МААМ-картинки

Фольклорный репертуар для детей дошкольного возраста как основа их нравственного воспитания: из опыта работы

Любовь Новокрещенова
Фольклорный репертуар для детей дошкольного возраста как основа их нравственного воспитания: из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклорный репертуар для детей дошкольного возраста как основа их нравственного воспитания : из опыта работы

Воспитание детей на традициях народного искусства имеет наряду с эстетическим, большое патриотическое значение, потому что знание родных песен связывает человека с его Родиной, с воспоминаниями детства. Человек, который ценит традиции своего народа, способен понимать достоинства национального характера. Именно поэтому важно научить детей любить наши прекрасные народные песни.

Публикация «Фольклорный репертуар для детей дошкольного возраста как основа их нравственного воспитания: из опыта работы» размещена в разделах

Чтобы можно было всё перечисленное привить детям, необходимо правильно подойти к подбору репертуара.

Проблема репертуара - главнейшая эстетическая проблема исполнительского искусства - всегда была основополагающей в художественном творчестве. Репертуар как совокупность произведений, исполняющихся тем или иным коллективом, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, складывается художественно-исполнительское направление коллектива. Поэтому вопрос о том, что петь и что включать в репертуар, является главным и определяющим к деятельности любого хора.

В первую очередь песня должна быть интересна и понятна самому исполнителю. Но ее следует рассматривать не только как материал для выработки вокально-исполнительских приемов, но и как способ вовлечения детей в фольклор, и средство эстетического и нравственного развития. Необходимо учитывать возрастные, голосовые, технические возможности детей.

Подбор музыкального материала должен быть хорошо продуманным, ярким, разнообразным по характеру и стилю, он должен вызывать у детей живой эмоциональный отклик, и способствовать наиболее успешному раскрытию возможностей начинающих певцов.

От умелого подбора репертуара зависит рост мастерства детского коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами.

Народная песня содержит яркие, доступные детскому мышлению образцы, часто предполагает какое-то сюжетное развитие (мимика, жест)

Известно, что яркая образность музыкального языка народных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Особое многообразие красок произведений песенного фольклора, яркий музыкальный язык, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Яркие образы в детских народных песнях, припевках доступны и понятны детям; причем сказки, песни дети не просто слушают, но они сами вовлекаются в сказочную игру.

Репертуар должен быть разнообразен в образно-стилистическом отношении (включать в себя произведения различных жанров).

При отборе репертуара всегда просматриваю много нотных сборников, пользуюсь интернетом. Так как каждый год в мой коллектив приходят новые дети, то репертуар приходится составлять с учетом новых маленьких певцов, еще не владеющих навыками пения. Стараюсь рассадить на занятиях их между детьми, которые уже не первый год посещают занятия ансамбля, чтобы они слушали и «тянулись» за «опытными» ребятами.

При отборе руководствуюсь интересом детей к той или иной песне. Поэтому не ограничиваюсь только песнями Центрального региона, в котором мы проживаем. Это могут быть и песни Юга и Севера России.

Программный репертуар должны составлять произведения различной степени трудности. Исполнение простейших форм открывает возможность быстрого пополнения репертуара новыми песнями (плясками, вселяет в детей уверенность в своих силах, повышает их интерес к занятиям. Освоение же сложных форм стимулирует творческий рост. В течение всего периода обучения репертуар пополняю, выученный же материал вспоминаем с детьми на занятиях ансамбля, совершенствуем, а главное - постоянно реализуем в различных формах концертной и фестивальной деятельности коллектива.

При исполнении программного репертуара в рамках концертов, фестивалей следует учитывать, что фольклорный материал имеет свою особую специфику. Большая протяжённость песенных текстов (иногда до 20 куплетов, требует их сокращения. Ещё одной специфической особенностью фольклорного песенного материала в некоторых случаях является его приуроченность к обрядовым действиям. Исполнение таких песен вне рамок обряда становится по сути бессмысленным и непонятным для зрителя. Помещение песен в контекст обряда достигается включением в концертное выступление элементов сценической театральной постановки, в рамках которой будет показан конкретный обряд. Если же календарная песня исполняется вне показа обрядового действия, следует кратко рассказать зрителям о самом обряде и о месте в нём данного песенного образца.

Из неложных песен «детских» жанров можно назвать прибаутки, потешки, колыбельные и т. п. Подходят для исполнения детьми календарные песни. Знакомство со старинными обычаями колядования, встречи весны и др. развивает кругозор, воспитывает интерес и любовь к жизни и быту народа. Тексты таких песен красивы, поэтичны («Кому поем, добро даем!», в них часто присутствует юмор. Обычно календарные песни удобны для начинающих: небольшой объем, ясная мелодика помогают освоению партитуры, облегчают ее запоминание.

В календарной обрядности роль детей довольно велика. Они символизируют «начало» - начало года, начало жизни, начало трудового процесса. Поэтому есть и художественные формы, предназначенные для детского исполнения. Среди них нет песен в прямом смысле слова – с развитой мелодикой или многоголосием. Основа таких попевок, закличек, игр – возгласная или речевая интонации. Мелодия опирается на естественную интонацию, характерную для того или иного текста. Для такой мелодии характерны яркие протянутые тоны, «уличный» – яркий – посыл голоса, интонации разговорной речи (секундовые) или интонации выкрика, возгласа, призыва, зова (терция, кварта). Такие интонации, в силу своего естественного происхождения, легко усваиваются и воспроизводятся детьми.

Дети дошкольного возраста чаще всего не владеют большим вокальным диапазоном. Добиваться качества исполнения от малышей очень сложно, поэтому развитие их творческих способностей направлено на усвоение большого количества материала народного творчества, в частности, детского игрового фольклора, который отличается своей краткостью, малым объемом и максимально доступен детям, способствует смене деятельности на занятиях. Детские народные песни с шуточной тематикой, авторские песни, доступные для понимания детей дошкольного и младшего школьного возраста. В настоящее время есть достаточный выбор детского репертуара, и при творческом подходе его вполне возможно реализовать в доступной для детей форме.

Отбор народно-песенного материала в репертуар детского коллектива осуществляется в зависимости от возрастных особенностей его участников. Это проявляется двояко в отношении исполнительских возможностей детей и их интересов. Учет последних способствует формированию у детей положительной, устойчивой мотивации к учению. Детям дошкольного возраста ближе приговорки, прибаутки, потешки, игры, колыбельные («Дождик, дождик, пуще!» - закличка, «Божия коровка», «Ты расти, расти, коса» - приговорки «Ай, дуду, ай дуду, на зеленом на лугу» -прибаутка, «Каравай», «Гори, гори, ясно» игры и др.)

Вообще календарный фольклор – богатое поле деятельности для начинающего коллектива. Среди песен, приуроченных к календарю, всегда найдутся такие, которые доступны начинающим исполнителям и по тексту, и по напеву.

Игровой фольклор (песни, сопровождающие игры) также опирается на возгласную интонацию, но уже предполагает, как правило, и наличие чёткого напева. Это уже поле деятельности для развития чистого пения на основе возгласного интонирования.

Руководитель фольклорного ансамбля зачастую сталкивается с двумя вопросами: первый – использование «чужих» материалов (имеются ввиду опубликованные материалы других территорий и других диалектных зон) и второй, вытекающий из первого – как тогда поступать с диалектными особенностями текстов?

Считаю, что цель детского фольклорного коллектива – не выращивание фольклориста-музыковеда, а воспитание любителя, с пониманием и любовью относящегося к народной традиционной культуре. И, может быть, с этой целью даже необходимо обращаться к материалам других территорий, чтобы показать детям и богатство сюжетов, и разнообразие напевов, и удивительное множество диалектных особенностей.

В своей работе использую детский музыкальный фольклор, так как эти произведения хорошо знакомы детям: легко воспринимаются интонации, которыми исполняются эти произведения. Это укрепляет детский голос, подготавливает его к исполнению более сложных произведений уже взрослого песенного фольклора. То есть в своей работе руководствуюсь принципом «от простого к сложному».

Детские песни построены преимущественно на традиционных, устоявшихся попевках-формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, ребята постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народного музыкального творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям того или иного ребенка. Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и певческое дыхание, голосовой аппарат – ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок, прибауток поются полным голосом, легко и непринужденно.

Некоторые специалисты считают, что дети должны осваивать лишь детские песни – прибаутки, считалки, игровые припевки – и им незачем знакомиться с репертуаром взрослых. Думаю, что это такая точка зрения ошибочна. Для дошкольников действительно жанры детского фольклора должны привлекаться в первую очередь, они легко воспринимаются малышами и доставляют им большое удовлетворение.

Практика показывает, что дети могут успешно осваивать и многие более сложные образцы из репертуара взрослых. Это произведения разных жанров: шуточные, плясовые и др. В таких случаях важными являются вопросы хоровой аранжировки. Если текст труден и непонятен для детей, то необходимо его редактировать, адаптировать его для понимания детьми.

Подходящие примеры и лирического жанра можно найти для детей разного возраста. Работа над распевными песнями, спокойными, неторопливыми, очень полезна. Из свадебных песен можно назвать величальные:

«Кто у нас хороший»,«Как у месяца».

Для детского исполнения подходят не только веселые, скорые произведения. Эмоциональный отклик вызывают у детей и спокойные, напевные песни с мягким, задушевным характером.

Но все- таки источник репертуара следует искать прежде всего в песенных образцах с ярко выраженным игровым началом, танцем, пляской, шуткой, игрой. Стремление к актерству, к игре присуще всем детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной степени могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение сопровождается разыгрыванием действия по сюжету песни. Например, привлекательные для детского исполнения бытуют хороводные игровые песни: «А мы просо сеяли», «Олень», «Бояре», «На горе-то мак» и др. Работа над игровыми песнями, использование элементов хореографии создает особую атмосферу. Польза таких песен, особенно на начальном этапе, огромна. В детях выявляются творческие задатки, движение, игра помогают сделать пение более живым, осмысленным, хористы увереннее интонируют.

Считалки удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции. Например:

За высокими горами

Стоит Мишка с пирогами.

- Здравствуй, Мишенька – дружок!

Сколько стоит пирожок?

- Пирожки не продаются,

Они сами в рот кладутся.

Заклички особенно полно раскрывают возможности детского голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность:

Дождик, лей, лей, лей,

На меня и на людей!

На людей по ложке,

На меня по крошке.

А на Бабу Ягу –

Лей по целому ведру!

Один из самых популярных детских жанров – это прибаутки. Основное их назначение – развеселить, рассмешить, развлечь зрителя. Оригинальные песни, состоящие из вопросов и ответов, причем каждый ответ дает повод к новому вопросу, образуя непрерывный диалог:

Шел козел косой,

Шел козел с косой.

- Где был, козел?

- Сено косил.

– На что сено?

- Коров кормить?

- На что коровы?

- Молочко доить.

- На что молочко?

- Пастухов кормить.

- На что пастухи?

- Свиней пасти.

- На что свиньи?

- Ямочку рыть.

- Что в ямочке?

- Маковое зернышко.

- Где маковое зернышко?

- Петушок склевал.

- Где петушок?

- За море улетел.

- А где море?

- Цветами заросло.

- А где цветы?

- Красны девицы срывали,

Веночки сплетали,

Хороводы водили,

Добрым молодцам дарили.

Ценность прибауток для пения в том, что это единственный жанр в детском музыкальном фольклоре, где встречаются длинные тексты с интересными живописными сюжетами.

Сценическое воплощение народно-песенного материала требует его аранжировки: музыкально-поэтическое редактирование народно-песенных партитур, их облегченное изложение и переложение. При редактировании музыкального материала мы, как правило, применяем изменение голосоведения в тех случаях, когда строфа отличается сильно варьированным изложением.

Иногда варьирую мелодию, чтобы было меньше скачков. При необходимости сокращаю куплеты. Но при сокращении куплетов надо внимательно следить за сюжетной линией, чтобы она не ломалась.

Форма произведения выстраивается по вкусу и художественному чутью руководителя. Сюда входят инструментальные проигрыши с использованием других мелодий, контраст темпов, динамики, развитие кульминации, использование фермат и цезур и тому подобное.

В плясовые песни добавляю танцевальные элементы. И, как правило, в плясовые песни вводятся шумовые инструменты. На них играют как сами участники, так и отдельные исполнители.

В процессе освоения репертуара развиваются певческие и артистические навыки. Работа над репертуаром сама подскажет правильные пути нахождения и передачи своеобразия стиля и манеры исполнения.

Народная песня - это такой инструмент, в котором самое главное - душа. Стараюсь не увлекаться исполнением народной песни под фонограмму. Безусловно, требуется определенная смелость и настойчивость, чтобы обучить певцов петь без сопровождения. К такому пению детей следует привлекать как можно раньше. Желательно, чтобы в репертуаре детских коллективов были произведения преимущественно а капелла. Положительные результаты появятся не сразу, но они обязательно будут, если приучать детей с первых занятий петь естественными голосами. Если ребенок еще не вполне готов к исполнению песен, то привлекаю его в качестве музыканта, играющего на ударных или шумовых инструментах или в роли конферансье.

Очень важным моментом в жизни любого творческого коллектива – это выступление перед зрителями. В нашем ансамбле уже сложились определенные традиции – это праздники, мероприятия, конкурсы, которые проходят ежегодно. Ансамбль «Веселые звоночки» - постоянный участник всех фольклорных праздников в детском саду (осенние посиделки, Святки, Масленица) и каждый год принимает участие в Открытом Лобненском фольклорном фестивале – конкурсе «Цветень». В этом году мы стали Лауреатами I степени.

Формирование репертуара ансамбля - это сложный процесс, требующий тонко чувствовать характер произведения и отношение самих участников к выбору педагога. Не всегда дети, в силу своего возраста и мышления, могут передать настроение песни, ее характер, что приводит зачастую к обычной тренировочной работе. Педагог должен тонко чувствовать это и стараться заменить изучаемое произведение либо внести в него новые элементы, чтобы исполнение песни не сводилось только к выполнению технических задач, а имело целью понимание и раскрытие смысла песни, душевных переживаний героя, артистичности, манерности, чтобы песня оживала на сцене. Важно понимать, что от подбора репертуара зависит творческий рост коллектива, выполнение стоящих перед ним исполнительских задач.

Литература:

1. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник» - LINKA – PRESS, Москва, 2000.

2. «Всероссийское хоровое общество» - «Материалы совещания – семинара руководителей детских народных хоров и фольклорных ансамблей» - Москва, 1985.

3. В. Попов «Русская народная песня в детском хоре» - «Музыка», Москва, 1985.

4. «Календарные обрядовые праздники для дошкольников» (Учебное пособие) – Педагогическое общество России. Москва, 2007.

Публикации по теме:

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Приемы работы со сказкой «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает.

Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка остается тем более волнующим и незавершенным, чем более.

Актуальность опыта работы «Сказка как средство нравственного воспитания детей» Актуальность опыта Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для развития ребёнка, раскрытия его творческого потенциала остаётся.

Опыт работы «Реализация государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги! Слайд 2. Проблема формирования национально – государственной идентичности – это одна из актуальных.

Опыт работы «Изучение культурных традиций народа как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. Г. Н.

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственные качества начинают развиваться в период дошкольного детства, поэтому это время является достаточно важным в развитии человека.

Сказка, как аспект духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Через сказки, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, c.

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста Актуальность темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста" Старший дошкольный возраст - наиболее.

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие нравственного воспитания детей дошкольного возраста ГОЛЫНСКАЯ Ольга Сергеевна, воспитатель структурного подразделения МБОУ «Изыхская СШ» детский сад «Колобок» ДУБРОВСКАЯ Ирина Владимировна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклорный репертуар для детей дошкольного возраста как основа их нравственного воспитания: из опыта работы
Опубликовано: 18 июня 2019 в 16:04
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклорный репертуар для детей дошкольного возраста как основа их нравственного воспитания: из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Новокрещенова (УИ 209473) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД