Татьяна Харьковская
Консультация для родителей «Трудный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудный ребенок.
Почему понятие «трудный ребенок» широко бытует в практике детского сада? Объяснить это можно тем, что трудновоспитуемость не возникает вдруг, ни с того ни с сего, она формируется по крупицам, является результатом длительных нарушений процесса формирования личности. Чаще всего трудным ребенок становится вследствие педагогической запущенности, т е. неправильного или вовсе неорганизованного процесса воспитания. Таким образом, если понятие «трудновоспитуемый» говорит о результатах неправильного воспитания, то понятие «педагогическая запущенность» характеризует историю процесса воспитания, в котором допускаются серьезные просчеты, которые, если их своевременно не устранить, рано или поздно приведут к трудновоспитуемости. Педагогическая запущенность как процесс для многих детей начинается в дошкольном детстве. Именно в эти годы в неблагоприятных условиях жизни и при неправильном воспитании создаются определенные предпосылки для появления и закрепления таких отрицательных качеств, как жестокость, жадность, лживость. Для нее характерны отдельные неглубокие и неустойчивые нарушения в отношениях ребенка с окружающими. Распространенной формой педагогической запущенности является избалованность. Избалованные дети растут, как правило, в благополучных, материально обеспеченных семьях, где на единственного ребенка активно влияют родители, бабушки, другие родственники и все пожелания ребенка немедленно удовлетворяются. Такие дети, как правило, хорошо развиты, они знают и правила поведения, но придерживаются их лишь тогда, когда эти правила помогают им выгодно оттенить свои достоинства. В общении с товарищами часто бывают грубыми, претендуют на главные роли в играх. Избалованные дети не приучены к труду. Избалованность может развиться и в результате болезненности ребенка, стать следствием щадящего воспитания, которое продолжается и после его выздоровления. В этих ситуациях дети бывают менее самоуверенны, но еще более капризны и изнеженны. Позиция родителей здесь чаще всего отражает страх перед той болезнью ребенка, которую пережила семья. Родители, которые избаловали детей, часто проявляют недоверие к воспитателю, считают что в детском саду не оценили достоинств их ребенка, несправедливы к нему. Трудности в воспитании могут быть обусловлены длительной болезнью ребенка, пограничным состоянием его нервной системы : чрезмерной возбудимостью, аффективностью или, наоборот, заторможенностью, медлительностью. Первый опыт взаимоотношений с окружающими приобретается в семье. Все что наблюдает ребенок в родительском доме, воспринимается им как норма, как модель человеческих отношений, эталон для его собственного поведения. Поэтому корни трудностей, которые встречаются в воспитании, находятся в семье. И поскольку неправильные представления о том что можно и чего нельзя делать, где добро, а где зло, что хорошо а что плохо, восприняты ребенком от родителей как единственно возможные, то изменить их нельзя, не изменив воспитательную ситуацию в семье, не убедив родителей в необходимости глубокой перестройки их влияния на ребенка.