Получи документы

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Елена Эрмансон
Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра – для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, игра – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…» Н. К. Крупская.

Основная цель в сенсорном воспитание :

• совершенствовать воспитание детей,

• умение использовать осязание, зрение, слух.

Публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Главной задачей в сенсорном воспитание :

Обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности.

Обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Установление сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синий мяч).

Называть свойства предметов.

Включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.

Одно из основных направлений современного образования является актуализация проблемы развития индивидуальных психологических ресурсов личности, в том числе сенсорного развития.

Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними : этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве – необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Таким образом, с одной стороны, сенсорное развитие ребенка имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающих, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое не возможно без опоры на полноценное восприятие.

Психологические исследования показали, что без такого обучения восприятие детей длительное время остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения различными видами деятельности (рисованием, конструированием, для полноценного усвоения знаний и навыков начальных классов школы.

Выдающиеся зарубежные ученые в области детской психологии Ф. Фребель и Монтессоре, уделяли огромное внимание сенсорному воспитанию. А так же известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина – справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. М. М. Манасеина разработала концепцию умственного воспитания у детей раннего и дошкольного возраста. Она считала, что главная задача воспитателя – позаботиться о правильном и возможно полном развитие органов ощущений, воспитании познавательных интересов, развитие чувств.

Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов провидения самих занятий о сенсорике, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего» Н. К. Крупская «О дошкольном воспитание».

Дидактические игры имеют важное значение в жизни ребенка. Для дошкольников, игра является важнейшим средством их воспитания и развития. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, содержание, игровые действия, правила, результат.

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Собери цветы» и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить ее активизируется игровым действиям. Чем разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В дидактических играх развивается умственная деятельность, углубляются и расширяются знания детей, восприятие, речь и внимание.

В процессе дидактических игр идет совершенствование психических познавательных процессов. В играх с народными дидактическими игрушками совершенствуется сенсорная культура детей : развивается восприятие цвета, величины, формы предмета, идет усвоение эталонов свойств и качеств предметов, накопление сенсорного опыта.

Наблюдая за малышами в группе, убедилась, что знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны и неотчетливы. Без обогащения чувственного опыта у детей возникают самые фантастические представления об окружающей действительности.

Поэтому ставлю перед собой задачу учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное, формировать у малышей представления о сенсорных эталонах.

Сенсорным эталоном в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (цветные) и ахроматические цвета спектра.

В начале формирую у детей представления о хроматических цветах, но так как не все ребятишки знают даже основные цвета приходится проводить большую предварительную работу.

Для этой цели использую такие задания, как раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы и размещение бусинок двух цветов на тарелочках соответствующих цветов; дидактические игры и упражнения : «Подбери по цвету», «Собери цветы», «Составь цветной коврик из квадратов», «Сравни и назови цвета», «Соедини разноцветные шарики с одинаковыми по цвету ниточками», «Подари петушку перья» и т. д.

Планируя занятия, предусматриваю задания, в процессе выполнения которых закрепляю умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Не редко и группировка и соотнесение входят в одну игру занятия, где использую игры Н. Монтессоре.

Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами. В первом случае отбирают вначале предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши. Этот способ не только более простой, но и более экономичный по времени. Во втором случае дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо.

Для маленьких детей развитие тонкой моторике трудно переоценить, так как оно на прямую связано с развитием речи и мышления. Мышление развивается в процессе целенаправленной деятельности, когда ребенок использует свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая полученные результаты. Для этого использую в играх модули с прищепками, шнуровками, крючками; подбор открученных крышек к бутылочкам; рамки с липучками, пуговицами.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

• Является основой для интеллектуального развития;

• Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействие с внешним миром;

Развивает наблюдательность;

• Готовит к реальной жизни;

• Позитивно влияет на эстетическое чувство;

• Является основой для развития воображения;

Развивает внимание (как результат свободы выбора и автодидактического характера материала);

• Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-позновательной деятельности;

• Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

• Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

• Влияет на расширение словарного запаса ребенка;

• Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Для этого использую в группе: пирамидки; мозаику; мешочки с предметами для ощупывания; мешочки для ощупывания с различными крупами; сортировку пуговиц по цвету в баночки с прорезями в крышках; набор вкладок (круг, квадрат, треугольник); «пальчиковый бассейн» (для искания спрятанных предметов); предметы с разными поверхностями, гладкими и шершавыми и т. д.

Как показал опыт, играя в эти игры, жизнь детей становится интересней и занимательней. Дети моей группы активны и любознательны. Они начинают:

Различать предметы по форме;

Различать предметы по величине;

Различать плоские геометрические фигуры;

Распознавать основные цвета;

Сопоставлять фигуры с проекцией;

Пускать предметы в отверстия;

Открывать и закрывать рамки с простыми застежками (пуговицами, липучками, замками).

Очень важно создавать в детском саду благоприятные условия для развития сенсорного воспитания в играх, потому что развивается интеллект, память, мышление, творчество, воображение детей.

Для этого необходимо:

• Создавать в группе такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат», а мог свободно проявлять свои стремления и интересы;

• Предоставлять малышу свободу для игр, поощрять самостоятельность и любознательность;

• Постоянно использовать в речи взрослых слова, обозначающих цвет, форму предметов, размер, их пространственное расположение и качество.

Свое выступление хочу закончить такими словами:

«У ребенка есть собственный интерес: он хочет, чтобы игра продолжалась»

Джон Дьюи.

Литература:

1. «Дошкольная педагогика» - под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1983 г.

2. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» - М. : Просвещение, 1991 г.

3. «Ребенок в детском саду» № 5, 2008 г.

4. «Дошкольное воспитание» № 9, 2008 г.

5. «Дошкольная педагогика» № 3, 2004 г.

6. «Детский сад» № 25, 2004 г.

7. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : Просвещение, 1988 г.

8. «Дошкольная педагогика» под ред. В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина – М. : Просвещение, 1986 г.

9. «Детский сад» № 1, 2009 г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста .

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» «Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности» А. С. Сухомлинский. 1. Актуальность Уважаемые коллеги, позвольте представить.

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, Говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, Фантазировать,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Инновационный опыт на тему «Дидактическая игра как средство развития речи младшего дошкольного возраста» Условия возникновения и становления опыта С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь один из наиболее.

Музыкальная игра как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста Цель: формировать разностороннее развитие ребенка на основе использования музыкальных игр. Задачи: - учить детей ритмично двигаться под.

Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего возраста» Я хочу представить вашему вниманию опыт работы нашей группы по обогащению и активизации словаря детей младшего возраста. Я работаю с детьми.

Сообщение из опыта работы «Дидактические игры как средство всестороннего развития ребенка» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ Цель изучение особенностей организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста. Задачи: -рассмотреть сущность.

Социальный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» Социальный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» (1,6 – 3лет).

Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание - воспитание умения видеть, слышать, осязать, т.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 13:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Эрмансон в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД