Калиновская Наталья
Презентация опыта работы для педагогов «Использование ИКТ для развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение ИКТ
Президент РФ поставил перед каждым учреждением задачу: иметь собственное электронное представительство в интернете. На основании правительственных документов была разработана и утверждена Концепция развития системы дошкольного и общего образования. Одним из её основных направлений является решение задачи повышения качества дошкольного образования на основе внедрения в образовательный процесс эффективных технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей дошкольного возраста. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг.
Публикация «Презентация опыта работы для педагогов „Использование ИКТ для развития познавательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития.
В связи с рассматриваемой сегодня темой, мы обращаем внимание на требования ФГОС ДО. Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. Она должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии.
Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о зависимости от компьютера, негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей и т. д.
Использование компьютера в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут.
С детьми младшего возраста использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога.
Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но с преобладанием других методических приёмов.
Области применения ИКТ педагогами ДОУ
Можно выделить 4 основных области применения ИКТ:
1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагоги о ДОУ составляют и оформляют календарные и перспективные планы, готовят материал для оформления родительского уголка, печатают характеристики детей, оформляют табель посещаемости детей в Excel и т. д
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога регулярного повышения своей квалификации. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
3. Работа с родителями.
Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. Современные технические средства используются при оформлении родительских уголков, объявлений, поздравлений и другого наглядного материала, при подготовке рекомендуемых заданий для повторения лексических тем, проведении родительских собраний и т. д.
А на выпускных балах просмотр подготовленной мультимедийной презентации из старых фотографий вызывает отклик в сердцах и детей, и взрослых.
4. Воспитательно – образовательный процесс.
Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.
Воспитатель для себя может создать электронную мини-библиотеку, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, мнемотаблицы, раскраски к лексическим темам, схемы лепки и рисования для доски памяти и т. д.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
ИкТ обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
Хорошо зарекомендовали себя такие специально разработанные компьютерные программы, которые можно использовать на занятиях с детьми «Баба-яга учится читать», «Несерьезные уроки от 3-8», «Рекс в детском саду», «Трое из Простоквашино: Дядя Федор идет в школу», «Трое из Простоквашино: Шарик учит азбуку» и др.
При коррекции и формировании фонетической стороны речи учителя-логопеды могут использовать компьютерную программу «Игры для Тигры», где содержатся задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности каждого ребёнка.
Использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.) . Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint
Например, НоД по математическому развитию по теме «Веселый счет»
№ Этап занятия Форма работы Действия воспитателя и воспитанника Вид слайда
1 Тема занятия «Веселый счет» Запись темы. Определение темы, цели, задач.
Закрепить знания о прямом счете.
2 Матушка-Земля - повторение. Задание с использованием приема скрытие — шторки, затемняющей правильный ответ.
Воспитанники отгадывают загадку и открывают шторку.
3 Повторение имеющихся знаний.
Назвать среди предложенных изображений овощи и фрукты, их цвет, распределить в цветные корзины.
Применение приема Перемещение: соответствия, работа со слоями.
Объекты перемещаются в корзины путём перемещения на верхний слой.
Задание с использованием приема работы с маркером (соединение линией корзины с цифрой).
Воспитанники распределяют овощи и фрукты по корзинам, после чего с помощью маркера соединяют корзинку с определенным количеством овощей и фруктов и цифру.
4 Повторение имеющихся знаний о геометрических фигурах. Применение приема Перемещение: соответствия, работа со слоями.
Объекты перемещаются на геометрические фигуры путём перемещения на верхний слой.
Воспитанники распределяют овощи и фрукты по форме геометрических фигур.
Многогранная тактильно-развивающая поверхность
Световой куб - это универсальное многофункциональное устройство, предназначенное для организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, проведения развивающих и игровых занятий, организации досуговых и развлекательных мероприятий, в том числе спортивных.
Преимущества:
• Портативность.
• Возможность управления световыми эффектами с пульта ДУ
• Прочность
• Наличие аккумуляторов и возможность работы от сети
• Возможность использования в помещении и на улице.
Состав комплекта:
• Световой куб с разноцветной подсветкой размером 40х40х40 см.
• Пульт ДУ.
• Комплект методических материалов для проведения развивающих занятий и экспериментальной деятельности.
Проблемы
К сожалению, при внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств. ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.