Лучший педагог года

Представление педагогического опыта по теме «Активизация словаря детей раннего дошкольного возраста»

Ирина Катищина
Представление педагогического опыта по теме «Активизация словаря детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Представление педагогического опыта по теме :

«Активизация словаря детей раннего дошкольного возраста»

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 116

комбинированного вида»

городского округа Саранск

Катищина И. А.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема раннего речевого развития, т. к. количество детей раннего возраста с нарушением развития речи в современных условиях непрерывно возрастает.

Публикация «Представление педагогического опыта по теме „Активизация словаря детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Это яркий, неповторимый отрезок жизни человека. Именно в этом возрасте наилучшим образом развиваются многие психические процессы.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего его развития. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.

Условия формирования ведущей идеи опыта

В работу по активизации словаря у детей раннего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты: утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность, занятия, прогулка, продуктивная деятельность.

Развитие речи должно осуществляться не периодически, а систематически.

В нашей группе для этого созданы следующие условия :

1. Подобран разнообразный содержательный материал для детской

деятельности

2. Создана предметно-развивающая среда.

3. Разработаны картотеки дидактических игр и пальчиковых игр.

4. Ведется кружок «Умелые ручки»

5. Используются разные виды продуктивной деятельности.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию речи и пополнению словарного запаса детей, проводимые в воспитательно-образовательном процессе, позволят детям почувствовать свою успешность

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

Развитие речевой деятельности ребенка зависит от организации игровой, предметно-пространственной среды, подбора игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий, их развивающего потенциала, расположения, доступности для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей в нашей группе создано пространство для речевого, игрового и сенсорного развития

Для решения задач по активизации словаря детей раннего возраста я использую разнообразные методы.

Словесные методы : чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов. Вместе с детьми мы читаем и заучиваем стихи А. Барто. «Игрушки», З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?”; читаем потешки В“Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики - чикалочки”. В раннем возрасте мы знакомимся со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.

Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей. В младшем дошкольном возрасте дети с большим удовольствием играют в подвижные игры, которые сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь», «Карусель». Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь

Вместе с детьми мы рассматриваем картинки с изображением животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, транспорта, игрушек.

Мы играем в различные дидактические игры : «Собери пирамидку», «Лото», «Складные кубики с разрезными картинками».С большим желанием дети играют с звучащими игрушками (погремушка, колокольчики, барабан)

В нашей группе есть «Чудесный мешочек», игры с которым благоприятно воздействуют на пополнение словарного запаса детей.

С большим удовольствием играют дети в театрализованном уголке, создавая проблемные ситуации, исполняя роль сказочных героев.

Используя предметы - заместители дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская, «Семья»

Находясь в постоянном общении с воспитателем во время игры, словарь ребёнка постоянно пополняется новыми словами и фразами, т. е. становится богаче.

Теоретическая база опыта.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу: Алексеева М. М., Яшина В. И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников» :Учеб. пособие. -М, Издательский центр «Академия»,2006г. Содержание пособия соответствует программе курса «Тео- рия и технологии развития речи детей дошкольного возраста». Суть основных разделов курса обобщенно представлена в таб- лицах или схемах, что иллюстрирует узловые вопросы курса и служит опорными указателями к его изучению. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профиль «До- школьное образование»).

Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста»/Пособие для воспитателя детского сада /Москва, Просвещение 1979. Методическое пособие адресовано воспитателям и методистам яслей-садов и детских садов. Оно освещает содержание и методику работы по основным разделам развития речи в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».

В книге освещены вопросы содержания и методики работы по основным разделам развития речи и обучения родному языку в детском саду. В пособии раскрываются особенности работы по развитию речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Развитие речи детей раннего возраста рассматривается в специальной главе; в нее включен также раздел о речи детей третьего года жизни (первая младшая группа, чтобы в какой-то мере осветить преемственность развития речи детей в раннем и в младшем дошкольном возрасте.

Изучила книгу Печора К. М., Пантюхина Г. В. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». В пособии освещаются особенности воспитания и развития детей первого, второго и третьего года жизни, даются методические рекомендации, как осуществлять воспитание и обучение маленьких детей на занятиях и как руководить самостоятельной игрой малышей. Большое внимание уделено контролю за состоянием развития детей, приводятся показатели нервно-психического развития ребенка.

Была изготовлена картотека игр по развитию речи.

Анализ результативности

В результате целенаправленной работы к трем годам дети уже проявляют способность к речевому анализу: если ребенок даже сам не произносит правильно слово, может уловить произношение этого слова с ошибками у другого ребенка; различают сходно звучащие

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. Результатом работы становится правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями :

1. Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.

2. Совершенствование и оттачивание, и индивидуальный подбор приемов, форм и методов педагогического искусства.

3. Не все дети младшего возраста осваивают конкретное содержание, необходимое для общения. Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Но, к большому сожалению, во многих семьях этого не происходит.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный инновационный педагогический опыт «Активизация словаря детей раннего возраста» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.

Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность темы: Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше.

Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений «Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений» Е. Н. Лукьянчикова, воспитатель.

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 67» города Кирова Активизация словаря детей младшего дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по теме «Влияние малых фольклорных форм на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» В течении многих лет я работаю над проблемой «Влияние малых фольклорных форм на развитие и воспитание детей». Работу по использованию малых.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит.

Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций Кидярова Екатерина.

Представление опыта работы по теме «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» .

Особенности развития словаря у детей раннего дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Терлецкая Мария Павловна, отделение педагогических специальностей, специальность:.

Представление педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Еделькиной Алины Ивановны по проблеме.

Представление педагогического опыта воспитателя Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Структурное подразделение «Детский сад.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта по теме «Активизация словаря детей раннего дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 января 2019 в 15:52
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление педагогического опыта по теме «Активизация словаря детей раннего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Катищина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД