Анна Пухова
Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена.
Введение.
Развитие волевых качеств спортсменов является важным компонентом учебно-тренировочного процесса и спортивной подготовки в целом, направлено на повышение эффективности спортивной деятельности. Волевая подготовка юных спортсменов, несомненно, важна и для дальнейшего воспитания личности подрастающего поколения.
Публикация «Консультация „Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Нельзя забывать, что воспитание волевых качеств – одна из основных задач психологической подготовки спортсменов. В условиях соревнований, как юных спортсменов, так и уже более опытных, возрастает психическое напряжение состояния спортсмена, которое положительно или отрицательно может воздействовать на успешность деятельности и требует постоянного самоконтроля.
В последнее время наблюдается повышенный интерес к проблеме волевой подготовки спортсменов с появлением технологии индивидуализации спортивной подготовки и личностно-ориентированного воспитания юных спортсменов с целью изучения их волевых качеств как одного из компонентов методики формирования готовности обучающихся в детских спортивных объединениях к воспитанию волевых качеств спортсменов.
Очень важно в процессе учебно-тренировочной работы не только подготовить высококвалифицированного и успешного спортсмена с точки зрения его физических качеств и технико-тактических навыков, но и оказать положительное влияние на развитие его характера, совершенствование мировоззрения, духовной сферы, разносторонних интересов и т. п. Важнейшим фактором развития личности служит самовоспитание, организация которого должна направляться тренером.
Понятие воли в психологии имеет не одно значение. В нашем случае, воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, следовательно, волевое поведение - это овладение собственным поведением, то есть самоконтроль поведения, целенаправленность, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий.
Организация и методика исследования.
В 2014-2015 учебном году впервые проводилось исследование в детских спортивных объединениях физкультурно-спортивного отдела муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного центра «ОРИОН» (далее - МБОУ ДОД ДООЦ «ОРИОН»).
Цель: изучить особенности проявления и развития волевой сферы личности спортсмена.
Задачи:
1. Преодоление трудностей личностного роста.
2. Содействие в обретении обучающимися не только психологических знаний, но и способности к умению ставить в жизни собственные осознанные цели и достигать их.
3. Содействие педагогическим работникам и родителям в воспитании детей, а также формировании у них ответственности и уверенности в себе.
4. Создание диагностического банка дополнительного образования, ориентированного на исследование различных параметров развития.
Основным методом исследования был тест самооценки волевых качеств, подготовленный педагогом-психологом и основанный на упорядочении волевых качеств по данным самооценки юных спортсменов.
Основные направления работы за истекший период:
• Психодиагностическая работа. Проведение тестирования спортсменов для определения самооценки силы воли.
• Психопрофилактическая работа. Работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении.
• Психопросвещение. Психологическое просвещение по реализации образовательной программы и родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.
• Консультативная работа. Повышение психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, проведением родительских собраний.
Результаты.
Обучающиеся физкультурно-спортивного отдела МБОУ ДОД ДООЦ «ОРИОН» прошли тестирование для определения самооценки обучающихся и самооценки силы воли.
В процессе исследования были посещены 17 детских спортивных объединения, 265 юных спортсменов.
Особое значение для юных спортсменов имеет самооценка, так как у них эмоциональная сторона преобладает над рациональной, борьба идет за всё. И здесь только тренеру-преподавателю под силу помочь юному спортсмену выработать чувство собственной значимости, повысить его уверенность в себе. Это и условие успеха во время учебно-тренировочного процесса, и залог достижения желаемых результатов на соревнованиях.
По результатам тестирования педагогом-психологом составлена таблица исследований уровня развития исследуемых качеств – психологической модели спортсменов.
Таблица 1
(см. в приложении)
Результаты диагностики волевых качеств показывают, что большинство обучающихся спортивных объединений обладают высоким и средним уровнем самообладания, настойчивости, уверенности в себе, смелости. Это говорит о хорошей волевой подготовленности спортсменов.
Именно развитие волевых качеств обеспечивает спортсменам оптимальное психологическое состояние во время соревнований, о чем свидетельствуют победы в соревнованиях на различных уровнях.
Таблица 2
(см. в приложении)
Таблица 3
(см. в приложении)
Заключение.
Подводя итоги всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что в процессе воспитания волевых качеств спортсменов основную роль играет преодоление трудностей в тренировочных занятиях и на соревнованиях. Это, безусловно, заставляет проявлять упорство, волю к победе, целеустремленность, настойчивость, создает уверенность в своих силах.
Таким образом, следующий этап психологической работы заключается в повышении и оптимизации уровня эмоциональной устойчивости
По данным проведенной диагностики и анализа полученных результатов определены следующие направления и задачи психологической работы с детскими спортивными объединениями:
• Повышение уровня эмоциональной устойчивости путем изучения основных свойств нервной системы и темперамента как составляющих эмоциональной устойчивости спортсменов.
• Повышение уровня мотивации достижения, формирование мотивационной установки на достижение успехов в спортивной деятельности.
• Развитие самообладания и волевого самоконтроля обучающихся.
• Повышение уровня смелости, настойчивости.
• Развитие уверенности в себе.
Основными методами в воспитании моральных качеств является разъяснение, поощрение и наказание, одобрение, убеждение и, несомненно, наглядный пример. Тренер-преподаватель должен быть сам воспитан, организован, дисциплинированным. Только благодаря этому у него получится организовать в своем коллективе традиции, дисциплину, доверие к себе и дружбу со своими обучающимися, взаимопонимание и взаимопомощь.
Психологическая подготовленность — это умение владеть собой, способность полностью сосредоточиться на выполняемом упражнении, несмотря на посторонние раздражители, в любых условиях осуществлять максимальные усилия без нарушения координации движений, не поддаваться отрицательным воздействиям, быть готовым к борьбе с более сильными соперниками.
Нельзя забывать, что каждый человек обладает большими потенциальными возможностями, которые не проявляются в обычных условиях. Их раскрытию требуется мощный эмоциональный подъем, любые спортивные достижения это, в первую очередь, результат усилия воли.
Список использованной литературы.
1. И. А. Алешков. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. - В сб. : Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978
2. Алексеев Н. Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. - М. : Сов. энцикл., 1983.- с. 90-91.
3. Божович Л. И. Что такое воля? // Семья и школа. - 1981.- №1.- с. 32-35.
4. Ильин Е. П. Психология воли. - СПб., 2000.- с. 114-254.
5. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пунин. - М. : ФиС, 1979. - 143 с.
6. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. - М., 1977.- с. 23
7. Рудик П. А. Психология воли спортсмена. - М., 1973. -с. 26
8. Селиванов В. И. Воля и ее воспитание
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Спортивное объединение Кол-во тестируемых Самооценка (%) Сила воли (%)
Высокая Средняя Низкая Высокая Средняя Низкая
Кудо 128 22 64 14 50 48 2
Косики-каратэ 27 12 81 7 30 70 0
Киокусинкай 15 27 67 6 33 60 7
Велоспорт, спортивный туризм 23 30 52 18 43 52 5
Баскетбол, футбол 18 11 83 6 28 66 6
Бокс 11 0 73 27 82 18 0
Художественная гимнастика 13 30 62 8 38 62 0
Таблица 2
Информация по количеству соревнований за учебный год
Уровень соревнований
муниципальный городской областной региональный всероссийский межрегиональный международный чемпионат России чемпионат ПФО первенство Мира
34 14 9 5 4 3 1 1 1 1
Таблица 3
Мониторинг призовых мест за учебный год
призовое место 1 место 2 место 3 место
муниципальный
28 27 26
городской 52 43 35
областной 41 27 19
региональный 4 3 -
всероссийский - - -
межрегиональный 6 9 5
международный 2 - -
чемпионат России 1 1 2
чемпионат ПФО 1 - -
первенство Мира 1 - -