Наталья Акулич
Индивидуальное занятие по постановке [С] Тема: звук [С]
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Образовательные:
- учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объёме, с помощью артикуляционной гимнастики;
- развивать нижне - диафрагмальное дыхание на основе трёхфазного дыхания, используя упражнения;
- развивать фонематический слух, используя игру «Повтори за мной»;
2. Коррекционные:
-развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;
-развивать фонематический слух, определяя наличие звука [С] среди звуков, слогов;
- развивать память, внимание, целостность восприятия.
3. Воспитательные:
Публикация «Индивидуальное занятие по постановке [С] Тема: звук [С]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
-воспитывать общительность, коммуникабельность, через ответы на вопросы;
Структура занятия.
Оборудование: шпатель, игрушка собака, лопнувший синий воздушный шар, ёмкость с водой, кораблики, профиль звука, звуковой человечек для обозначения согласного твердого глухого звука.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Посмотри, какая собачка к нам пришла сегодня на занятие!
- Как тебя зовут?
- Фоня.
- Что-то мы не поняли, как тебя зовут.
- Фоня.
- А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Соня?
- Да, да. Фоня, Фоня!
- Ксюша, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наша собачка Соня?
(ответ ребенка)
- Ну, конечно, звук “С”.
- Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук “С”? (Да поможем).
- Но сначала мы ему покажем, как надо расслабляться.
2. Общее расслабление.
“Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!
- Слушай, и делай как я. Вдох-выдох (два раза).
Посмотрите, мы олени,
Рвётся ветер нам на встречу
Ветер стих,
Расправим плечи
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Руки не напряжены
И расслаблены….
Знают девочки и мальчики
Отдыхают наши пальчики,
Дышится легко….ровно….глубоко”.
Мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, а главное мы вместе с нашим другом Степаном почувствовали, как приятно, когда руки не напряжены и расслаблены.
Ну что ж, теперь пора учиться произносить звук “С”.
3. Артикуляционная гимнастика
Давайте сделаем упражнения, которые любит наш весёлый язычок.
3.1. Губы
а. Упражнение “Улыбка”.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются… Смеются….
А глаза у них, как блюдца.
(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).
б. Упражнение “Трубочка”.
Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду.
(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз).
в. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.
(Чередуются упражнения “1” и “2” 3 раза).
А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай.
3.2. Язык.
а. Упражнение “Лопаточка”.
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счё т его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
- Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).
б. Упражнение “Накажи непослушный язычок”
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…
в. Упражнение “Горка”.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!
г. Упражнение “Чищу зубы”
Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.
Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.
3.3. Диафрагмальное дыхание:
а. А теперь представь, что мы пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давайте подышим:
Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Выдох –с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Выдох –– с-с-с-с.
4. Объявление темы занятия.
Сегодня мы с нашим другом научимся правильно произносить звук [С].
5. Постановка звука.
5.1. По подражанию.
У нашего друга Степана был синий воздушный шарик, но он лопнул и из него вышел воздух С-С-С-С, попробуй повторить.
5.2. От артикуляционной гимнастики
Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет, т. е губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка подняты к верхним зубам, посередине языка образуется желобок, а теперь добавим выдох.
5.3. С механической помощью. (Если первые два способа не получаются).
Вводится шпатель до уровня средней части спинки языка, нажимом спинка языка опускается, ребенок прикусывает шпатель, делает улыбку и выдыхает воздух.
6. Анализ артикуляции звука.
Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук “С” (рассматриваем акустико-артикуляционный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).
- Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”?
- Ребёнок – улыбаются.
- Что остаётся между зубками?
- Ребёнок – щель.
- Язычок, какой узкий или широкий?
- Ребёнок – широкий.
- Куда упирается кончик языка?
- Ребёнок – в верхние зубки.
- Язычок, что ещё делает?
- Ребёнок – выгибается горкой.
- Какая воздушная струя?
- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.
7. Характеристика звука.
На стол выкладывается звуковой человечек для обозначения согласного твердого глухого звука.
Звук [С] у нас согласный или гласный?
-Ребенок - согласный
- Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
- Ребёнок – глухой.
- Какой сегодня мы изучаем звук, твёрдый или мягкий.
- Ребёнок –твёрдый.
8. Закрепление изолированного звука.
Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет, добавим воздушную струю и правильно произнесем звук [С].
(Если не получается использовать шпатель).
Давай встанем и “накачаем насос” (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук С-С-С-С, слежу за артикуляцией звука).
9. Фонематический слух:
А теперь мы поиграем в игру «Повтори за мной» :
9.1. Послушай внимательно и повтори звук “С”, когда его услышишь
Называются звуки : Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…
9.2. А теперь повтори, когда услышишь слог со звуком “С” :
ЖА, СА, ШО, ЖО, СУ, ЦА, ЗА, ШО…
Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу:
СА-СО-СУ; СЫ-СА-СЭ; СУ-СЭ-СЫ.
10. Упражнение для выработки продолжительной воздушной струи.
Посмотрите, какие кораблики у нас плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают 2 кораблика). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.
11. Закрепление звука.
Наша собака Степан очень любит петь песни, давай и мы их выучим:
Са-са-са - в саду оса,
Со-со-со - оса пьет сок,
Су-су-су - Соня видит осу,
Сы-сы-сы - у осы усы,
Сы-сы-сы - в саду нет осы
12. Домашнее задание.
Выучи дома стих:
Мы учим звук [С]
Мы учим звук [С] : са-са-са, са-са-са
Стол, самолёт, сковородка, лиса,
Санки, смородина, миска, носок,
Сыр, самокат, абрикос, колосок,
Стул снеговик, самосвал, колбаса
Мы учим звук [С] : са-са-са, са-са-са
13. Итог занятия.
Вот и подошло время заканчивать наше занятие.
Какой сегодня звук мы учились правильно произносить ( Ребенок: Звук [С])
- Я думаю, что теперь ты всегда будешь правильно произносить все слова с этим красивым звуком [С].
Посмотри ещё раз на профиль звука [С] и расскажите по нему: о языке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе, как они себя ведут, когда ты произносишь звук [С] (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”).
14. Оценка работы ребенка на занятии с положительной направленностью.