Анна Андреева
Математическая среда как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.
Публикация «Математическая среда как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций». Таким образом, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.
Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о про-странстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным).
Одним из направлений математического образования является изучение резервов умственного развития детей, которые за-ключаются в основном в формировании понятийного, или сло-весно-логического, мышления. Это обстоятельство имеет под собой веское основание, поскольку понятийное мышление на опре-деленном этапе математического развития становится опреде-ляющим.
Для успешного освоения программы по математике в детском саду ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе я выделяю интеллектуальную готовность, которая включает в себя достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций. В связи с этим для меня особую важность приобретает решение следующих задач, направленных на развитие познавательной деятельности детей и формирование их готовности к обучению в школе:
- поощрение познавательной инициативы ребенка (вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное отношение к ней;
- опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;
- организация познавательной среды, стимулирующей познава-тельную активность детей.
Диагностика математического развития детей моей группы показала, что у них недостаточно сформированы следующие способности: склонность к операциям с числами на элементарном уровне, а в дальнейшем склонность к решению математических задач, интерес к математическим проблемам; быстрота усвоения счетных и арифметических правил; стремление к оперированию цифровой и знаковой символикой в процессе абстрактного мыш-ления, аналитико-синтетической и комбинационной деятельности; самостоятельность и оригинальность в решении математических задач.
Математическое развитие детей осуществляю в различных видах деятельности: в предметной, предметно-практической, игровой, трудовой и элементарной учебной.
Содержание и организацию занятий с детьми осуществляю на основе ведущих принципов в математическом развитии детей дошкольного возраста : учет основных возрастных особенностей при освоении детьми практических действий, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил мне выделить следующие задачи, решаемые в процессе математического развития дошкольников в системе дошкольного воспитания :
- формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основе математического развития;
- развитие широкой ориентировки в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действи-тельности;
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях,
- овладение математической терминологией;
- развитие познавательных интересов и способностей, логи-ческого мышления, общеинтеллектуальное развитие детей.
Основной задачей обучения детей моей группы основам матема-тики для меня является не только передача им определенных знаний и способов решения конкретных задач, но и формирование таких ме-ханизмов, которые бы в максимальной степени обеспечивали ус-пешность этого обучения, самостоятельность детей в дальнейшей учебной деятельности и практическое применение знаний. Для достижения этой цели я выявила какие механизмы должны быть «запущены» и какие дополнительные условия соблюдены, чтобы эти механизмы «запустить», т. к. для детей с ЗПР характерны замедленность и фрагментарность, нарушения зрительного и слухового внимания, сосредоточенности, идентификации и группировки по различным признакам. Все эти особенности сильно затрудняют процесс формирования количественных представлений. Дети испытывают значительные сложности при счете на основе зрительного или слухового восприятия, допускают ошибки в счете предметов, звуков и т. п. Математическая деятельность дошкольни-ков с ЗПР характеризуется отсутствием интереса к выполнению математических заданий, не целенаправленностью действий, низким уровнем самостоятельности, критичности к результатам своей деятельности; недостаточным вниманием к содержанию заданий, поверхностное соотнесение предметного и словесного содержания. Дети практически не обращаются к взрослому за помощью, но охотно принимают ее.
В мышлении наиболее отчетливо проявляются недостатки всей познавательной деятельности детей с недоразвитием интеллекта, и именно мышление является центральным звеном не только в структуре сознания, но и во всей системе психических функций.
Для детей данной категории характерна замедленность мышления, его инертность. У некоторых из них выделяется недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к побочным ассоциациям. Причем нарушения целенаправленной интеллектуальной деятельности у этих детей ярко выражены. Для них также характерны недоразвитие внутренней речи, нарушение последовательности и «стройности» мышления. Замедленность мышления в большинстве случаев сочетается с низкой интеллектуальной работоспособностью и с выраженной склонностью к персеверациям (циклическому повторению или настойчивому воспроизведению, к. -л. действий, мысли или переживаний).
Недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР проявляются в процессе осуществления предметных, образных и умственных операций, которые могут быть сформированы только в результате длительной коррекционной работы.
Дети часто путают причину и следствие, меняют их местами, подменяют подлинные причинные связи внешней случайной близостью в пространстве или во времени. У них отсутствуют представления о цепи причин и следствий, которая существует в действительности. Таким образом, содержание математических знаний я отбирала не только в строгом соответствии с предметом математики, но и с учетом особенностей развития познавательной деятельности детей и с задачами подготовки к обучению в школе.
Представления детей о началах математики я формирую на основе системных знаний, которые они получают в процессе взаимодействия с окружающим миром, со взрослыми и сверстни-ками.
Математическое развитие детей с задержкой психического развития в целом зависит не только от правильно организованных условий коррекционно-развивающего обучения, в соответствии с принципами, методами и задачами, но и от создания насыщенной предметно-развивающей среды. Особое внимание в контексте данной темы я уделяю непосредственно математической среде.
Математическое развитие эффективно лишь в том случае, если созданы особые условия для развития и ребенок включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование первоначальных математических представлений.
Работу строю с постепенным усложнением деятельности детей : от максимальной развернутости практических действий, опоры на образец, показ и конкретные указания педагога к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию. При этом совершенствуется и словесная регуляция действий — от сопровождения действий речью к умению давать словесный отчет, а затем к планированию предстоящей работы.
Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества тренировочных упражнений, так как любой навык формируется у них очень медленно. Для поддержки интереса к занятиям я широко использую дидактические игры, занимательные упражнения, в том числе связанные с активным движением детей : ходьбой, бегом, игрой с мячом и т. д.
Создавая специальную развивающую среду я предусматривала систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют детям полноценно развиваться как личности в условиях детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).
В группе математическую среду наполнила играми на развитие :
- логического мышления;
- памяти, внимания;
- формирование представлений о времени;
- счетных умений и навыков;
- представлений о свойствах предметов (длина, ширина, высота);
- представлений о геометрических фигурах.
Все игры имеют четкую дидактическую цель и связаны с изучаемым материалом.
Также использую «сухие» бассейны для закрепления счетных умений и навыков детей с использованием различных анализаторов (выкладывание цифры из фасоли, соотнесение количества предметов и цифры, нахождение цифры в «сухом» бассейне, узнавание этой цифры и называние); цифры с выпуклой шероховатой поверхностью для закрепления счетных умений с использованием различных анализаторов (зрительного и тактильного).
Окружающую детей среду организовала таким образом, чтобы она стимулировала их развитие, позволяла активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.
Проанализировав данные диагностики на начало, середину и конец года можно сделать вывод, что благодаря систематической и последовательной работе, используемым общедидактическим принципам, правильно организованной и используемой развивающей среды я достигла положительной динамики уровня знаний, умений и навыков детей по разделу программы по ФЭМП.