Евгения Кириллова
Педагогическая система Ф. Фрёбеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая система Ф. Фрёбеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение.
Публикация «Педагогическая система Ф, Фрёбеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Игровой набор «Дары Фрёбеля» полностью соответствует с Федеральному Государственному Общеобразовательному Стандарту ДО. Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта - дерево, что безопасен для реализации и применении ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по средствам реализацию модульной программы «Дары Фрёбеля»
Задачи:
- познакомить детей с сенсорными эталонами, их практическим использованием в конструктивной деятельности;
- развивать мыслительные умения : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, основываясь на практическом опыте;
- повысить уровень развития интеллектуальных способностей детей;
- развивать воображение детей дошкольного возраста;
- развивать навыки игрового взаимодействия со взрослыми и сверстками с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»;
- способствовать организации самостоятельной игровой деятельности детей с использованием «Даров Фрёбеля».
Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему.
Ф. Фрёбель свои дары распределил на группы:
«Формы жизни» — когда ребё нок строит или изображает объекты реального мира: дома, дороги, реки, горы.
«Формы познания» — когда ребё нок с помощью деталей изучает математические и физические свойства предметов: например, учится считать, определять упавший предмет по звуку, делить целое на части.
«Формы прекрасного» — это когда ребёнок по нескольким простым правилам создаёт абстрактные предметы и узоры.
С сентября 2018 г. наш детский сад стал участником совместного проекта ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»
и АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» по теме «STEM образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».
В Июле 2018 г. в рамках реализации этого проекта прошла обучение по программе «Педагогическая система Ф. Фрёбеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста» в объёме семидесяти двух часов.
Мною был разработан перспективный план согласно образовательному модулю в рамках STEM образования. Образовательная деятельность с детьми с использованием игрового набора «Дары Фребеля» проводятся во второй половине дня. Один раз в неделю. Занятия проводятся с подгруппой детей по 6 человек. Каждому ребенку выдается тема постройки и образец. Время проведения образовательной деятельности соответствует возрасту детей. Для мониторинга достижений ребенка при освоении программы «STEM–ОБРАЗОВЫАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» мною был подобран тест креативности творческого мышления Е. Торренса. Данный тест соответствует целям и задачам данному проекту.
Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми 5 лет, учитываю не только особенности возраста, но и возможности каждого ребенка в частности, а также их желания и интересы. Занятия с детьми с использованием набора «Дары Фрёбеля» проводится один раз в неделю (4 занятия в месяц). Занятия мы начинаем с первых двух даров, постепенно добавляя дары в течение месяца, заканчиваем месяц строительством композиций с использованием пятого и шестого даров. Последующие месяца мы работаем по такому же алгоритму, постепенно вводя дары в течении месяца. При этом используются более усложненные задания и темы.
В своей работе использую шесть «даров» :
«Дар 1» — мяч. Это первая игрушка, так как шар не имеет углов и удобен ребенку.
С помощью данного модуля с детьми тренируем мелкую моторику, при рассматривании ребенок выделяет разные качества (величина, цвет, материал, упругость).
Развиваем речевые способности и самостоятельную игровую деятельность.
«Дар 2» — деревянные куб, шар и цилиндр.
с помощью фигур второго дара мы с детьми знакомимся с разными формами предмета, анализируем и выявляем особенности и качество каждой фигуры.
При игре со вторым даром формируется самостоятельные исследовательские навыки, изучение движения предмета по траектории и различным направлениям.
Подобные занятия закрепляют опыт основы движения (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз) и формируют у ребёнка пространственную ориентацию.
«Дар 3» — куб, разделенный на 8 кубиков.
Занимаясь с третьим даром, дети знакомятся с понятием целое и части. Маленькие кубики дают возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной. Исследуя кубики дети строят фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.)
«Дар 4» — куб, разделенный на 8 плиток.
Занятия с четвертым даром способствует развитию логических способностей, умению рассуждать и делать выводы.
В ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся у ребёнка моделью. Таким образом развивается мышление, что ведёт к осознанию ребёнком того, что он построил.
«Дар 5» — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики.
Занимаясь с пятым даром, мы усложняем постройки, ставя более сложные задачи - благодаря этому развивается пространственное мышление и моторика рук. Разнообразие кубов дает пространство для воображения, из кубиков разных размеров дети собирают сложные фигуры.
«Дар 6» — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых соответственно делится вдоль, а часть — поперек.
Возможность строительных комбинаций значительно расширяется.
Шестой дар постепенно усложняет задачи ребенка и стимулирует его включать логическое мышление и фантазию. В следствии чего дети строят более сложные постройки.
Тест креативности творческого мышления Е. Торренса, тест состоит из трех заданий. Тест был проведен в конце сентября и срез в начале февраля. Мониторинг прошли 30 детей, возрасте 5 лет. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Тест предполагает пять показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля».
Знакомлю педагогов с опытом работы с игровым набором «Дары Фрёбеля»
Для этого в течении года мною были проведены два мастер класса «Образовательная деятельность с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» и «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля в совместной деятельности с детьми», целью которых было познакомить педагогов с основами педагогики Ф. Фрёбеля, показать практическое применение.
“Дары Фрёбеля” с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, логические операции; строить высказывания. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Спасибо за внимание!