Наталья Полякова
Практико-значимый проект «Пора в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Практико-значимый проект
Тема: «Пора в школу"
Введение
Актуальность:
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума, ориентироваться в окружающей его среде, тем самым подготовить его к обучению в школе.
Публикация «Практико-значимый проект „Пора в школу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Цель:
Определение уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, путём решения познавательных, творческих задач и разнообразной интеллектуальной деятельности.
Задачи проекта:
1. Определить способность детей к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. 2. Определить, владеют ли дети образным и логическим мышлением, умению воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать и видоизменять. 3. Установить исследовательскую активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата
4. Узнать, как дети «читают» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы, ориентироваться на листе бумаги, на улице и т. д.
Практическая значимость:
Участники проекта:
-дети подготовительной группы -педагог -родители
Ресурсное обеспечение:
-методическое обеспечение; -создание предметно –развивающей среды; -использование аудио и видеотехники; -дидактические игры, схемы, планы и т. д.
Целевые ориентиры:
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т. п.
Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
Прогнозируемый результат:
Ребёнок свободно ориентируется в своём теле относительно себя и окружающих его предметов, на листе бумаги, в тетради, на учебной доске и книге, на улице, в детском саду и дома, в определении времени и временных сезонов. Умеет ориентироваться на условные обозначения.
Оценка результатов:
Определение продвижения детей будет отслеживаться через наблюдения за самостоятельной деятельностью детей и анализом работы в НОД.
Педагогические технологии:
-Здоровье сберегающие технологии; -Личностно-ориентированные технологии; -Проектные технологии; -Информационно-коммуникационные технологии; -Технология использования в обучении игровых методов; -Технология развивающего обучения; -Технология проблемного обучения;
I
.Основная часть. Теоретическое обоснование.
Познание окружающего мира сложный процесс, и начинается он с непосредственного или опосредованного чувственного познания. Очень важен опыт познания человеком пространственных отношений в предметном окружении. Пространственные отношения позволяют ребенку овладеть определенными частями речи, многими наречиями. Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.
Пространственные представления и восприятия – ёмкие понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории.
Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука, на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Содержание понятия ориентировка на плоскости включает: умение фиксировать местоположение точки на листе; понимание пространственных отношений между различными предметами на листе. Умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости. Умение характеризировать пространственную размещённость объектов на листе, пользуясь соответствующей терминологией. Умение ориентироваться на листе в клетку и т. д. Все эти составляющие необходимы для обучения в школе.
I.I.Теоретическая значимость.
Формирование у детей представлений о пространственных отношений, умения ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным моделированием - одна из задач математического развития детей дошкольного возраста. Этой проблеме уделяют внимание психологи и педагоги. В работах Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьева, А. А. Люблинской, Т. А. Мусейибовой и др. был определен ряд закономерностей развития пространственной ориентировки на протяжении дошкольного детства.
В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается особая роль пространственных восприятий, представлений и умений ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребенка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно- творческой, познавательной, трудовой).
Особенно следует подчеркнуть необходимость формирования пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги - специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы 1 класса. Недостаточный уровень их развития обнаруживается на уроках письма, чтения, математики, труда, физкультуры и рисования.
Важна роль пространственных восприятий, представлений в освоении дошкольниками изобразительных и конструктивных умений. Овладение в период дошкольного детства такими способами пространственной ориентации, как ориентировка «по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчета (т. е. от любых предметов, служит первоосновой для успешного усвоения в школе элементов геометрии, элементарных знаний о геометрическом пространстве.
Освоение специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки – немаловажный этап в освоении детьми пространства. Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи дошкольника, но подлинно пространственное содержание нередко скрыто от ребенка. Часто шестилетние дети не понимают смыслового значения употребляемых ими терминов. Освоение пространственного словаря в дошкольном возрасте надо рассматривать в единстве с развитием пространственных восприятий, представлений и ориентировок детей, оно должно опираться на прочную основу. Словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях.
Лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношений являются игры и игровые упражнения (Т. А. Мусейибова) на разных этапах. В последние годы предлагается использовать моделирование (Л. А. Венгер, Т. В. Лаврентьева, эти авторы разработали определенное содержание и методику по формированию пространственных отношений. Для эффективности пространственного восприятия у детей, необходимо использовать другие виды деятельности, т. к. детям надо учиться использовать свои навыки и умения в жизни – это важнейшая задача.
II. Практическая часть.
Формы и методы предоставления занимательного материала:
1. НОД в соответствии с учебным расписанием. 2. Совместная игра воспитателя с ребёнком. 3. Самостоятельная деятельность детей. 4. Отгадывание загадок, занимательных вопросов, головоломок. 5. Чтение математических сказок. 6. Совместная деятельность с родителями. 7. Подведение итогов на родительском собрании (совместно с детьми)
Игры используемые в проекте:
«Шашки», «Шахматы», «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Загадки», «Ребусы, «Живая неделя», «Кто ушёл», «Поможем Незнайке найти вещи», «Составь целое по его части»,» Найди столько же», «Назови предыдущее и последующее число», «Найди столько же», «Собираемся в поход», «Считай дальше», «Пройди по лабиринту», «Штриховка», «Где моё место», «Лабиринт», «Чудо крестики», «Найди и обведи», «Соедини точки по образцу» и т. д.
I
I.I. Содержание НОД на неделю (май)
Развитие речи: «Кем я хотел бы стать в будущем» (обучение рассказыванию).
Математический КВН «Волшебные точки и клеточки»(2 команды).
Заучивание стихотворения по схеме: «Лучше нет родного края» П. Воронько.
Интегрированное занятие «заколдованный лес».
Литературная викторина «В мире сказок».
(вместе с родителями)
Рисование: «Волшебные фигуры»(дорисовать геометрические фигуры изображённые на листе до готовой картинны).
Лепка: «Мой лучший друг в детском саду».
Интегрированное занятие: «Наша группа» с конструированием из спичечных коробков.
Интегрированное занятие «Время».
Рисование : «Школа будущего».
Конструирование из бумаги: «Чудесная птица».
Заключение.
Ориентировка в пространстве развивается у детей медленнее, чем ориентировка в других сенсорных представлениях (цвете, форме предмет). Между тем, развитие у детей пространственных ориентировок крайне необходимо начинать в дошкольном возрасте». Развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства. Ориентировка в пространстве – характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, следовательно, доступно для усвоения детьми. Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем. Решение познавательных и творческих задач, разнообразная интеллектуальная деятельностиь и умение ориентироваться в пространстве необходимо ребёнку для дальнейшего обучения в школе и полноценному проживанию жизни в обществе. Данный проект, помогает понять, насколько результативной была работа воспитателя с детьми на протяжении дошкольного детства.