Елена Уманова
Практико-значимый проект «Оптимизация воспитательного процесса с использованием технологий мультимедиа»
▼ Скачать + Заказать документы
Применение средств ИКТ в условиях реализации ФГОС – ДО
Практико – значимый проект
Оптимизация воспитательного процесса с использованием технологий мультимедиа
Выполнила Уманова Е. А.
Воспитатель МДОУ № 57
«Ладушки» г. Подольск
Проверила Белова М. А.
(Пантелеймонова А. В)
Преподаватель кафедры
ВМИМПиМПи
Москва -2015
Оглавление:
Введение
1. Приемы внедрения информационных технологий в процесс дошкольного образования.
Публикация «Практико-значимый проект „Оптимизация воспитательного процесса с использованием технологий мультимедиа“» размещена в разделах
2. Конспект интегрированного занятия на тему: «В мастерской дымковской игрушки».
Заключение.
Литература:
1. Гирш И. С. «Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» (статья из Интернета).
2. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова – М., 2011.
3. Образование и XXI век; Информационные и коммуникационные технологии. – М. : Наука, 1999.
Введение.
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Всё шире проявляется роль информационных технологий в системе дошкольного образования. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому.
Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. В дошкольном учреждении использование ИКТ позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
Цель работы: изучить особенности внедрения информационных технологий в процесс дошкольного образования.
1. Информационные технологии в современном мире позволяют большинству педагогов проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы.
Информационные технологии являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации. С помощью информационных технологий удобно :
- составлять списки детей;
- собирать сведения о родителях;
- вести диагностику развития детей;
- создавать различные бланки документов;
- оформлять родительские уголки;
- делать консультации и рекомендации для родителей;
- создавать всевозможные папки, стенды, различные папки - передвижки и др. («Школа для молодых родителей», «Поиграйте с детьми в пальчиковые игры», «Разучите с детьми»; «Нельзя приносить в детский сад»).
Несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Готовили дидактический материал, наглядные пособия, рисовали всё своими руками.
Изменился мир, появились новые возможности для воспитателей. Теперь оформляя стенды группы к новому учебному году, мы не берем в руки карандаши, кисточки и краски. Мы обращаемся к информационным технологиям : технологии сканирования, технологии создания и обработки графических изображений, технологии создания и обработки текстовой информации.
Компьютер существенно облегчает процесс подготовки к занятиям. Он позволяет быстро изготовить необходимые дидактические пособия, раздаточный материал, предметные и сюжетные картинки, маски, медальоны для подвижных игр, театральной деятельности и многое другое.
Для обучения детей самостоятельной деятельности в группе раннего возраста очень удобно при помощи компьютера создавать наглядные модули действий (последовательности умывания, одевания; собирания в правильной последовательности пирамидок; конструирования различных предметов).
Современный педагог в наше время обращается к ресурсам интернета, или, как его по-другому называют, глобальной телекоммуникационной сети информационных и вычислительных ресурсов. Все большее распространение получают форумы, сайты, где воспитатели обмениваются педагогическим опытом, обсуждают проблемы, делятся дидактическими пособиями и т. д.
Наиболее сложным для педагогов является внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Это требует, во-первых, оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием, во-вторых, требует от воспитателя владения компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых нетрадиционных форм и методов обучения.
Самым веским доводом в пользу применения компьютера на занятиях вполне может стать тот факт, что современным детям намного интересней компьютерная графика, анимация, чем просто картинки.
Можно практиковать применение информационных технологий на занятиях как в работе с группой, так и в индивидуальной работе с детьми.
На занятии по художественной литературе рассказывание русской народной сказки «Колобок» можно сопровождать компьютерной презентацией (Дети внимательно слушают, с интересом рассматривают движущиеся картинки, с удовольствием повторяют слова сказки за воспитателем. Малышам интересно слушать сказку по новому, а не по традиционным картинкам, книжкам или театру).
В индивидуальной работе с детьми можно использовать занятие по развитию элементарных математических представлений у детей «Лесовичок».
Цель данного занятия формировать у ребёнка пространственные представления (один - много, большой - маленький, узкий - широкий, высокий - низкий) и использовать в речи соответствующие слова; различать и называть основные цвета (синий, зеленый, красный, желтый); геометрические фигуры: квадрат, круг, называть диких животных; развивать слуховое внимание.
Ребёнок с интересом включается в занятие, при этом не отвлекается на посторонние предметы. У малышей развивается внимание, мышление, память. Быстрее запоминаются основные цвета, геометрические фигуры. Ребенок быстрее догадывается, как правильно размещать предметы по свойствам: одинаковые по форме, но разные по цветам или одинаковые по цвету, но различные по фигуре. Происходит активизация познавательной деятельности.
Современные средства информационных технологий за последние десятилетия сделали возможным, реальным и удобным сбор различных видов информации об окружающем мире. Формирование навыков использования средств сбора и цифрового сбора и ввода информации осуществимо уже для детей дошкольного возраста и становится важным элементом начального обучения.
Сбор цифровых образов окружающего мира ребенок дошкольного возраста может вести с помощью цифровой камеры. Постепенно он приобретает ИКТ-квалификацию получения качественных снимков параллельно с ИКТ-компетентностью, выражающейся в точном выборе объекта для съемки, отборе снимков в соответствии с заданной целью, выборе имен для снимков и папок, куда снимки складываются. Ребенок получает предметную компетентность в области обучения грамоте и развития речи, выражающуюся в правильном написании имен папок, умении построить свой рассказ по фотографии.
Цифровой микроскоп – микроскоп, снабженный устройством преобразования изображения в цифровой сигнал для ввода в компьютер. При этом в компьютере могут фиксироваться и изменения в изображении, например, движение микроорганизмов, возникающие снимки и видеофрагменты могут монтироваться в презентации и т. д.
Сканер является необходимым цифровым инструментом учебно-воспитательного процесса. Он позволяет свободно использовать существующие нецифровые информационные источники, в том числе изобразительные работы самих детей, найденные ими картинки и т. д.
Цифровой проектор служит мощным средством непосредственной, личной коммуникации в рамках практически любого занятия. Даже дошкольники могут успешно применить его, смонтировать созданную ими последовательность фотографий или видео отрывков в презентацию и потом, рассказывая слушателям в группе о том, что они видят на экране. Конечно, проектор нужен и воспитателю, т. к. он существенно повышает комфортность выступления для него и усиливает наглядность, эмоциональный компонент для дошкольников. Интерактивные белые доски позволяют педагогу включать экранную презентацию записи от руки, пометки и т. д. прямо в ходе выступления, выделять обводной на экране отдельные объекты и многое другое.
Возможность использования принтеров и копировальных устройств совместно с компьютером сомнений не вызывает. Однако в ДОУ оно имеет свою специфику. Один из аспектов такой специфики состоит в том, что многие ДОУ не могут себе позволить бесконтрольную распечатку, в силу стоимости расходов материалов. Другой аспект состоит в том, ДОУ нужны не только самые распространенные, но и менее стандартные принтеры. Цвет также оказывается не роскошью, а средством обучения и самовыражения.
Использование компьютерных технологий открывает перед педагогами новые возможности для широкого внедрения в свою педагогическую практику новых методических разработок. Компьютер, мультимедийные средства постепенно становятся мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей, дошкольников.
2. Конспект интегрированного занятия на тему: «В мастерской дымковской игрушки» в средней группе МДОУ Детский сад № 57 «Ладушки».
Методы и приё мы:
Художественное слово – для того, чтобы вызвать интерес к теме. Создание эмоционального настроя.
Показ и обыгрывание дымковских игрушек - для привлечения внимания детей к готовой игрушке.
Поощрение – приём, который вселяет в детей уверенность, желание хорошо выполнить поставленную задачу.
Использование русских народных костюмов и русской народной музыки – для создания соответствующего эмоционального настроя, расширение знаний о русской культуре, творчестве народа.
На этом занятии я использую приёмы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать данной темой, сделать занятие интересным.
Использование презентации о Родине дымковской игрушки, мультимедийных изображений дымковских игрушек – для наглядного представления о том, о чём говорит воспитатель.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой. Учить различать цвета, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий из глины. Расширять представление детей о форме предметов.
Воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного творчества.
Материал и оборудование: русский народный костюм, презентация на тему дымковской игрушки, дымковские игрушки («Барыня», «Индюк», «Конь» и т. д., гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой, готовые шаблоны коней, изготовленные при помощи интернет ресурсов).
Общая воспитательная работа в группе : расширение знаний детей о русской народной культуре.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о дымковских игрушках, работа в альбомах о Дымке.
Словарная работа: обжигали, белили, бог солнца Ярило, узоры.
Методы и приё мы: художественное слово, показ и обыгрывание дымковских игрушек, поощрение, использование русских народных костюмов, презентация, мультимедийное изображение элементов дымковской росписи, музыкальное изображение.
Использование предметно-развивающей среды: учебная и игровая зоны.
Работа с родителями: предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми.
Совместная работа родителей с детьми: дымковская роспись лошадки.
Ход ЗАНЯТИЯ:
(Звучит народная мелодия. Воспитатель в русском народном костюме вместе с детьми входит в зал).
Воспитатель :
Ой, вы гости господа,
К нам пожалуйте сюда.
Проходите, размещайтесь
И услышать все старайтесь.
Будем с вами мы играть,
И конечно, рисовать.
Захотелось мне сегодня рассказать вам, ребята, удивительную историю. (Мультимедийный показ (презентация) с последующим рассказом о селе Дымково и дымковских игрушках).
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали.
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались "чудо-сказки".
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Казалось бы, простой узор,
Но отвести не в силах взор!
На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными, зимними вечерами лепили из красной глины разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой из трубы поднимается голубой дымок. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими.
Воспитатель : вот мастерицы уже вылепили из красной глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными и побелили их мелом.
- Интересно, а что будет происходить, как вы думаете?
Дети: игрушки будут разукрашивать.
Воспитатель : Верно, а как вы догадались, что их будут разукрашивать?
Дети: Потому что игрушки должны быть красивыми.
На белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, рисовали с любовью дивные узоры яркой краской: желтой, розовой, оранжевой, синей, красной, зеленой.
А рисовали мастерицы простой, незатейливый узор из колец (воспитатель показывает каждый элемент на презентации, карточках, кругов, точек, широких и узких разноцветных полос.
- Какие элементы рисовали мастерицы, кто запомнил? (Воспитатель еще раз показывает карточки и помогает детям назвать элементы узора.)
Воспитатель : Мастерица никогда не выдумывает узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи.
Воспитатель : Ну что, ребята, вы запомнили, какими узорами украшают дымковские игрушки?
Дети: Да, запомнили.
Кружочки, клеточки, полоски.
Прямые линии и точки.
Далее воспитатель показывает настоящие дымковские игрушки (в том числе презентация).
Показ сопровождается чтением стихов об игрушках детьми.
Индюк.
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост:
Точно солнечный цветок.
И высокий гребешок,
Красной горкою горя,
Как корона у царя.
Барышня.
Посмотри, как хороша эта девица-душа:
Щёчки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
Конь.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Кони, кони полетели
Закружив на карусели.
Ну а дымковский узор,
Просто радует наш взор.
Воспитатель : Вот и мы сегодня с вами будем украшать коней.
А ведь конь был самой первой дымковской игрушкой. Такой фигуркой люди изображали бога солнца – Ярило, задабривали, чтобы солнышко ярче грело и помогало богатый урожай взращивать.
Коня лепили с двумя или тремя головами. Сам конь был белым, с золотой гривой, на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка.
Увидели такие необычные фигурки ребятишки, очень уж им они понравились и стали ими играть. С тех самых пор мастера Дымково лепят самые разные фигурки и украшают их незамысловатыми узорами (показ игрушек, презентация).
Воспитатель : А какими красками мастера расписывают игрушки? (Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, немного коричневого и черного.)
Показ и объяснение воспитателя.
Воспитатель : Сейчас я приглашаю всех в художественную мастерскую, где вас ждут игрушки, и мы с вами можем попробовать расписать их, как это делают дымковские мастера.
Аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву, кончиком кисти нарисовать глаза.
Воспитатель : А пока краска сохнет, поможем пальчикам вспомнить дымковские узоры (жестовое рисование под русскую народную музыку).
Воспитатель : Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании (предложить рассмотреть игрушки или рисунки). Узор на лошадке идет сверху вниз – по ногам (прослеживающий жест вдоль игрушки) и по туловищу. Полоски и колечки мы рисуем кончиком кисти, точки, ватными палочками.
Сначала надо нарисовать все круги – это лучше сделать пробкой и ватной палочкой, а потом поставить очки вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов (сопровождающий жест). Обратите внимание на то, что и цвета и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности.
Воспитатель с детьми исполняет народную песню.
Самостоятельная работа по картинному плану
(дети совместно с родителями рисуют дымковского коня по шаблонам).
Вот он конь нарядный,
Весь такой он ладный,
И у каждого конька все расписаны бока,
Всех нарядом удивил
Гриву важно распустил.
Посмотрите-ка на хвост
У него совсем не прост -
И у каждого конька хвост и грива завита.
Итог занятия: Молодцы ребята. Сегодня на занятии мы еще ближе познакомились с дымковской игрушкой, побывали в мастерской и даже стали дымковскими мастерами.
Заключение.
В настоящее время утверждаются новые подходы к организации учебного и учебно-творческого процессов с использованием информационных компьютерных технологий, реализуемых посредством информационных и обучающих систем. При условии систематического использования электронных мультимедиа материалов в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное улучшение результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.
Одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДУ, которая более широко применяется – это электронный вид материалов для обучения и подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.
Привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиа ресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для детей старшего и среднего дошкольного возраста, которые уже могут и почти самостоятельно (с помощью родителей) создать свою презентацию.
Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии специалистов и родителей позволяют получать следующие результаты:
- повышение эффективности процесса воспитания и развития детей;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
- активизация личностного и культурного сознания родителей;
- создание системы поддержки семейного воспитания;
- участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
- реализация личностно-профессионального роста специалистов.