Мария Анатольевна Котова
Практикум для родителей «Трудный звук [р] — ты наш друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для родителей.
Тема: «Трудный звук "Р"- ты наш друг»
Цель: научить родителей играм и упражнениям по автоматизации звука «Р» в домашних условиях.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена знакомству с играми и упражнениями по автоматизации, т. е закреплению звука «Р» в речи. Этот звук в норме у ребёнка формируется одним из последних, к 7 годам. Все звуки в речи закрепляются в определё нной последовательности:
Публикация «Практикум для родителей „Трудный звук [р] — ты наш друг“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
1. Выполнение подготовительных упражнений к постановке звука "Р" и произношение изолированного звука "Р".
2. Закрепление звука "Р" в слогах.
3. Закрепление звука "Р" в словах.
4. Закрепление звука "Р" в словосочетаниях.
5. Закрепление звука "Р" в различных формах связной речи. (предложениях, скороговорках, стихах, тексте).
6. Дифференциация (т. е. отличие) звука "Р" от других звуков.
И в начале встречи мне хотелось бы услышать мнение взрослых о том, на каком этапе закрепления звука "Р" в речи, по-вашему мнению, находится ребёнок. (ответы родителей, размещение за столами: постановка звука "Р", звук "Р" в слогах, звук "Р" в словах, звук "Р" в связной речи).
Перед вами на каждом столе лежат задания с упражнениями и играми по закреплению звука «Р». Ознакомитесь с ними и распределите между собой какое задание вы вместе со своим ребёнком будет представлять остальным.
Задания для постановки звука "Р"
Задание 1. Взрослый: для того, чтобы научить ребёнка правильно произносить звук "Р" необходимо подготовить его мышцы с помощью специальных упражнений. (Взрослый показывает карточку и называет упражнения в определё нной последовательности: "заборчик", "лопатка", "чашечка","лошадка", "грибок", "вкусное варенье", "качели", "конфетка", "почистим зубки", "гармошка", "барабанщик", "индюк", ребёнок выполняет эти упражнения.)
Задание 2. Назвать правильную артикуляцию звука «Р» :
Взрослый: губы ребё нок: открыты.
Взрослый: зубы ребё нок: разомкнуты примерно на 1 сантиметр.
Взрослый: язык ребё нок: язык поднят к бугоркам за верхними зубами,
напоминает упражнение "Грибок"
Взрослый: воздух ребё нок: проходит посередине языка и с силой подаётся на
его кончик, заставляя его вибрировать.
Взрослый: горлышко ребё нок: "работает", произносит звук "Р"
Задания для закрепления звука "Р" изолированно и в слогах
Задание 1. Взрослый: "Помоги Петрушке доехать до дома?", ребёнок ведё т пальцем по дорожке произнося долго: "РРРР" (по картинке)
Задание 2. Взрослый: "Повтори слоги со щенком", ребёнок ведё т пальцем по дорожке произнося долго: "РРРР -а" и так по всем дородкам. (по картинке)
Задание 3. Взрослый: "Помоги роботу дойти по дорожке", ребё нок нажимает пальцем каждый треугольник произносит цепочки слогов за взрослым: ар-ар-ар, ор-ор-ор, ры-ры-ры, ру-ру-ру, кра-кра-кра, гро-гро-гро, дры-дры-дры, трэ-трэ-трэ и т. д. (по картинке)
Задания для закрепления звука "Р" в словах
Задание 1. Взрослый: "Назови, что нарисована на домике улитки", ребё нок произносит: слова, звук "Р" чётко выделяет голосом. (по картинке)
Задание 2. Взрослый: "Назови слова, которые начинаются со слога "РА" затем с остальных слогов, ребё нок произносит: слова, звук "Р" чётко выделяет голосом. (по картинке)
Задание 3. Взрослый: "Подбери слово, относящееся к словам спелый, сочный", ребё нок произносит: "Арбуз" (звук "Р" чётко выделяет голосом) и так далее (по картинке).
Задания для закрепления звука "Р" в связной речи.
Задание 1. Взрослый: " Повтори чистоговорки со звуком «Р». ", ребёнок произносит чистогорворки, звук "Р" чётко выделяет голосом. (по картинкам)
Задание 2. Взрослый: " Повтори скороговорку со звуком «Р». ", ребёнок произносит скороговорку, звук "Р" чётко выделяет голосом. (по картинкам)
Задание 3. Взрослый: " Придумай предложение про Рому и трубу (и так про все слова)", ребёнок называет предложение, звук "Р" чётко выделяет голосом. (по картинкам)
Таким образом, работа по постановке и закреплению звука "Р" в речи ребёнка очень долгий и трудоёмкий процесс, но с помощью предложенных игр и упражнений вы сможете помочь вашему ребёнку преодолеть все трудности.
В конце мне хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашей встрече.
Список литературы:
1. Комарова Л. А. Автоматизация звука "Р" в игровых упражнениях.