Елена Семёнова
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство -изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Для успешной работы по формированию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных и двигательных анализаторов.
Процесс изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила перед собой следующую цель:
- развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Для реализации намеченной цели, мною были определены следующие задачи:
- формировать у детей первые представления о прекрасном в жизни и искусстве, формировать способность воспринимать его;
- формировать художественно-образных представлений, эмоционально-чувственное отношение к предметам и явлениям действительности, воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на прекрасное;
- развивать творческие способности детей в рисовании, лепке и аппликации;
- обучать основам создания художественных образов, формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности;
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Свою работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста строю на следующих принципах:
•От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
•Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
•Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Для реализации данного опыта было составлено перспективное планирование работы по развитию творческих способностей. Я стала активно вводить в работу с детьми рисование, лепку и аппликацию.
Развитие творчества во многом зависит от организации эстетическо-развивающей среды в группе. Так, появился «Центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Так например красивые цветы необычной формы получаются при рисовании мятыми кусочками бумаги, штампом, необыкновенные картинки получаются при рисовании ладошкой. Большой восторг вызывает рисование пальчиком, ватной палочкой. Используя разные семена, зёрна, пуговицы вместе создаем пластилиновые картинки, создание коллективных композиций «Осенний лес», «В зимнем лесу» и др. вызывает интерес к сотворчеству с воспитателем и детьми.
Вызвать желание и поддержать интерес к созданию образов помогает игровая мотивация (слепить угощение для гостей, сделать подарок мишке, игровые приёмы (дождик капает «кап-кап», зайчик прыгает по дорожке оставляя следы, сюрпризные моменты (слепить мишке друзей, подарки из волшебного сундучка).
В совместной деятельности с детьми использую народные игрушки – они обогащают зрительные впечатления и вызывают эмоциональный отклик у детей. Им нравится рассматривать, трогать играть с ними. Показ ярких игрушек вызывает интерес к их изображению. Такая игрушка может выступать как персонаж в процессе рисования и лепке (в лепке-колобок, колеса для машины, морковка для зайчика, грибочек для белочки и др.)
В разное время года провожу наблюдения в природе и ближайшем окружении: за красивыми цветами на клумбе, солнцем, облаками, первой зеленой травкой, насекомыми, бабочками. Они обогащают представления детей о внешнем виде хорошо знакомых объектов и уточняет зрительные впечатления В совместной деятельности использую художественное слово (стихи, потешки, прибаутки). Яркий выразительный язык фольклорных произведений доступен и понятен детям.
Детям очень нравится наблюдать, как взрослые рисуют и лепят. Такие наблюдения побуждают детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные. Яркие выразительные образы хорошо знакомых предметов.
В родительском уголке есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности.
Так же развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества. Каждое занятие должно заканчиваться коллективным просмотром всех созданных детьми изображений. Важно, чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работу. В процессе оценки созданных детьми изображений важно обращать их внимание на наиболее интересные из них. Вызывать положительные эмоции. Это способствует повышению их интереса к изобразительной деятельности.
При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач.
Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. Были проведены консультации: «Развитие творческих способностей дома. Рисование», «Как организовать художественно-изобразительную деятельность с детьми дома», «Аппликация. Хорошо или плохо?».
Анализ результативности.
Опыт работы, который я накопила, показывает, что дети лучше стали воспринимать и понимать изображение знакомых предметов и явлений, эмоционально откликаться не только на содержание, но и художественную форму. Ощущение того, что тебя понимают и принимают, сопереживают твоему творчеству, поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется творчество – неотъемлемая часть разностороннего развития.
В результате систематической и последовательной работы дети младшей группы научились:
- свободно рисовать предметы, состоящие из линий, проведенных в разных направлениях;
- передавать простые сюжеты, объединяя несколько изображений («Ёлочка растет в лесу);
- аккуратно пользоваться изобразительными материалами: карандашами, красками, бумагой, кистью, клеем и т. д. ;
- использовать в процессе рисования карандашами и красками нескольких цветов;
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность позволяет формировать у детей младшего дошкольного возраста творческие способности, вызывать у ребят положительный эмоциональный отклик на рисование, лепку, аппликацию; чувство радости от созданных изображений; доброжелательное отношение к сверстникам и их рисункам, лепным изображениям, аппликациям.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Основная проблема развития творческих способностей дошкольников заключается в том, что быстрые темпы научно-технического развития общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искусства, требуют быстрой реакции, гибкого мышления, творческого подхода к решению жизненно важных проблем.
Творческая личность значительно лучше и легче приспосабливается к бытовым, социальным и производственным условиям, эффективно их использует и изменяет в соответствии с предпочтениями, убеждениями. Заботясь о развитии творческих способностей у детей, приобщая их к творческому труду, мы создаём необходимые условия для развития всех без исключения технических качеств детей дошкольного возраста.
С целью выявления отношения родителей к художественно - творческой деятельности детей я провела анкетирование. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная тема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты.
Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому творчеству, но не все понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Родители отмечали занятость на работе, нехватку времени на творческую деятельность с детьми.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности перенимается педагогами МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 7» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города. Мастер-классы по художественно-эстетическому развитию, конспект открытого занятия «Теремок», представление педагогического опыта размещены на международном образовательном портале maam.ru в моем личном блоге, а также на сайте детского сада, и могут быть использованы в своей работе воспитателями.