Ирина Катищина
Представление педагогического опыта по теме «Активизация словаря детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта по теме :
«Активизация словаря детей раннего дошкольного возраста»
Воспитатель МДОУ «Детский сад № 116
комбинированного вида»
городского округа Саранск
Катищина И. А.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема раннего речевого развития, т. к. количество детей раннего возраста с нарушением развития речи в современных условиях непрерывно возрастает.
Публикация «Представление педагогического опыта по теме „Активизация словаря детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Это яркий, неповторимый отрезок жизни человека. Именно в этом возрасте наилучшим образом развиваются многие психические процессы.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего его развития. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.
Условия формирования ведущей идеи опыта
В работу по активизации словаря у детей раннего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты: утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность, занятия, прогулка, продуктивная деятельность.
Развитие речи должно осуществляться не периодически, а систематически.
В нашей группе для этого созданы следующие условия :
1. Подобран разнообразный содержательный материал для детской
деятельности
2. Создана предметно-развивающая среда.
3. Разработаны картотеки дидактических игр и пальчиковых игр.
4. Ведется кружок «Умелые ручки»
5. Используются разные виды продуктивной деятельности.
Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию речи и пополнению словарного запаса детей, проводимые в воспитательно-образовательном процессе, позволят детям почувствовать свою успешность
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Развитие речевой деятельности ребенка зависит от организации игровой, предметно-пространственной среды, подбора игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий, их развивающего потенциала, расположения, доступности для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей в нашей группе создано пространство для речевого, игрового и сенсорного развития
Для решения задач по активизации словаря детей раннего возраста я использую разнообразные методы.
Словесные методы : чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов. Вместе с детьми мы читаем и заучиваем стихи А. Барто. «Игрушки», З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?”; читаем потешки В“Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики - чикалочки”. В раннем возрасте мы знакомимся со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.
Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.
Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей. В младшем дошкольном возрасте дети с большим удовольствием играют в подвижные игры, которые сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь», «Карусель». Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь
Вместе с детьми мы рассматриваем картинки с изображением животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, транспорта, игрушек.
Мы играем в различные дидактические игры : «Собери пирамидку», «Лото», «Складные кубики с разрезными картинками».С большим желанием дети играют с звучащими игрушками (погремушка, колокольчики, барабан)
В нашей группе есть «Чудесный мешочек», игры с которым благоприятно воздействуют на пополнение словарного запаса детей.
С большим удовольствием играют дети в театрализованном уголке, создавая проблемные ситуации, исполняя роль сказочных героев.
Используя предметы - заместители дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская, «Семья»
Находясь в постоянном общении с воспитателем во время игры, словарь ребёнка постоянно пополняется новыми словами и фразами, т. е. становится богаче.
Теоретическая база опыта.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу: Алексеева М. М., Яшина В. И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников» :Учеб. пособие. -М, Издательский центр «Академия»,2006г. Содержание пособия соответствует программе курса «Тео- рия и технологии развития речи детей дошкольного возраста». Суть основных разделов курса обобщенно представлена в таб- лицах или схемах, что иллюстрирует узловые вопросы курса и служит опорными указателями к его изучению. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профиль «До- школьное образование»).
Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста»/Пособие для воспитателя детского сада /Москва, Просвещение 1979. Методическое пособие адресовано воспитателям и методистам яслей-садов и детских садов. Оно освещает содержание и методику работы по основным разделам развития речи в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
В книге освещены вопросы содержания и методики работы по основным разделам развития речи и обучения родному языку в детском саду. В пособии раскрываются особенности работы по развитию речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Развитие речи детей раннего возраста рассматривается в специальной главе; в нее включен также раздел о речи детей третьего года жизни (первая младшая группа, чтобы в какой-то мере осветить преемственность развития речи детей в раннем и в младшем дошкольном возрасте.
Изучила книгу Печора К. М., Пантюхина Г. В. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». В пособии освещаются особенности воспитания и развития детей первого, второго и третьего года жизни, даются методические рекомендации, как осуществлять воспитание и обучение маленьких детей на занятиях и как руководить самостоятельной игрой малышей. Большое внимание уделено контролю за состоянием развития детей, приводятся показатели нервно-психического развития ребенка.
Была изготовлена картотека игр по развитию речи.
Анализ результативности
В результате целенаправленной работы к трем годам дети уже проявляют способность к речевому анализу: если ребенок даже сам не произносит правильно слово, может уловить произношение этого слова с ошибками у другого ребенка; различают сходно звучащие
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. Результатом работы становится правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями :
1. Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.
2. Совершенствование и оттачивание, и индивидуальный подбор приемов, форм и методов педагогического искусства.
3. Не все дети младшего возраста осваивают конкретное содержание, необходимое для общения. Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Но, к большому сожалению, во многих семьях этого не происходит.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный инновационный педагогический опыт «Активизация словаря детей раннего возраста» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.