деятельность головного мозга, от сформированности тонких движений пальцев рук зависит уровень развития речи детей. Моторные центры пальцев рук находятся рядом с моторным центром речи, поэтому стимуляция моторики развивает речь.
Являясь доступной и интересной, изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования даёт возможность дошкольникам передать свои впечатления об окружающей действительности. Этот процесс вызывает у детей чувство радости и удивления.
С детьми младшего дошкольного возраста знакомство с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности можно начать с рисования пальчиками ( темы: «Гусеничка», «Цветочки для мамы» и др.). Продолжить работу - отпечатками рук, занятием не трудным, но очень увлекательным ( темы: «Птица», «Осьминог», «Рыбка»). Доступна младшим дошкольникам роспись готовых гипсовых форм, тестопластика с применением формочек, элементы бумагопластики.
Детей средних групп можно знакомить с более сложными техниками : пластилинографией, тестопластикой, пуговичной мозаикой, рисование на наждачной бумаге.
А в старших группах дети могут освоить ещё более трудные методы и техники : кляксография, монотипия пейзажная, рисование шерстяными нитками, мозаика из яичной скорлупы, рисование на листе покрытом манной крупой.
Каждый из этих методов - маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движения. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности могут использоваться в работе с детьми любого возраста, разница лишь в степени участия в работе педагога.
Если ваши дети любят рисовать, использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности откроет для них широкий простор фантазии. Если же ваши дети не любят рисовать, нетрадиционные техники для вас – находка, поскольку они дают возможность дошкольникам создавать оригинальные работы, практически не имея художественных навыков.
Статью подготовила воспитатель:
Неучёсова Елена Владимировна.