Татьяна Касаткина
Семинар-практикум для родителей «Слышать, слушать, понимать друг друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель практикума: понимание роли игры в развитии навыков общения детей дошкольного возраста
Задачи:
-знакомство родителей с коммуникативными играми и их влиянием на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста;
-сплочение группы, совершенствование коммуникативных навыков родителей, создание положительного эмоционального климата;
-развитие умения анализировать конкретные педагогические ситуации, находить пути выхода из предложенных ситуаций.
Участники: педагоги детского сада, родители, дети
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Слышать, слушать, понимать друг друга“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Место проведения: групповая комната (музыкальный зал ДОУ)
Средства: рисунки, фотографии,
микрофон,
анкеты для родителей,
памятки для родителей
Способы: решение педагогических ситуаций,
игры,
мини-лекция,
художественное слово,
обсуждение анкет,
вопросы,
игра на рефлексию
Структура семинара – практикума :
1 этап: Мотивационный.
Игра «Волшебный микрофон»
Цель: вхождение в тему, привлечение внимания родителей к проблеме общения детей и взрослых, создание доброжелательной обстановки, располагающей к общению.
2 этап: Основной.
1. Анализ анкет «Как мы общаемся с ребенком».
Цель: выявление мнения родителей о необходимости общения с детьми, о развитии у дошкольников навыков общения.
2. Вступительное слово воспитателя.
Цель: вхождение в тему.
3. Анализ педагогических ситуаций.
Цель: осознание роли взрослых в развитии навыков общения у детей.
4. Мини-лекция «Роль коммуникативных игр в развитии навыков общения».
Цель: осознание роли коммуникативных игр в развитии навыков общения.
5. Мастер-класс «Играя, учимся общаться».
Цель: знакомство с игрой как средством развития коммуникативных навыков дошкольников.
3 этап: Рефлексия
«Синквейн».
Цель: выражение отношения к теме семинара-практикума.
Оформление. Помещение оформить детскими работами, фотографиями с детьми, играющими в коммуникативные игры. Включить спокойную, негромкую музыку.
Ход мероприятия.
1 этап. Мотивационный.
Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости, мы очень рады, что вы нашли время и посетили нашего семинара - практикума. Цель нашего мероприятия: научиться лучше понимать своих детей. И в этом нам помогут сами дети. Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о развитии коммуникативных умений детей. Как вы понимает что такое «Общение», «Коммуникативные умения»? У нас с вами есть «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Общение», «Коммуникативные умения».
(Родители по очереди передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает их).
1 этап. Основной.
1. Анализ анкет, обсуждение результатов анкетирования.
Цель: выявление мнения родителей о необходимости общения с детьми, о развитии у них навыков общения.
2. Вступительное слово воспитателя.
Цель: вхождение в тему.
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.
Общение ребенка-дошкольника с взрослыми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми.
3. Решение педагогических ситуаций.
Цель: осознание роли взрослых в развитии навыков общения у детей.
В процессе общения у нас с детьми возникают разные ситуации. Подумайте и скажите, как бы Вы поступили?
1 ситуация
Однажды Гриша (4года) пришел в детский сад в возбужденном состоянии: громко разговаривал, спорил, затевал споры с товарищами по игре, отнимал игрушки и даже с трудом прислушивался к просьбам. В чем причина?
Вечером, когда отец пришел за сыном, мы решили выяснить у него необычность поведения ребенка. Отец сказал:
- Утром поспорили с женой. Из-за пустяка… Ссор у нас не бывает в серьез. А сын притих, все прислушивался, а потом сначала подошел ко мне и сказал: «Зачем маму обижаешь!», а затем к маме: «Зачем папу обижаешь!». А она взяла, да шутя и подшлепнула сына потихоньку. Конечно, не больно. Но он обиделся и всю дорогу капризничал.
Вопросы: Чем вызвано необычное поведение ребенка?
Возможные ответы родителей.
Воспитатель: В детях, как в фокусе отражается настроение родителей. Если взрослые веселы, уравновешены, то и дети спокойны, жизнерадостны. Особенно влияют на поведение ребенка эмоциональная атмосфера семьи, стиль отношения взрослых. Ребенок чутко улавливает малейшие семейные распри и по-своему глубоко реагирует на них.
Описанная ситуация подтверждает это: мальчик выведен из равновесия, конечно не тем, что его мать шутя подшлепнула. Его взволновало необычное поведение родителей.
2 ситуация
Мать в присутствии пятилетнего ребенка рассказывает о нем, каков аппетит, что ест с удовольствием, кого больше любит – папу, маму или бабушку, чем переболел, начиная со дня рождения. Конечно, не умалчивается и об игрушках – сколько их и какие они, как сумели «достать» такие диковинные. А потом о главном: что сын умеет, какой он «необычный ребенок», смышленый, цитирует его высказывания и в итоге говорит:
- Вот только непослушный, упрямый – ни каких авторитетов не признает, на все у него собственное мнение. Так, ответит, что и взрослый не придумает! Да и отца ни во что не ставит! И все от того, что не в меру смышлен.
Мать беспомощно разводит руками, поглядывая на сына, а тот отвернулся в сторону, будто не слышит.
Мальчик озорно посматривает по сторонам. Теперь он то и дело старается выкинуть какой-нибудь «необыкновенный номер» : лезет к маме в сумку, в карман, Целится ногой в воображаемый мяч, прерывает разговор взрослых.
Вопросы: Чем можно объяснить поведение мальчика? Почему ребенок, «ни каких авторитетов не признает»? Доступно ли в присутствии ребенка говорить о нем, что он «необычный ребенок», «отца ни во что не ставит»? Как это влияет на ребенка, какие качества формируются в нем?
Воспитатель: Разговор в присутствии ребенка всегда требует от взрослого особого такта. Недопустимо, чтобы он чувствовал себя в центре внимания, ибо это не содействует воспитанию в нем скромности, сдержанности. В данном случае мальчик слышит, как восторженно отзывается мать не только о его достоинствах («необычный ребенок», но и о его недостатках. Отсюда и соответствующее поведение ребенка: ему хочется привлечь внимание окружающих, доказать, что он действительно «необычный». Так развивается тщеславие, чувство исключительности, превосходство над сверстниками.
4. Мини-лекция «Роль коммуникативных игр в развитии навыков общения».
Цель: осознание роли коммуникативных игр в развитии навыков общения.
Один из способов развития коммуникативных навыков детей - коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативных игр:
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Значение коммуникативных игр:
- переживание радости со сверстниками, оптимистическое отношение к жизни,
умение ладить с людьми,
успешно решать жизненные проблемы,
добиваться поставленных целей.
Коммуникативные игры направлены на повышение уверенности в себе, снятие страхов, мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, сплочение детского коллектива, формирование положительного отношения к сверстникам.
5. Мастер-класс «Играя, учимся общаться».
Цель: знакомство с игрой как средством развития коммуникативных навыков.
Воспитатель: А теперь мы пригласим самых главных участников. (В зал входят дети, читают стихи).
1 ребенок: Нужны в общении слова.
И ты об этом знаешь.
И их направленность важна,
К кому их обращаешь.
2 ребенок: Мысли выразят слова,
Речь их подкрепляет.
Чем привлекут они тебя,
А может, напугают?
3 ребенок: Мамы и папы, бабушки и дедушки.
Сегодня мы покажем, как мы учимся общаться друг с другом с помощью специальных игр и научим вас этим интересным играм.
Дети и родители становятся в круг.
Ребенок: И первая наша игра называется «Ласковое имя»
Воспитатель: Цель: упражнение позволяет запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Ребенок: Мы будем бросать друг другу мячик. Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его и называет ласково по имени и, называет свое. И так по кругу.
Ребенок: Вторая игра «Солдат и тряпичная кукла»
Воспитатель: А это игра снятие агрессии и напряжения, наши дети очень любят эту игру.
Ребенок: Дорогие родители, вам нравится с нами играть, а хотите еще поиграть.
Ответы и высказывания родителей.
Ребенок: Тогда еще одна игра «Надежное падение»
Воспитатель: А это игра, знакома всем с детства, цель игры, формировать чувство единства и взаимного доверия. Нужно поделиться на пары взрослые со взрослыми, дети с детьми.
Ребенок: Один игрок падает, стоя к другому игроку спиной, а другой его ловит. Затем нужно поменяться местами.
Ребенок: Давайте потрем свои ладошки, а затем пожмем друг другу руки и почувствуем тепло близкого человека.
Воспитатель: Уважаемые родители, надеемся, что эти игры помогут вам лучше понять своих детей, а поможет вам в этом наша картотека коммуникативных игр (приложение 5).
3 этап. Рефлексия «Синквейн».
Цель: выражение отношения к теме семинара-практикума.
Воспитатель: На этой теплой ноте мы заканчиваем наш семинар - практикум. Надеемся, что вам понравились наши игры.
Сыграем в заключительную игру с интересным названием «Синквейн», в ней мы выразим свое отношение к теме нашего семинара-практикума в стихотворной форме.
Воспитатель объясняет правила составления синквейна
Предлагаются слова: общение, игра.
Пример: 1 строка – игра.
2 строка – какая? (увлекательная, интересная)
3 строка – что делает? (учит, увлекает, развивает)
4 строка – предложение (в ней дети познают мир)
5 строка – тезис (общение)
Молодцы, и ребята, и родители, хорошо справились со всеми заданиями.
Воспитатель: Подводя итоги нашей встречи, хотелось бы сказать что, коммуникативные игры направлены на повышение уверенности в себе, снятие страхов, мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, сплочение детского коллектива и установления понимания и более теплых отношений в семье, а также всех участников педагогического процесса, формирование положительного отношения к сверстникам и взрослым.