Лучший педагог года

Индивидуальное занятие по постановке [С] Тема: звук [С]

Наталья Акулич
Индивидуальное занятие по постановке [С] Тема: звук [С]
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

1. Образовательные:

- учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объёме, с помощью артикуляционной гимнастики;

- развивать нижне - диафрагмальное дыхание на основе трёхфазного дыхания, используя упражнения;

- развивать фонематический слух, используя игру «Повтори за мной»;

2. Коррекционные:

-развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;

-развивать фонематический слух, определяя наличие звука [С] среди звуков, слогов;

- развивать память, внимание, целостность восприятия.

3. Воспитательные:

Публикация «Индивидуальное занятие по постановке [С] Тема: звук [С]» размещена в разделах

-воспитывать общительность, коммуникабельность, через ответы на вопросы;

Структура занятия.

Оборудование: шпатель, игрушка собака, лопнувший синий воздушный шар, ёмкость с водой, кораблики, профиль звука, звуковой человечек для обозначения согласного твердого глухого звука.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Посмотри, какая собачка к нам пришла сегодня на занятие!

- Как тебя зовут?

- Фоня.

- Что-то мы не поняли, как тебя зовут.

- Фоня.

- А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Соня?

- Да, да. Фоня, Фоня!

- Ксюша, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наша собачка Соня?

(ответ ребенка)

- Ну, конечно, звук “С”.

- Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук “С”? (Да поможем).

- Но сначала мы ему покажем, как надо расслабляться.

2. Общее расслабление.

“Все умеют танцевать.

Прыгать, бегать рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!

- Слушай, и делай как я. Вдох-выдох (два раза).

Посмотрите, мы олени,

Рвётся ветер нам на встречу

Ветер стих,

Расправим плечи

Руки снова на колени,

А теперь немного лени.

Руки не напряжены

И расслаблены….

Знают девочки и мальчики

Отдыхают наши пальчики,

Дышится легко….ровно….глубоко”.

Мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, а главное мы вместе с нашим другом Степаном почувствовали, как приятно, когда руки не напряжены и расслаблены.

Ну что ж, теперь пора учиться произносить звук “С”.

3. Артикуляционная гимнастика

Давайте сделаем упражнения, которые любит наш весёлый язычок.

3.1. Губы

а. Упражнение “Улыбка”.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравиться лягушкам.

Улыбаются… Смеются….

А глаза у них, как блюдца.

(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).

б. Упражнение “Трубочка”.

Мои губы – трубочка –

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду,

Ду-ду, ду-ду-ду.

(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз).

в. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.

(Чередуются упражнения “1” и “2” 3 раза).

А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай.

3.2. Язык.

а. Упражнение “Лопаточка”.

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счё т его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

- Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).

б. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

На губу язык клади,

Пя-пя-пя произнеси

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается….

Ты под счёт её держи…

До пяти…до десяти…

в. Упражнение “Горка”.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются!

г. Упражнение “Чищу зубы”

Чищу зубы,

Чищу зубы.

И снаружи…

И внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

3.3. Диафрагмальное дыхание:

а. А теперь представь, что мы пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давайте подышим:

Если уж в лесу гулять

Надо воздухом дышать!

Подышите, как я.

Выдох – пффф

Пауза

Возврат дыхания – пффф

Пауза.

Выдох –с-с-с-с

Пауза.

Возврат дыхания – пффф

Пауза.

Выдох –– с-с-с-с.

4. Объявление темы занятия.

Сегодня мы с нашим другом научимся правильно произносить звук [С].

5. Постановка звука.

5.1. По подражанию.

У нашего друга Степана был синий воздушный шарик, но он лопнул и из него вышел воздух С-С-С-С, попробуй повторить.

5.2. От артикуляционной гимнастики

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет, т. е губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка подняты к верхним зубам, посередине языка образуется желобок, а теперь добавим выдох.

5.3. С механической помощью. (Если первые два способа не получаются).

Вводится шпатель до уровня средней части спинки языка, нажимом спинка языка опускается, ребенок прикусывает шпатель, делает улыбку и выдыхает воздух.

6. Анализ артикуляции звука.

Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук “С” (рассматриваем акустико-артикуляционный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).

- Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”?

- Ребёнок – улыбаются.

- Что остаётся между зубками?

- Ребёнок – щель.

- Язычок, какой узкий или широкий?

- Ребёнок – широкий.

- Куда упирается кончик языка?

- Ребёнок – в верхние зубки.

- Язычок, что ещё делает?

- Ребёнок – выгибается горкой.

- Какая воздушная струя?

- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.

7. Характеристика звука.

На стол выкладывается звуковой человечек для обозначения согласного твердого глухого звука.

Звук [С] у нас согласный или гласный?

-Ребенок - согласный

- Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?

- Ребёнок – глухой.

- Какой сегодня мы изучаем звук, твёрдый или мягкий.

- Ребёнок –твёрдый.

8. Закрепление изолированного звука.

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет, добавим воздушную струю и правильно произнесем звук [С].

(Если не получается использовать шпатель).

Давай встанем и “накачаем насос” (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук С-С-С-С, слежу за артикуляцией звука).

9. Фонематический слух:

А теперь мы поиграем в игру «Повтори за мной» :

9.1. Послушай внимательно и повтори звук “С”, когда его услышишь

Называются звуки : Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…

9.2. А теперь повтори, когда услышишь слог со звуком “С” :

ЖА, СА, ШО, ЖО, СУ, ЦА, ЗА, ШО…

Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу:

СА-СО-СУ; СЫ-СА-СЭ; СУ-СЭ-СЫ.

10. Упражнение для выработки продолжительной воздушной струи.

Посмотрите, какие кораблики у нас плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают 2 кораблика). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.

11. Закрепление звука.

Наша собака Степан очень любит петь песни, давай и мы их выучим:

Са-са-са - в саду оса,

Со-со-со - оса пьет сок,

Су-су-су - Соня видит осу,

Сы-сы-сы - у осы усы,

Сы-сы-сы - в саду нет осы

12. Домашнее задание.

Выучи дома стих:

Мы учим звук [С]

Мы учим звук [С] : са-са-са, са-са-са

Стол, самолёт, сковородка, лиса,

Санки, смородина, миска, носок,

Сыр, самокат, абрикос, колосок,

Стул снеговик, самосвал, колбаса

Мы учим звук [С] : са-са-са, са-са-са

13. Итог занятия.

Вот и подошло время заканчивать наше занятие.

Какой сегодня звук мы учились правильно произносить ( Ребенок: Звук [С])

- Я думаю, что теперь ты всегда будешь правильно произносить все слова с этим красивым звуком [С].

Посмотри ещё раз на профиль звука [С] и расскажите по нему: о языке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе, как они себя ведут, когда ты произносишь звук [С] (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”).

14. Оценка работы ребенка на занятии с положительной направленностью.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием элементов здоровьесберегающих технологий Тема Звук «Ш». .

Индивидуальное занятие по звукопроизношению в подготовительной группе. Тема: «Звук Р» Коррекционно-образовательные цели: Закреплять правильное произношение звука Р (изолированно, в слогах, словах с прямыми, обратными слогами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальное занятие по постановке [С] Тема: звук [С]
Опубликовано: 24 мая 2015 в 13:33
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальное занятие по постановке [С] Тема: звук [С]» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Акулич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД