Марина Иванова
Практико-значимый проект «Мир в ладошках»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие творческих способностей у детей через создание поделок из различных материалов и рисования нетрадиционными техниками.
Задачи:
-способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
-развивать умение создавать художественные образы;
-развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
-поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества.
-обеспечение участия воспитанников в конкурсном движении округа и города по развитию детского творчества.
Публикация « Практико-значимый проект „Мир в ладошках“» размещена в разделах
-привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
Актуальность
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Изготовление поделок из различного материала и рисование нетрадиционнами техниками способствует развитию творческих способностей у дошкольников. Во время такой творческой деятельности ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка близким, отдыха). В процессе работы у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.).
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.
3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование, разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
4. Диагностика.
Реализация проекта
1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник изображения,материала.
На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой раздувание краски, рисования пальчиками, методом тычкования, монотипии, клеевые картинки, ожившие предметы, рисование музыки, рисование манкой, рисование поролоном. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в изготовлении поделок различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, манку, клей ПВА, поролон.
2. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками, изготовлением поделок из различного материала.
- Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.
- Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках, изготовлениях поделок.
Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.
Принципы реализации проекта : Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.
Работа с родителями:
1. Консультация “Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей”
2. Консультация “Развивайте творчество детей”.
3. Консультация «Организация ручного труда в семье”.
5. Консультация «Художественный труд — вместе с детьми дома»
6. Подбор и изготовление нетрадиционных пособий и материалов для творчества детей.
7. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования, изготовления поделок (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).
Работу стрим на основе использования гуманных методов и приемов, что помогает раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, развитию его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве. Необходимые условия приобщения детей к творческим занятиям:
-организация развивающей среды;
-организация образовательного процесса:
в совместной образовательной деятельности;
организация самостоятельной деятельности детей;
взаимодействие с родителями.
- выбор содержания:
изготовление поделок из соленого теста;
изготовление поделок из бумаги и картона;
рисование различными материалами;
В своей работе используем интерактивные методы, такие как метод проектов, экспериментирование с материалами, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей, поэтому стараемся, активно привлекать их к участию в жизни группы.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.
В своей работе используем следующие методы и приемы работы:
-дидактические игры;
-пальчиковые игры;
-игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;
-игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;
-беседы;
-чтение познавательной литературы.
Предполагается, что использование различного материала для творчества начинается в старшем возрасте, но с младшего возраста с участием взрослого. Чем раньше начинается приобщение ребенка к изготовлению поделок из различного материала, тем ярче раскрываются его творческие возможности. В этом возрасте дети не испытывают страха, что что-то может не получиться. В этом возрасте дети открыты всему новому и с удовольствием участвуют в совместной творческой деятельности.
Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.
Игры на развитие фантазии и образного мышления: три краски, чернильные пятна, закончи рисунок, дорисуй кружок, волшебные очки.
Упражнения на развитие зрительного воображения: нарисуй с помощью фигур, чудесный лес, истории из мешка, быстрые превращения, рисунки на спине, я – уникальный, волшебный карандаш, придумай сказку, что снится дереву?
Непосредственная образовательная деятельность
Ноябрь
1. Тема: «Колыбелька» (лепка миниатюр в спичечном коробке-тестопластика)
2. Тема: «Сорока-белобока.»(моделирование из цветной бумаги по потешке «Сорока-белобока,кашу варила.»)
3. Тема: «Необычные цветы для мамы»(монотипия)
Декабрь
1. Тема: «Кувшин»(лепка из солёного теста)
Задачи:
-учить планировать работу;
-развивать чувство формы,мелкую моторику.
2. Тема: «Морозные узоры» (кляксография)
3. Тема: «Новогодний сувенир» (тестопластика, моделирование из цветной бумаги)
Январь
1. Тема: «Сказочная птица» (моделирование из цветной бумаги)
2. Тема «Чудо-дерево» (тестопластика коллективная)
3. Тема: «Фотокопия» (рисование свечой)
Задачи:
-учить сочетать в одном художественном образе графические и живописные элементы;
-воспитавать художественный вкус.
Февраль
1. Тема: «Домик с трубой и сказочник -дым» (рисование фантазирование)
2. Тема: «Символ Отчизны-Берёза» (моделирование дерева из бумажной массы)
3. Тема «Золотая рыбка» (тестопластика)
Март
1. Тема «Фантастические цветы» (монотипия)
2. Тема «Мамин портрет» (тестопластика)
Апрель
1. Тема «Крошки-осминожки» (моделирование из цветной бумаги)
2. Тема «Пушистые картины» (аппликация из ниток)
Май
1. Тема «Весёлые птички» (моделирование из цветной бумаги)
Ожидаемые результаты
В процессе изготовления поделок и рисования различными техниками у дошкольников:
-развивается умение анализировать предметы окружающей действительности;
-формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус;
-формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.);
-у родителей сформируются представления о влиянии ручного труда на развитие творческих способностей у ребенка;
-у родителей повысится общий культурный уровень.
Вывод
Таким образом, занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, способствует развитию у детей творческих способностей.
Литература
-И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
«Цветные ладошки» М. 2009г.
-И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.
-И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.
-Л. В. Куцакова Конструирование и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий) М. 2008г.
-Н. Алексеевская Озорной карандаш- через игру к совершенству. М. 1998г.
-Т. Н. Проснякова Уроки мастерства. Учебная литература. 2004г.
-Институт художественного образования. Цветной мир. 2009г.
-Весёлый самоделкин. М. 1995г.
-Н. Соколова-Кубай. Узоры из бумаги. 2006г.
-В. М. Кудейло Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров. М. 2007г.
-Г. Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. 2007г.