Карина Неважно
Правила эффективной коммуникации
▼ Скачать + Заказать документы
Очень часто, в общении специалистов с родителями, чьи дети находятся на реабилитации в ГКУСО МО Семейный центр помощи семье и детям «Ступинский», наблюдается недопонимание в обмене информацией, как с одной стороны, так и с другой. Как правило, родители воспринимают специалиста, как учителя, который «учит» их жизни, давая рекомендации по налаживанию ситуации в семье. Специалист, в свою очередь, пытается донести важную информацию до родителей, но не всегда бывает услышан ими. Как научиться слышать то, что нам пытаются сказать?
«Слушать» и «слышать» — два близких, но по сути разных умения.
Публикация «Правила эффективной коммуникации» размещена в разделах
Умение слушать — в первую очередь умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием, а умение слышать — это умение воспринимать информацию от собеседника, а не свои соображения по поводу сказанного им. Слышать - значит уловить суть сказанного.
Как научиться быть внимательным слушателем и интересным собеседником?
1. Помолчите - это первое правило, которое следует запомнить. Не занимайте всё время окружающих, повествуя о себе. Не перебивайте собеседника, даже если уверены, что уже поняли суть его послания. Не стремитесь сразу отвечать, помните о возможности задавать уточняющие вопросы.
2. Концентрируйтесь на том, что слышите.
Сосредоточьтесь на получаемой информации. Спрячьте телефон, планшет – всё, что может отвлекать от разговора. Если ваша задача заключается в налаживании эффективной коммуникации, то все мысли должны быть обращены только на предмет разговора и собеседника.
3. Будьте непринуждённы.
Поддерживайте зрительный контакт, жестами и мимикой показывайте, что слушаете и соглашаетесь. Демонстрация сопереживания располагает других по отношению к вам, вводит вас в круг доверия.
4. Будьте терпеливы.
Не переводите разговор в другое русло, если не уверены, что собеседник исчерпывающе закончил своё повествование. Иногда длинная пауза является попыткой собраться с мыслями. Если хотите научиться умению слушать никогда не спешите с ответом, не заканчивайте реплику за другого – это дурной тон.
5. Избавьтесь от личных предубеждений.
Не раздражайтесь, если человек громко говорит, излишне жестикулирует, ведёт себя нервно или застенчиво, заикается, выделяется своим акцентом. Обращайте внимание лишь на то, что говорится, а не каким способом.
6. Улавливайте не слова, а идеи.
Ваша цель – слушать не слова, а понимать смысл сказанного. Этот навык довольно сложно освоить, ведь попытки анализа сказанного, с целью определения истинных намерений, могут сыграть злую шутку и заставить вас слышать то, что сказано на самом деле не было.
7. Уделяйте внимание невербальной коммуникации.
Наблюдайте за жестами, мимикой, выражением, тоном, попробуйте подстроиться под оппонента, копируя его поведение, что может способствовать установлению более доверительного контакта. Распознавать лжецов без определённого опыта вы, конечно, не сможете, но делать получаемую информацию более «живой» и объёмной научитесь.
Нужно не только слушать, что говорится, но понимать то, что осталось недосказанным или сказанным лишь частично. Навык эффективного слушания предполагает наблюдение за языком тела, выявление несоответствий между вербальными и невербальными сообщениями. Как следствие – развивать свои навыки активного слушания нужно в комплексе с освоением знаний по социальной психологии и в области невербального общения.