Папки-передвижки

Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса»

Анна Пухова
Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена.

Введение.

Развитие волевых качеств спортсменов является важным компонентом учебно-тренировочного процесса и спортивной подготовки в целом, направлено на повышение эффективности спортивной деятельности. Волевая подготовка юных спортсменов, несомненно, важна и для дальнейшего воспитания личности подрастающего поколения.

Публикация «Консультация „Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса“» размещена в разделах

Нельзя забывать, что воспитание волевых качеств – одна из основных задач психологической подготовки спортсменов. В условиях соревнований, как юных спортсменов, так и уже более опытных, возрастает психическое напряжение состояния спортсмена, которое положительно или отрицательно может воздействовать на успешность деятельности и требует постоянного самоконтроля.

В последнее время наблюдается повышенный интерес к проблеме волевой подготовки спортсменов с появлением технологии индивидуализации спортивной подготовки и личностно-ориентированного воспитания юных спортсменов с целью изучения их волевых качеств как одного из компонентов методики формирования готовности обучающихся в детских спортивных объединениях к воспитанию волевых качеств спортсменов.

Очень важно в процессе учебно-тренировочной работы не только подготовить высококвалифицированного и успешного спортсмена с точки зрения его физических качеств и технико-тактических навыков, но и оказать положительное влияние на развитие его характера, совершенствование мировоззрения, духовной сферы, разносторонних интересов и т. п. Важнейшим фактором развития личности служит самовоспитание, организация которого должна направляться тренером.

Понятие воли в психологии имеет не одно значение. В нашем случае, воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, следовательно, волевое поведение - это овладение собственным поведением, то есть самоконтроль поведения, целенаправленность, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий.

Организация и методика исследования.

В 2014-2015 учебном году впервые проводилось исследование в детских спортивных объединениях физкультурно-спортивного отдела муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного центра «ОРИОН» (далее - МБОУ ДОД ДООЦ «ОРИОН»).

Цель: изучить особенности проявления и развития волевой сферы личности спортсмена.

Задачи:

1. Преодоление трудностей личностного роста.

2. Содействие в обретении обучающимися не только психологических знаний, но и способности к умению ставить в жизни собственные осознанные цели и достигать их.

3. Содействие педагогическим работникам и родителям в воспитании детей, а также формировании у них ответственности и уверенности в себе.

4. Создание диагностического банка дополнительного образования, ориентированного на исследование различных параметров развития.

Основным методом исследования был тест самооценки волевых качеств, подготовленный педагогом-психологом и основанный на упорядочении волевых качеств по данным самооценки юных спортсменов.

Основные направления работы за истекший период:

Психодиагностическая работа. Проведение тестирования спортсменов для определения самооценки силы воли.

Психопрофилактическая работа. Работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении.

Психопросвещение. Психологическое просвещение по реализации образовательной программы и родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.

Консультативная работа. Повышение психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, проведением родительских собраний.

Результаты.

Обучающиеся физкультурно-спортивного отдела МБОУ ДОД ДООЦ «ОРИОН» прошли тестирование для определения самооценки обучающихся и самооценки силы воли.

В процессе исследования были посещены 17 детских спортивных объединения, 265 юных спортсменов.

Особое значение для юных спортсменов имеет самооценка, так как у них эмоциональная сторона преобладает над рациональной, борьба идет за всё. И здесь только тренеру-преподавателю под силу помочь юному спортсмену выработать чувство собственной значимости, повысить его уверенность в себе. Это и условие успеха во время учебно-тренировочного процесса, и залог достижения желаемых результатов на соревнованиях.

По результатам тестирования педагогом-психологом составлена таблица исследований уровня развития исследуемых качеств – психологической модели спортсменов.

Таблица 1

(см. в приложении)

Результаты диагностики волевых качеств показывают, что большинство обучающихся спортивных объединений обладают высоким и средним уровнем самообладания, настойчивости, уверенности в себе, смелости. Это говорит о хорошей волевой подготовленности спортсменов.

Именно развитие волевых качеств обеспечивает спортсменам оптимальное психологическое состояние во время соревнований, о чем свидетельствуют победы в соревнованиях на различных уровнях.

Таблица 2

(см. в приложении)

Таблица 3

(см. в приложении)

Заключение.

Подводя итоги всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что в процессе воспитания волевых качеств спортсменов основную роль играет преодоление трудностей в тренировочных занятиях и на соревнованиях. Это, безусловно, заставляет проявлять упорство, волю к победе, целеустремленность, настойчивость, создает уверенность в своих силах.

Таким образом, следующий этап психологической работы заключается в повышении и оптимизации уровня эмоциональной устойчивости

По данным проведенной диагностики и анализа полученных результатов определены следующие направления и задачи психологической работы с детскими спортивными объединениями:

• Повышение уровня эмоциональной устойчивости путем изучения основных свойств нервной системы и темперамента как составляющих эмоциональной устойчивости спортсменов.

• Повышение уровня мотивации достижения, формирование мотивационной установки на достижение успехов в спортивной деятельности.

• Развитие самообладания и волевого самоконтроля обучающихся.

• Повышение уровня смелости, настойчивости.

• Развитие уверенности в себе.

Основными методами в воспитании моральных качеств является разъяснение, поощрение и наказание, одобрение, убеждение и, несомненно, наглядный пример. Тренер-преподаватель должен быть сам воспитан, организован, дисциплинированным. Только благодаря этому у него получится организовать в своем коллективе традиции, дисциплину, доверие к себе и дружбу со своими обучающимися, взаимопонимание и взаимопомощь.

Психологическая подготовленность — это умение владеть собой, способность полностью сосредоточиться на выполняемом упражнении, несмотря на посторонние раздражители, в любых условиях осуществлять максимальные усилия без нарушения координации движений, не поддаваться отрицательным воздействиям, быть готовым к борьбе с более сильными соперниками.

Нельзя забывать, что каждый человек обладает большими потенциальными возможностями, которые не проявляются в обычных условиях. Их раскрытию требуется мощный эмоциональный подъем, любые спортивные достижения это, в первую очередь, результат усилия воли.

Список использованной литературы.

1. И. А. Алешков. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. - В сб. : Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978

2. Алексеев Н. Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. - М. : Сов. энцикл., 1983.- с. 90-91.

3. Божович Л. И. Что такое воля? // Семья и школа. - 1981.- №1.- с. 32-35.

4. Ильин Е. П. Психология воли. - СПб., 2000.- с. 114-254.

5. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пунин. - М. : ФиС, 1979. - 143 с.

6. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. - М., 1977.- с. 23

7. Рудик П. А. Психология воли спортсмена. - М., 1973. -с. 26

8. Селиванов В. И. Воля и ее воспитание

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Спортивное объединение Кол-во тестируемых Самооценка (%) Сила воли (%)

Высокая Средняя Низкая Высокая Средняя Низкая

Кудо 128 22 64 14 50 48 2

Косики-каратэ 27 12 81 7 30 70 0

Киокусинкай 15 27 67 6 33 60 7

Велоспорт, спортивный туризм 23 30 52 18 43 52 5

Баскетбол, футбол 18 11 83 6 28 66 6

Бокс 11 0 73 27 82 18 0

Художественная гимнастика 13 30 62 8 38 62 0

Таблица 2

Информация по количеству соревнований за учебный год

Уровень соревнований

муниципальный городской областной региональный всероссийский межрегиональный международный чемпионат России чемпионат ПФО первенство Мира

34 14 9 5 4 3 1 1 1 1

Таблица 3

Мониторинг призовых мест за учебный год

призовое место 1 место 2 место 3 место

муниципальный

28 27 26

городской 52 43 35

областной 41 27 19

региональный 4 3 -

всероссийский - - -

межрегиональный 6 9 5

международный 2 - -

чемпионат России 1 1 2

чемпионат ПФО 1 - -

первенство Мира 1 - -

Публикации по теме:

«Дом, который построим мы!» Итоги учебно-воспитательного процесса Задачи: - Приобщить родителей к участию жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы; - Использовать образовательный.

Отчёт об организации учебно-воспитательного процесса в средней группе ОТЧЁТ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ МДОУ ДС КВ №5 СТАНИЦЫ ЯСЕНСКОЙ МО ЕЙСКИЙ РАЙОН ЗА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ.

Проект «Информационно-методическая среда как средство организации учебно-воспитательного процесса при реализации ФГОС» Пояснительная записка Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и начального школьного образования.

Психолого — педагогическое сопровождение гиперактивного ребёнка Гиперактивность – это двигательная расторможенность, повышенная моторная активность при нормальном уровне интеллектуального развития, порождающая.

Психолого-педагогическое сопровождение. Образовательная область «Физическая культура» Методическая разработка. Психолого-педагогическое сопровождение соревнований. Этапы сопровождения: 1. Подготовительный 2. Соревнование 3.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одаренных детей с.

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности в ДОУ Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности в ДОУ. Цель психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС Выстраивая общую концепцию программы взаимодействия педагогов, родителей и детей мы исходили из того, что психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников средней группы В своей работе мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса»
Опубликовано: 24 августа 2015 в 23:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Пухова (УИ 253402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД