Гульнара Галина
«Система наблюдений как необходимое условие познавательного развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация работы.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначает одной из приоритетных целей формирование у детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Публикация «„Система наблюдений как необходимое условие познавательного развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Старший дошкольник познает уже «большой мир». Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!».
Познавательное развитие ребенка связано с его знаниями и представлениями о мире. Источником познания детьми является сама природа. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Наиболее эффективным, по мнению Кравченко И. В., Теплюк С. Н., будет использование метода наблюдений за объектами природы. Одна из известных педагогов Н. К. Крупская считала, что природа – это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы. Именно в процессе наблюдения дети дошкольного возраста познают различные объекты, события, явления, ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.
Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
Введение.
Наблюдение – это один из основополагающих методов в природе. Наблюдение за естественными процессами способствует более тесному общению человека с природой. Это оказывает благоприятное влияние на состояние здоровья и эмоциональную сферу ребёнка.
Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в психологических и педагогических исследованиях. К ней обращались многие психологи и педагоги прошлого, как отечественные (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Е. И. Конради, А. А. Смирнов и др., так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Анализ этой проблемы в практике работы детского сада показал, что недостаточно обеспечивается познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Таким образом, возникает противоречие: между современными требованиями общества к познавательному развитию детей с дошкольного возраста и недостаточным уровнем сформированности познания дошкольников.
Это противоречие делает сегодня одной из актуальных проблему познавательного развития детей старшего дошкольного возраста : насколько эффективно включение детей в процесс наблюдения за явлениями природы для познавательного развития детей дошкольного возраста.
Цель – оценка эффективности применяемых педагогических технологий в процессе организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
-выбрать наиболее эффективные педагогические технологии, которые будут способствовать познавательному развитию детей дошкольного возраста;
-разработать организационно – содержательную систему и апробировать её с детьми дошкольного возраста в детском саду;
-разработать систему мониторинга познавательного развития детей дошкольного возраста.
Организационно – содержательная система наблюдений разработана с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Система наблюдений относится к образовательной области «Познавательное развитие» и интегрирует с другими образовательными областями, такими как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Основная часть.
Наблюдения – основа чувственного познания природы. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в ряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их взаимосвязь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом.
Они способствуют развитию умственной и речевой активности детей, развивают интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях природы.
Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи. В организации наблюдений предусматривается системность, что обеспечивает их взаимосвязь.
Система наблюдений – это систематическое накопление дошкольниками конкретных чувственных представлений о природе, непосредственно окружающей ребёнка, что возможно при условии чёткого определения содержания наблюдений, организационно и структурно упорядоченного их проведения. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира, я как педагог, способствую активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, станут его основой.
Цели и задачи наблюдения формулируются четко и конкретно. Во всех случаях задача имеет познавательный характер, заставляет ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы.
Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, закрепляются, уточняются, обобщаются и систематизируются. Как компонент наблюдение включается в другие формы работы: целевые прогулки, акции, экскурсии.
Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Дети приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств.
Одним из эффективных средств формирования познавательной активности детей является проведение элементарной поисково-экспериментальной деятельности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развивает собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей). Становление поисково-экспериментальной деятельности дошкольников зависит от сотрудничества с партнёром-взрослым.
Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребёнок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества ребят сам процесс поиска.
Организация поисковой деятельности наиболее эффективна при освоении детьми причинно-следственных и других связей и отношений между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. При этом необходим постепенный переход от усвоения связей и отношений однозначного характера к усвоению причин, лежащих в основе ряда сходных факторов, и к усвоению более сложных связей.
Организация систематической поисково-экспериментальной деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.
Конкретизация, уточнение и расширение познавательных представлений детей о взаимоотношениях и взаимосвязи живой и неживой природы помогает использование приёма моделирования.
Благодаря моделированию дети становятся способными к опосредованному решению познавательных задач, у них расширяется диапазон моделируемых отношений. Они выстраивают логические, временные цепочки, для моделирования скрытых связей используют условно-символические изображения графические схемы.
Используемые мной в организационно-содержательной системе наблюдений различные методы и приемы являются наиболее эффективными для познавательного развития детей дошкольного возраста.
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработано:
Комплекс познавательных занятий, включающий проблемные ситуации, проведение опытов и экспериментов, поисковую деятельность дошкольников.
Разработаны конспекты наблюдений за объектами и явлениями природы для детей старшего возраста. В наблюдении за объектами, использую так же просмотры иллюстраций, прослушивание музыки, чтение и беседы по прочитанным художественным произведениям, загадки, потешки.
Оформлен “Экологический уголок” для самостоятельно-природоведческой деятельности дошкольника :
- уголок “Растишка” (выращивание, пересадка растений) функционирует в марте-апреле;
- уголок игр и экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения)
- уголок “Дары природы” (выставка детского творчества из природного материала) функционирует в сентябре – октябре.
Создана картотека, включающая подборку экологических игр, проблемных ситуаций и упражнений, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.
Реализация приоритетного направления деятельности осуществлялась мною в три этапа в период 2011 – 2014 годы.
На первом этапе (2011) происходило осмысление проблемы и определение темы проекта, проводился анализ психолого – педагогической литературы; изучила нормативно – правовую базу, что позволило уточнить задачи, определить методологические основы и исходные теоретические положения.
Было осуществлено:
-изучение диагностики познавательного развития детей дошкольного возраста;
-выявление уровня познавательного развития детей дошкольного возраста.
На втором этапе спланировала работу с детьми и родителями с целью повышения уровня познавательного развития.
Фактором, способствующим познавательному развитию детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдения в природе.
На этом этапе познакомилась с различными педагогическими технологиями, которые можно использовать в работе с детьми.
В своей педагогической деятельности использую следующие технологии: Николаевой С. Н «Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду», Аксёновой З. Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников»
Так же в работе использую игровые технологии, которые позволяют сделать процесс наблюдения более интересным. Игра способна перерасти в обучение, в творчество. Игровая форма наблюдений создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Особое место в работе занимает технология проблемного обучения, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями. Данная технология предлагает рассмотреть явление с различных позиций, побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Перечисленные методики, являются наиболее интересными и эффективными в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста.
На третьем этапе проводилась сравнительная проверка новых путей планирования образовательного процесса, обобщались и анализировались полученные результаты.
Для организации исследования познавательного развития детей использовала разработанную методику диагностики познавательного развития (приложение № 1). Диагностика проводилась в начале и конце учебного года. Основная задача диагностики заключалась в том, чтобы определить уровень познавательного развития детей дошкольного возраста для дальнейшего планирования работы с детьми. В результате были получены следующие результаты: 2011 – 2012 год (Высокий уровень – 45%, Средний – 50%, Низкий – 5 %); 2012 – 2013 год (Высокий – 55%, Средний – 45%, Низкий – 0%); 2013 – 2014 год (Высокий – 58%, Средний – 42%, Низкий – 0%).
Таким образом, используя организационно – содержательную систему наблюдений с детьми, по проведённой конечной диагностике, отмечается положительная динамика образовательных достижений детей.
Анализ работы по познавательному развитию детей показал, что в процессе систематического проведения наблюдений, непосредственно образовательной деятельности, экскурсиях, целевых прогулках, при использовании разнообразных методов и способов, у детей расширились и углубились знания об окружающем мире природы.
Вывод: проделанная мною работа, оказалась вполне результативной. Это доказывает то, что мною правильно были определены задачи и выбраны пути их решения.
В результате реализации организационно – содержательной системы наблюдений детей, возникали следующие трудности:
-не все дети заинтересованы в познании окружающей природы; очень трудно было сосредоточить внимание таких детей, поэтому приходилось разнообразить (делать более интересным) содержание наблюдений;
-недостаточно объектов природы на территории детского сада, поэтому приходилось чаще выходить за пределы территории;
- ресурсное обеспечение образовательного процесса в детском саду по приоритетному направлению деятельности (материально – техническая база, научно – методическое обеспечение).
Мною обозначена проблема: дальнейшее совершенствование педагогических условий отвечающих требованиям ФГОС ДО; дальнейшее совершенствование собственного профессионализма в части применения проектно – исследовательской деятельности.
Решение данной проблемы планирую решать через:
- курсы повышения квалификации;
- самообразовательную деятельность, изучение и внедрение передового опыта;
- участие в мероприятиях различного уровня: детского сада, города, области;
- взаимодействие с педагогами городской группы профессионального общения.
Заключение
Изучение и анализ познавательного развития детей дошкольного возраста, проведё нная педагогическая работа позволили сделать следующие выводы:
Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.
Данная система наблюдений позволяет расширить потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Именно в процессе наблюдений дети старшего дошкольного возраста познают различные объекты, события, явления; ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.
В дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Список литературы
1. Аветисян Л., Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, - 1988, - №6, - С. 27-31.
2. Аксёнова З. Ф., Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. // Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ» - 2008. – 128 с.
3. Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы. // Дошкольное воспитание, - 1988, - №10, - С. 22-25.
4. Виноградова Н. Ф., Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, - М., 1982, - С. 27-42.
5. Дыбина О. Б. Ребёнок и окружающий мир. – М. : Мозаика – Синтез, 2005 – 2010.
6. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. Издтельство "Мозаика-Синтез", 1999.
7. Николаева С. Н., Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. М. : Просвещение, 2002.
8. Соломенникова О. А., Экологическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2005 – 2010.