Светлана Ныркова
Представление педагогического опыта «Музыкальные инструменты в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Публикация «Представление педагогического опыта „Музыкальные инструменты в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Любопытно, что многие дети по окончанию музыкальной школы, потратив на неё семь – восемь лет жизни на обучение, в итоге бросают занятия музыкой и даже не подходят к своему музыкальному инструменту. Почему?
Потому, что в детстве их не научили играть играючи. Мой небольшой педагогический опыт направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение совей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость.
В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого. При совместной игре в ансамбле или оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность за общее дело.
Создание оркестра дошкольников очень сложное и трудоемкое дело, но весьма нужное, необходимое. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесет любовь через всю жизнь.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Работая с дошкольниками, я поняла, чтодетей привлекает звучание различных игрушек, инструментов. Тогда и возникла мысль о создании детского оркестра, который не только объединит ребят, углубит их музыкальные познания, но и будет способствовать их всестороннему развитию.
Отсюда вытекает цель:
Создание дошкольного детского музыкального оркестра.
В связи с этим я поставила для себя задачи:
1. С помощью детских музыкальных инструментов побуждать ребенка к самостоятельным занятиям музыкой.
2. Учить детей играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы, интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, петь и подыгрывать себе.
3. Развивать творческие способностивоспитанников через систему творческих игр и заданий.
4. Развивать у детей чувство уверенности в себе.
5. Воспитывать у детей чувство коллективизма и ответственности, выдержку, настойчивость в достижении цели.
6. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в ДОУ.
7. Наработать вспомогательный музыкально - дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.
Теоретическая база опыта.
Для своей работы основополагающими источниками литературы по обучению детей игре на музыкальных инструментах стали работы Н. А. Ветлугиной, Л. Н. Комисаровой, Н. Г. Кононовой.
Так же основой моего опыта послужили работы таких авторов, как:Т. Э. Тютюнникова и ее авторская программа “Элементарноемузицирование с дошкольниками”, учебно-методические пособия “Бим! Бам! Бом! Игры звуками”, “Уроки музыки по системе обучения К. Орфа”. Мне понравилось в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей
В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах пользуюсь попевками из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру.
Систематический применяю на музыкальных занятиях различные игрушки и инструменты, вызывающие у детей интерес к таким занятиям, расширяющий их музыкальные впечатления, способствующий творческую активность.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
На первом этапеработы я стала изучать литературу, собирать, а затем самостоятельно создавать необходимый методический материал для дальнейшей работы, для применения полученных знаний на практике. Наметила возрастные группы с которыми буду работать.
Подобрала все детские инструменты, которые есть в детском саду: погремушки, бубны, маракасы, румбы, барабаны, металлофоны, колокольчики, бубенцы, трещотки.
Большую помощь в приобретении музыкальных инструментов для оркестра оказывают родители воспитанников. Откликаясь на наши просьбы, они старались по мере возможности приобрести новые инструменты для детского оркестра.
Инструменты в оркестре распределяю с учетом возможностей детей, стараясь прислушаться к их желанию. Такие сложные инструменты, как металлофон, ксилофон предлагаю более способным.
Прежде чем научить детей играть на музыкальных инструментах, сначала я раздаю детям деревянные палочки, на которых они отстукивают ритм музыки. Знакомство с музыкальным произведением, которое впоследствии будет звучать в оркестре, осуществляю на музыкальных занятиях или во второй половине дня. Всей группой дети усваивают ритмический рисунок, движение мелодии. После того как дети хорошо усвоили мелодию, ее ритмический рисунок, перехожу к индивидуальным занятиям с каждым ребенком. И только после этого объединяю несколько ребят в ансамбль.
Также использую презентации, которые наглядно иллюстрируют последовательность звучания каждого инструмента.
Сбор информации, материала, проводимые занятия, также задания детям и родителям на дом, позволили мне выполнить задачи по развитию творческих способностей воспитанников. Поощряя музыкальнуюдеятельность детей и родителей, а это поиск материалов, информации, изготовление нетрадиционных шумовых инструментов, я видела результаты своего труда.
Шумовой оркестр доставляет большую радость не только детям, но и нам педагогам. На наших глазах дети преобразовывались: появился интерес к музыкальным занятиям, дети стали обращаться к музыкальным игрушкам в часы досуга, организовывать интересные игры с их применением, с большим желанием сопровождать знакомые песни игрой на них.
Анализ результативности.
В результате проделанной работы дети научилисьпроявлять интерес к музыкальным инструментам, показывают высокий уровень развития творческих способностей; умеют эмоционально и выразительно исполнять разные по характеру произведения на музыкальных инструментах. Наглядно это можно видеть на примере проведенных утренников и праздников. Праздники превращаются для наших воспитанников в волшебную красочную сказку, где они могли бы проявить себя как настоящие маленькие артисты.
За время работы в детском саду сделала4 выпуска, которые получили первоначальные азы музыкальной подготовки. В настоящее время они продолжают успешно развивать свои музыкальные способности в начальных классах, музыкальной школе.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Чтобы достичь определенных успехов на занятиях музыки в дошкольных образовательных учреждениях, соблюдая при этом возможности вышеназванные мною, существуют определенные проблемы.
Арсенал музыкальных инструментов для детей дошкольного возраста и отсутствие педагогической системы по их изучению именно в дошкольных образовательных учреждениях.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Все работы размещены на сайте детского сада и могут быть использованы в своей работе музыкальными руководителями.