Екатерина Юркова
Проект «Трудный звук, будь детям друг!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Трудный звук, будь детям друг!»
. Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая - побеждать!
Еврипид.
Тип проекта: образовательный, практико-ориентированный
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2015-февраль 2016г.)
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшей группы, родители.
Масштаб: долгосрочный, в пределах группы.
Темочки:
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Актуальность:
Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений.
Перед педагогами стоит задача научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её, самостоятельно отбирать. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью, с сотворчеством.
Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством коммуникации.
Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, дальнейшего успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.
Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью в школе. Оно отрицательно влияет на его эмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
По результатам проведённой в сентябре диагностики старшей группы «Гномики» из 25 детей 22 ребёнка имеют нарушения звукопроизношения. Что составляет 88 %. (см. Приложение 1) Всего 12 % детей имеют чистую речь. Таким образом, имеется большое количество детей с нарушениями произношения. В речи детей чаще всего наблюдаются замены звука, их искажение либо отсутствие. Это требует направленной коррекционной работы по постановке и автоматизации звуков. Для привлечения родителей к проблеме автоматизации звуков я решила предложить родителям поучаствовать в создании детско-родительских проектов.
Проблема:
Родители принимают только опосредованное участие в автоматизации звуков, не всегда понимая как это делать, что влияет на качество звукопроизношения детей. Часто без участия родителей автоматизация звуков имеет достаточно длительный характер.
Гипотеза:
предположим, что приобщение родителей к звуковой культуре речи и разработка совместных детско-родительских проектов будет способствовать закреплению поставленных логопедом звуков в речи детей и сократит продолжительность этапа автоматизации звука.
Цель:
коррекция звукопроизношения детей посредством детско-родительских проектов по автоматизации звуков.
Задачи:
1. Формировать и совершенствовать у детей звукопроизношение (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).
2. Привлекать родителей к совместной работе по формированию правильного звукопроизношения.
3. Научить родителей созданию детско-родительских проектов.
Описание проекта: стратегия и механизмы реализации.
Этапы проекта:
Подготовительный (сентябрь-ноябрь):
Продолжать коррекционную работу по постановке и автоматизации отсутствующих звуков в речи детей.
Провести мастер-класс для родителей «Артикуляционные упражнения для постановки звуков»,
Провести семинар-практикум для родителей по автоматизации звуков «Трудный звук будь детям друг»,
Провести открытое занятие для родителей по автоматизации звуков,
Провести индивидуальное консультирование родителей о механизмах разработки проекта, подборе материала для его создания.
Основной этап (ноябрь-декабрь):
Непосредственно создание детско-родительских проектов,
Сопровождение проектов, оказание помощи в их создании.
Заключительный этап (январь-февраль):
Защита детьми в группе созданных проектов.
Промежуточная диагностика звукопроизношения.
Беседы с родителями по результатам диагностики.
Актуальным для детей дошкольного возраста является сотворчество. Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также провожу семинары-практикумы, мастер-классы, консультации, где учим родителей, как нужно заниматься дома. В группе есть уголок «Советы логопеда», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей.
Календарный план реализации проекта
Предполагаемая дата проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный
Сентябрь 2015 Диагностика Учитель-логопед
Октябрь 2015 Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на 2015-16 уч. год». Индивидуальные консультации. Учитель-логопед
Октябрь 2015 Мастер-класс «Артикуляционные упражнения для постановки звуков» Учитель-логопед
Ноябрь 2015 Семинар-практикум для родителей по автоматизации звуков в речи «Трудный звук будь детям друг» Учитель-логопед
Ноябрь 2015 Открытое занятие для родителей по автоматизации звуков. Учитель-логопед
Ноябрь-декабрь 2015 Консультирование родителей по автоматизации звуков и созданию проектов;
Непосредственное создание проектов и их корректировка. Учитель-логопед,
родители, дети
Январь 2016 Промежуточная диагностика звукопроизношения. Учитель-логопед
Январь-февраль 2016 Беседы с родителями по результатам диагностики. Учитель-логопед
Февраль 2016 Защита проектов в группе. Учитель-логопед,
родители, дети
Предполагаемый результат:
• улучшится качество звукопроизношения у детей;
• повысится участие родителей в совместной с логопедом работе по автоматизации звуков;
• будут созданы детско-родительские проекты по автоматизации звуков.
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска:
• трудности взаимодействия с родителями (использование новых форм работы с родителями с учетом личностно-ориентированного подхода).
• Отсутствие у родителей времени или недостаточная осведомлённость их в вопросе автоматизации звуков (оказание помощи в реализации детско-родительских проектов)
Дальнейшее развитие проекта:
• публикация проекта;
• проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;
• разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.
Предполагается использование данного проекта:
• в работе с вновь прибывающими детьми;
• внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;
• обмен опытом с педагогами города;
• участие проектов в конкурсах, публикация проекта.
Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только в детских садах, но и в школах, так как и там большое количество детей с нарушением произношения.
Список литературы:
1. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М. 1975
2. Османова Г. А., Позднкова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. СПб. 2007
3. Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь// Дошкольное воспитание, 2005, № 1.
4. Мезенцева М. Логопедия в картинках. М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 192 с.
5. Скворцова И. В. Логопедические игры. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014.-128 с.
6. Буланович Н. И., Рыжанкова Е. Н. Учимся произносить звуки. СПб. : Издательский дом «Литера», 2007.-32с.
7. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг. Звуки Р, Рь, (Л, Ль, Ш, Ж, С,З) Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М. :Вентана-Граф, 2015, -32с.
8. Скворцова И. В. Грамматика в картинках. Звук Л. Для детей 4-6 лет. СПб. : Нева,2003.