Эльвира Епифанова
Обобщение педагогического опыта по теме «Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта по теме: «Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей детей»
1. Условия возникновения и становления опыта
Дошкольное детство – это период, где закладывается фундамент и происходит многогранное развитие личности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Аппликация одно из самых занимательных удовольствий для ребенка, в своей поделке он не только отражает свои впечатления, эмоции, но и проявляет фантазию.
Публикация «Обобщение педагогического опыта по теме „Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей“» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Не все дошкольники имеют способности к изобразительной деятельности, есть дети неуверенные в себе и на первых порах у них не все хорошо получается. Если не обращать на эту проблему внимания, то у этих детей разовьется комплекс «нелюбви» к аппликации. Опыт работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.
Прежде всего, изучила литературу, освещающую использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности дошкольников.
Составила перспективный план работы по освоению нетрадиционных технологий.
Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов. У неуверенных детей в аппликации преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Ребенок начинает чувствовать себя маленьким создателем, у него появляется интерес и потребность создавать. Разнообразие природного и бросового материала при создании аппликации таит в себе необыкновенные возможности, можно выбрать любой материал по душе, поэтому это творчество привлекло меня. Мне нравится мастерить, это подтолкнуло меня приучить к творчеству и детей. Я увидела, как загораются глаза детей и мне захотелось передать свой опыт, научить их работать с нетрадиционными материалами.
2. Актуальность опыта
Развитие художественно-творческих способностей у ребенка – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
И самое эффективное ее развитие начинается с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Придумывая что-то новое, неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способностями создания объекта. Дошкольник в своем развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного восприятия до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами.
Очень важно не ограничивать детей, а наоборот давать им возможность выдумывать сюжет своего рисунка, что доставляет не только удовольствие, но и уточняет представления, развивает воображение. Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.
Актуальность темы:
1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески-активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированных творческих способностей ребенка. К первому классу он должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
3. Воображение является предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.
4. Развитие мелкой моторики играет огромную роль в формировании психологического развития ребенка и подготовке руки к письму.
5. Возможность раскрываться и передавать свое настроение, видение окружающего мира, способствует развитию коммуникабельности и раскрепощенности у ребенка.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.
3. Ведущая педагогическая идея
Состоит в создании дополнительных условий, а именно:
1. Создание развивающей предметно - пространственной среды:
• В группе создана соответствующая предметно-пространственная развивающая среда, насыщенная изо-материалами, нетрадиционными бросовыми для детского художественного творчества со свободным доступом к материалам и возможностью экспериментирования с ними.
• Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах.
2. Профессиональная компетентность.
Педагог, развивающий в детях творческие способности должен быть сам творцом, заинтересованным в создании эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми. Чтобы достичь поставленной цели я изучила дополнительную литературу по данной теме, предусмотрела наличие необходимых материалов.
3. Творческая заинтересованность.
Каждый педагог - практик заинтересован в том, чтобы у детей расширялись и углублялись знания об окружающем мире, развивались творческие способности и познавательные интересы, развивались психические процессы: внимание, память, воображение, развивалось чувство коллективизма, эмоционально-волевая сфера.
4. Условия творческой деятельности.
Привлечение детей к деятельности по работе с нестандартным материалом, которое стимулирует творческое воображение, самостоятельность, интерес. Это требует развития мотивационной потребности ребнка. У детей очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признания, самоутверждения, реализовать которую можно в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность действовать самостоятельно, активно. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Для решения той или иной задачи я превращаю детей в волшебников, художников, портных, конструкторов и т. п.
4. Новизна опыта
Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития дошкольников посредством:
• Использование наряду с традиционными приёмами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;
• Взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;
• Взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.
5. Теоретическая база к опыту
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, который отличается оригинальностью вариативностью, гибкостью, подвижностью. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
В формировании творчества особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
Аппликация (от латинского слова – прикладывание) – один из видов художественной деятельности, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:
1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геомет-рических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.
И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.
Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника, такие как:
1. Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
2. Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
3. Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
4. Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
5. Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
• наблюдения с детьми;
• обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
• объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
• показ способов действия;
• упражнения;
• игровые приемы;
• совместный анализ выполненной работы.
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт.
6. Адресная направленность опыта
Данный опыт работы будет интересен детям старшего дошкольного возраста, воспитателям, родителям.
Применение данного опыта способствует развитию творческих способностей, воображения, мелкой моторики рук. Данная работа может быть интегрирована в образовательный процесс.
7. Результативность
В ходе проделанной работы, мною получены результаты позволяющие сделать вывод о том, что целенаправленная деятельность, помогла в решении задачи, которую я ставила перед собой: развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей. Дети старшего дошкольного возраста умело действуют с ножницами и бумагой, составляя оригинальные композиции не только на совместных занятиях с взрослым, но и в самостоятельной деятельности.
Кроме того, выявление специфик формирования изобразительных умений, проявления фантазии и творчества у детей может помочь в анализе собственных возможностей работы по данному направлению.
В случае необходимости можно вносить коррективы в содержание занятий, увеличивать или сокращать их число, руководствуясь при этом такими факторами, как опыт, накопленный детьми в процессе ознакомления с окружающим миром, их знания, а также изобразительные умения и навыки.
Развивая творческую инициативу детей, необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать способы изображения, тему и выразительные средства.
Таким образом, приобщив ребенка к изобразительному творчеству, я могу помочь ему самовыражаться. Путешествуя по миру прекрасного, ребенок получает не только навыки и приемы работы с изобразительными материалами, но и совершенствуется духовно, учится оценивать события жизни и явления природы, постигает чувство прекрасного.
Эффективным условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности стало использование нетрадиционных техник аппликации, позволяющей детям без особых усилий создавать неповторимые образы. Нетрадиционные приемы аппликации способствуют активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта. Необычность способов аппликации вызывала эмоционально-положительное отношение детей к изобразительной деятельности. Дети обретают самостоятельность и уверенность в своих возможностях.
Список литературы:
1. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М: Просвещение, 1991.
2. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детсом саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
3. Куцакова Л. В. Дошколята трудятся. Воспитательно-образовательная работа по трудовому воспитанию в детском саду. – М. ,1997.
4. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
5. Куцакова Л. В. Программа Москвичок. Организация работы с детьми по изобразительной деятельности и художественному труд у. – М., 1998.
6. Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
7. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2009.
8. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М. : ИД «Цветной мир», 2011.
9. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. -М: 2003, - 344с.
10. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. - М: Мозайка-Синтез, 2007