ИРИНА МИХАЙЛОВА
Создание условий для организации воспитательного процесса в начальной школе посредством использования игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание условий для организации воспитательного процесса в начальной школе через использование игровых технологий»
(2 слайд) В. А. Сухомлинский говорил «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Публикация «Создание условий для организации воспитательного процесса в начальной школе посредством использования игровых технологий» размещена в разделах
Выбор данной темы в первую очередь связан с тем, что я работаю в школе-интернате с детьми младшего школьного возраста. Работая с детьми сиротами и оставшимися без попечения родителей, сталкиваешься с такими проблемами, как: отклонения в состоянии здоровья, педагогическая и социальная запущенность. Не достаточный опыт детей в общении с другими детьми; низкая социальная адаптация; познавательная пассивность, слабая мотивация к обучению; недостаточный уровень духовно-нравственного воспитания; многие дети имеющие задержку психического развития.
Поэтому я считаю наиболее важным уже сейчас, в младшем школьном возрасте найти и использовать эффективные технологии для организации воспитательного процесса, способствующего развитию маленьких людей, их успешной социализации в дальнейшем, полноценному формированию личностей, не исковерканных ярко выраженными в их поведении штампами: «сирота», «детдомовец», «интерик».
Одной из таких технологий является игра. На мой взгляд, применение игровых технологий в начальном звене позволит создать условия для такой организации воспитательного процесса, который обеспечит формирование дружного детского коллектива, без изгоев, в котором каждое мнение будет услышано и учтено, позволит сформировать достаточный культурный уровень и уровень воспитанности, а каждый ребенок будет считать себя нужным, востребованным, единственным и неповторимым. С учетом всего выше перечисленного была выбрана тема аттестационной работы.
Цель данной работы: создать условия для организации воспитательного процесса.
Прогнозируемые результаты работы - мы полагаем, что
игровые технологии обеспечат эффективность воспитательного процесса, то есть у воспитанников произойдет :
- улучшение процесса адаптации вновь прибывших и постоянно проживающих детей;
-повышение уровня воспитанности, культуры;
-укрепление социометрического статуса воспитанников;
-развитие коммуникативных качеств;
-повышение школьной мотивации;
-формирование положительного отношения к себе, окружающим, условиям жизни в учреждении;
В соответствии целью, прогнозируемыми результатами нами поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по теме работы
2. Отобрать игровые технологии и применять их для последующей работы,
3. Выявить эффективность использования игровых технологий
4. Сделать выводы.
(3 слайд) В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте:
1. Игра выполняет важнейшие функции - формирует Учебные Универсальные Действия;
2. Идет активизация и интенсификация учебного процесса.
3. Учебно-познавательной деятельности.
4. Эффективность сочетания с любым учебным материалом.
Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно, проводить свой досуг.
Ведущей задачей педагога – организатора является организация досуговой деятельности, которая планируется как одна из составных частей образовательно-воспитательного процесса. Для участников процесса составляются специальные культурно - досуговые программы.
Выделяются следующие типы культурно-досуговой программы:
- разовая игровая программа;
– конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
– игра-спектакль;
– театрализованная игра;
– зрелище;
– праздник;
– длительная досуговая программа.
(4 слайд) Главные черты игры:
• Свободная деятельность
• Творческий характер
• Эмоциональная окраска
• Наличие правил
Структура игры заключается в:
• Целеполагание
• Планирование
• Реализации цели
• Анализа результатов
В современной школе используется в качестве :
• Самостоятельной технологии
• Элементов более обширной технологии
• Технологии урока или его фрагмента
• Технологии внеклассной работы
Игровые технологии распределяются :
по характеру
• обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие
• познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие
• репродуктивные, продуктивные, творческие
• коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические
(5 слайд) по содержанию
• Предметные
• Спортивные
• Подвижные
• Интеллектуальные
• Строительные
• Музыкальные
• Лечебные
Коррекционные
по форме
• Игры - празднества
• Игровой фольклор
• Театральные игровые действия
• Игровые тренинги
• Игровые анкеты
• Соревнования
• Игровые обычаи
спектр целевых ориентаций
• Дидактические
• Воспитывающие
• Развивающие
• Социализирующие
6 (слайд) В ходе написания аттестационной работы были проведены исследования.
Анализ и обработка полученных данных на начальном этапе, позволил выявить следующее: процесс адаптации у всех проходил по разному, у некоторых детей 1-2 месяца, у других на протяжении 3-4, а у отдельных ребят больше полгода. Успешно проходили период адаптации всего два человека, не без трудностей-6, а достаточно тяжело -5. У таких ребят период привыкания отображался во всем: в отношении к учебе, сменам настроения, отношении к окружающим. Социометрия показала, что в группе развиваются неравные отношения, есть дети, которых не принимают в игры, часто обвиняют в каких-то проступках, предпочитают жаловаться на них и сравнивать друг с другом
э и таких детей было много. Уровень воспитанности и коммуникативности показал у многих детей социальную и педагогическую запущенность. Почти 47% группы имели низкий уровень культуры общения как между собой так и по отношению к взрослым: не знание слов «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте» и др. ,
Однако был и положительный момент: практически все дети любят играть и это было заметно с первых игр: дети с удовольствием вступали в игру, следовали инструкциям, обсуждали прошедшее развлечение и спрашивали о новых. Некоторые из детей играли не до конца, прекращая участвовать из-за конфликтов с товарищами, некоторые нарушали правила, отсюда неполная вовлеченность в процесс игры.
Общий уровень развития воспитанников 1 класса по перечисленным показателям оставляет желать лучшего: практически нет детей, которые не нуждаются в помощи.
(7 слайд) В конце учебного года я так же получила данные по развитию детей, которые обработали, обобщили и сравнили с предыдущими. Результаты показали наличие качественных и количественных изменений.
(8 слайд) Если сделать сравнительный анализ сводных результатов исследования воспитанников за 2012-2013 учебный год то мы увидим, качественные и количественные изменения показывают, что уровень развития детей изменился, виден незначительный прирост, улучшение. Дети стали успешнее адаптироваться к проживанию и обучению в интернате, повысилась учебная мотивация, отношение к учебному процессу, к взрослым, дети стали дружелюбнее по отношению друг другу, повысился общий культурный уровень, некоторые ребята стали чувствовать себя спокойнее, уверенней. У некоторых детей снизился уровень тревожности, изменился социометрический статус, принятых детей стало больше, а изгоев меньше, наладилось общение у некоторых ребят между собой. Стали проявляться черты товарищества, элементы дружбы, привязанности, стало меньше неуважительных обращений в детском сообществе.
(9 слайд) В начале 2013 учебного года так же проводились исследования, направленные на изучение личности и развития учащихся, а так же в конце года, для изучения динамики и отслеживания результатов работы.
В качестве показателей за основу были взяты предыдущие, кроме процесса адаптации, так как адаптация к первому классу у детей закончилась. Новые условия проживания стали привычными и окружение повседневным, а вновь прибывших детей было немного и к обучению в школе они уже были готовы. Здесь был взят другой показатель: учебная мотивация, так как считаю его важным и обязательным в учебной деятельности каждого из детей.
Из сравнительных результатов во 2 классе за 2013-2014 учебный год прослеживается, что работа дает положительную динамику по всем показателям: учебная мотивация повысилась у отдельных ребят, у некоторых она была крайне неустойчивой, дети теряли интерес к учебе, заметно огорчались, когда речь шла о выполнении домашних заданий, не проявляли интереса к учебе во время уроков; изменился и социометрический статус: в группе стало больше принятых детей и исчезли изгои, ребята перестали использовать в речи нецензурные выражения, лишь моментами проскальзывают обидные для других слова, воспитанники руководствуются нормами и общепринятыми правилами поведения, оказывают помощь взрослым и товарищам, умеют вести себя в общественных местах, обращаться за помощью или с вопросом.
Если провести сравнительный анализ результатов работы за первый и второй класс мы так же увидим качественные и количественные изменения.
Анализ результатов двухлетней работы по использованию игровых технологий в воспитательном процессе показывает. Устойчивое улучшение в личных характеристиках ребят, в межличностном общении, повышение уровня культуры поведения, проявлений своего характера каждого из детей, а так же изменение отношения к проживанию в интернате, зоне ближайшего окружения. Ребята стали более общительными, более открытыми, более дружелюбными, более отзывчивыми; постепенно меняется отношение к учебе, в приоритете школьные достижения, положительная оценка педагогов, одобрение. Ребята охотно играют, применяя в игре различные социальные роли, учатся выходить из конфликтных ситуаций, мечтать и ставить цели.
Итак, в заключении можно сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Результаты моей работы показывают, что я двигаюсь в правильном направлении, моя работа интересна детям, является эффективной и приносит свои результаты. Считаю необходимым продолжать работу по этой теме.
(слайд 15)