елена шведова
Игровые технологии, как основа развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счё т комплексного использования разнообразных методов и приемов:
1. Занятия в форме игр-инсценировок, игр-драматизаций.
2. Чтение художественной литературы.
3. Игры и упражнения, развивающие речевую активность.
4. Игровые ситуации.
5. Общение.
Публикация «Игровые технологии, как основа развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Более подробно хочу остановиться на приёме использования народных игр, так как он позволяет развить речь детей в доступной и интересной для них форме и даёт отличные результаты.
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи.
Например, потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
- обогащение словаря.
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Народные игры сопровождаются потешками, прибаутками с множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения
и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению.
- формирование грамматического строя речи.
- развитие монологической и диалогической речи.
- развитие мелкой моторики.
Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К. Д. Ушинский, Е. М. Водовозова, Е. И. Тихеева, П. Ф. Лесгафт. Ушинский подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению с взрослыми. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое подаётся в игровой форме.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш век. В них наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще очень важно – в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели – стихийно.
Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО
Использование народных игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития
двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.
Немаловажное значение народных игр состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Целенаправленное и систематическое использование народных игр в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического
благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.
При проговаривании этих произведений, воспитатель должен обеспечить понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, восстанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.
Особую значимость приобретают народные игры в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми. Воспитатель может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку-воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, можно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
(имя ребёнка) - хороший!
(имя ребёнка) - пригожий!
Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг.
Ласковое обращение к ребёнку создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребёнка. Благодаря такому приему ребенок не только легче адаптируется к детскому саду, главное его речь начинает развиваться, ребёнок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая это всё пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи
Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребё нка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе. На первых этапах развития речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями очень важное условие формирования
активной речи у детей, а большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.
Это игры - хороводные игры, игры - заводилки, игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками, игры с движениями кистей и пальцев рук, игры-потешки. Многие из них
сопровождаются стихами, песенками, поговорками, пестушками которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр
целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи. Остановимся коротко на некоторых из игр.
Хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого. В коллективе малыши учились двигаться в кругу, выполнять элементарные движения по роли.
Подвижные игры. Подвижные народные игры сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, они не только развивают физические качества детей, учат выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения, развивают слуховое восприятие, но и пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Путём проговаривания вместе с педагогом словесного сопровождения подвижных игр у детей появляется желание говорить, подталкивает их к речевым контактам.
Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут игры-потешки, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям. Например, при изучении домашних птиц и животных можно использовать потешки: «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок…», «Наши уточки с утра – кря–кря–кря!», «Пошел котик на торжок».
Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Они начинают вводить слова потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать.
Под потешку дети с удовольствием умываются, и постепенно выучат её наизусть.
Чистая водичка умоет
Саше личико
Анечке — ладошки, пальчики — Антошке.
Через игры - потешки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
- Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.
Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом.
Народные детские игры имеют и такую особенность: игре предшествует игровой зачин, «игровая прелюдия». Речь идет обо всем с детства знакомой
«считалке». Она как бы вводит в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказки. Стоит понаблюдать начало детской игры, как бросается в глаза какая-то таинственная возня, в которой заинтересованы все дети и только после которой они начинают настоящую игру. Это дети «считались». Общеизвестны такие считалки:
Кады – бады, Налей воды,
Корове пить, Тебе водить.
Катился горох по блюду
Ты води, а я не буду.
«Считалки» занимают большое место в детской игре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество. Здесь мы находим и плясовые ритмы, и подражание различным шумам и игру словом, звуком, образующие игровой зачин. Зачин всегда краток, чтобы удержать внимание играющих. Чем их меньше, тем короче считалка.
Игры - заклички украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться, снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее. Они помогут научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать о них как можно больше.
«Уж ты зимушка – зима»
«Ой, ты радуга – дуга»
«Солнышко – ведрышко! Взойди поскорей!»
Народные игры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать их в воспитании детей. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас.
Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Развивайте речь средствами фольклора, ведь малышам эти произведения близки!
Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте потешки, и ваши дети заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!
Занятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышом. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.
Литература:
1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2000. - 159 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. - 272 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 2003. - 423 с.
4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
5. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение, 2002.
6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология - М. : Педагогика, 1991.
8. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2006. - 96 с.
9. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
10. Двинянинова Ю. А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.
11. Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - М. : Академия, 2006. - 320 с.