Никитенко Екатерина
Использование коврографа как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальным становится вопрос интеллектуального развития дошкольников. Ведь основные качества характера, принципы развития и нравственные качества формируются именно в этом возрасте, еще до школы.
Начало интеллектуального развития детей связано с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. Так при правильном подходе к ребенку в младшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, зачатки логического мышления, речь и творческое воображение.
Публикация «Использование коврографа как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Все эти качества имеют первостепенное значение не только для маленького человека, но и для зрелого взрослого человека. Причем обнаруживается, что если в дошкольном возрасте такие качества не будут надлежащим образом сформированы, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Поэтому интеллектуальное развитие детей в младшем дошкольном возрасте необходимо. Развивать набор определенных знаний и умений помогает игра. Актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они предоставляют в основном материал для пассивного восприятия.
Сегодня в детских учреждениях для интеллектуального и творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
Принцип развивающих игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича: познание-интерес-творчество.
Все игры Воскобовича делятся на три блока:
-универсальный блок, в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
-предметный блок, с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;
-конструктивный блок, туда входят конструкторы.
Познакомившись с играми В. В. Воскобовича и убедившись в их эффективности, я стала внедрять их в свою работу. Особое место в моей работе занимает коврограф «Мини Ларчик», относящийся к универсальным пособиям. Данное пособие соответствует требованиям ФГОС ДО. Мини коврограф является лучшим вариантом для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, а так же для игровой деятельности, дающий возможность развития самостоятельности каждого ребенка, развития самоконтроля, индивидуального усвоения материала.
Коврограф «Мини Ларчик» - это игровое поле из ковролина и наглядный материал: «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Забавные цифры», «Забавные буквы», и оригинальные элементы: зажимы, кармашки и т. д.
Пособие является универсальным так как способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). Так же развивает математические, речевые, экологические предпосылки у детей от двух лет.
Целью моей работы является интеллектуальное развитие детей с использованием коврографа.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления;
-развитие мелкой моторики рук, координация действий «глаз-рука»;
-сенсорное развитие (цвет, форма, величина);
-содействие развитию детской художественно-речевой деятельности, навыков речевого общения;
-формирование элементов коммуникативной культуры: умение слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умение работать в парах;
-развитие у детей навыков самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности;
-формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
В нашей группе «Мини-коврограф» используется во всех видах детской деятельности. В каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Например, такая игра, как «Помоги гномику найти свой домик» (для игры нам понадобятся пособие «Разноцветные квадраты» и набор карточек «Разноцветные гномы») направлена на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, формирует социальный и эмоциональный интеллект ребенка, развивает эмоциональную отзывчивость, сопереживание и готовности к совместной деятельности со сверстниками. В этой же игре решаются задачи:
-формировать умение классифицировать предметы по цвету;
-развивать инициативность общения ребенка взрослым;
-стимулировать к проявлению доброжелательности, стремление оказать помощь.
Развить любознательность сможет, например, игровая ситуация «Помоги Ежику собрать листочки» ( материалы и оборудование: листочки двух размеров и ежики тоже двух размеров). Здесь происходит сенсорное развитие, становление познавательной мотивации и формирование познавательных действий, развитие воображения и творческая активность. В данной игре, я ставила перед собой задачи:
-закреплять умение выделять большой признак и маленький;
-развивать умение группировать по размеру предметы.
Для формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста использую «Разноцветные веревочки», набор карточек «Забавные цифры», «Разноцветные гномы». А так же в набор входят разноцветные круги-липучки, с которыми любит играть гусеница-модница Фифа. «Рассыпанные» Фифой бусы, предлагаю детям собрать на веревочку в таком же порядке, в котором бусинки рассыпались по всей полянке, то есть красных три штуки, а за ними только две синих и одна зеленая.
Для расширения словарного запаса, активизации речи детей посредством игры, формирование у детей умения подбирать определения к существительным и умения составлять предложения с простыми предлогами: за, над, под, между применяю такие игровые ситуации, как: «Назови правильно», «Большие и маленькие» и д. р. Так в игровой ситуации «Тук-тук», я побуждаю детей отвечать на вопросы с целью узнать, кто живет в домике. В ответ на прозвучавший вопрос, ребенок убирает квадрат и называет жителя домика.
Ориентироваться в пространстве и на плоскости детям помогают животные «Лев» - левый верхний угол, «Лань» - левый нижний угол, «Пони» - правый нижний угол и птица «Павлин» - правый нижний угол.
«Разноцветные веревочки» прекрасный материал для аппликаций. Дети выкладывают с помощью веревочек геометрические фигурки, цифры, фантазируют и придумывают свои сказки.
Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Мы видим, что использование коврографа как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста очень эффективно.
И, в заключение, уважаемые педагоги, хочу сказать, что развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность с детьми. Использовать методические рекомендации автора, а также не боятся экспериментировать и вносить свои идеи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. - Москва - Белгород, 1995. -- 280с.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений - М. : 1982. т. 2
3. https://friendlymama.ru/razvitie/razvitie-rebenka-1-3-goda/igry-voskobovicha-razvivayushhaya-mtodika/
4. https://voskobovich.su/about-3/
5. https://moluch.ru/th/1/archive/63/2575/
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Образовательный комплекс» Лицей №3» им. С. П. Угаровой Старооскольского городского округа
Отделение дошкольного образования «Детский сад «Теремок»
Доклад на тему:
«Использование коврографа как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Никитенко Е. А.
Старый Оскол
2019