Юлия Аведисова
Практика приобщения детей раннего возраста к художественной литературе и фольклору через театрализованную деятельность в МДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Практика приобщения детей раннего возраста к художественной литературе и фольклору через театрализованную деятельность в МДОУ
Цель практики :
- приобщить детей раннего возраста к художественной литературе и фольклору через театрализованную деятельность, чтение книг и прослушивания музыкальных аудио книг с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи.
Публикация «Практика приобщения детей раннего возраста к художественной литературе и фольклору через театрализованную деятельность в МДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
Образовательные задачи:
1. Художественная литература и фольклор.
Продолжать знакомить с разными жанрами фольклора (пестушки, потешки, прибаутки, заклички, загадки, народные сказки) и детской художественной литературы (стихи, короткие рассказы, авторские сказки). Побуждать к выражению индивидуального эмоционального отклика на описываемые события, характер и действия персонажей, красоту слова, ритм и мелодику поэтического произведения.
Знакомить с книгой как предметом культуры. Систематически читать детям книги и поддерживать чувство удовольствия, радости от слушания и рассматривания иллюстраций. Вовлекать в совместное «чтение» : повторять слова и фразы, исполнять песенки, выполнять игровые действия, находить изображения, соответствующие тексту. Задавать вопросы по содержанию картинок и побуждать отвечать жестом, словом, самостоятельно или с помощью взрослого. Подбирать тексты, в которых присутствуют диалоги персонажей, и вовлекать детей в обыгрывание, инсценировки. Одни и те же потешки, стихи, сказки читать и затем рассказывать многократно, в разных образовательных ситуациях (на занятиях, прогулках, в инсценировках).
Предлагать для самостоятельного рассматривания книги, специально изданные для детей раннего возраста (картонные или из прочной бумаги, с достаточно большими, красочными, лаконичными иллюстрациями). При выборе книг учитывать интересы и желания каждого ребенка. Оставлять книги на столе для самостоятельного рассматривания картинок детьми. Рассказывать о правилах обращения с книгой (не рвать, аккуратно листать странички, не выхватывать из рук другого ребенка, не бросать на пол).
Постоянно применять художественное слово в разных образовательных ситуациях и в повседневной жизни детей (гигиенические процедуры, прогулки, игры). Включать имя ребенка в потешку или песенку, подходящую к конкретному моменту («Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай, мою Олю не пугай». Побуждать узнавать героев известных произведений в образных игрушках, на картинках, называть их, используя фольклорные или устойчивые литературные обороты («котенька-коток», «зайчик-побегайчик», «петушок — золотой гребешок», «птичка-невеличка», «солнышко-колоколнышко»). Советовать родителям иметь дома иллюстрированные книги, адресованные детям раннего возраста (народные и авторские сказки, стихи, потешки, показывать мультфильмы по сюжетам литературных произведений. Использовать фольклор и стихи в разных образовательных ситуациях. Поддерживать эмоциональный отклик на ритм и музыкальность потешек, прибауток. Развивать способность слушать художественный текст, понимать смысл коротких сказок, рассказов, стихов, потешек, небольших инсценировок, близких к опыту детей, эмоционально реагировать на их содержание. Читать книги. Побуждать ребенка самостоятельно листать книги, рассматривать иллюстрации, соотносить рисунки с предметами, живыми объектами, отвечать на вопрос «Кто это?». Вызывать сопереживание героям произведения, поощрять проявление сочувствия и участия, речевые высказывания. Вовлекать в активное проживание прочитанного: выполнять игровые движения («Ладушки», «Сорока-ворона», показывать жестами и мимикой, что делают персонажи (Барто А. «Бычок», Ивенсен М. «Поглядите, зайка плачет», произносить звукоподражания, участвовать в инсценировании простых сюжетов с игрушками по мотивам знакомых произведений, подговаривая слова персонажа. Использовать произведения, в которых присутствуют диалоги персонажей (к концу года).
2. Театрализованная деятельность.
Проводить театрализованные игры и показывать небольшие сценки с куклами Би-ба-бо. Продолжать знакомить детей с пальчиковым, кукольным театром. Начинать знакомство с театром теней. Поддерживать театрализованную игру в форме индивидуального подражания (хорошо знакомые персонажи потешек, сказок, образы животных). Инициировать участие ребёнка в дидактических играх-драматизациях (искупаем куклу Олю, оденем куклу Машу, уложим спать куклу Дашу, покормим собачку и др.). Помогать перенеси опыт театрализованной игры и игры-драматизации в самостоятельные игры.
3. Художественно-эстетическое развитие
Обогащать художественные впечатления детей. Знакомить с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, богородской) и книжной иллюстрацией (на примере творчества Ю. Васнецова, А. Елисеева, В. Лебедева, Е. Рачева, П. Репкина и др.). В бытовых ситуациях использовать красивые, эстетично оформленные предметы. Развивать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций («Грибная полянка», «Праздничная елочка», «Солнышко в окошке» и др.). Интегрировать виды художественной деятельности (рисование и аппликация, лепка и конструирование). Оформлять выставки для родителей.
Модель воспитательно-образовательного процесса.
Сентябрь Курочка Ряба
1. Знакомство с воспитателем.
2. Знакомство с игрушкой «Курочка Ряба» Расскажем курочке о себе и о своей семье.
3. Знакомство со сказкой «Курочка Ряба». (Театр кукол Би-ба-бо)
4. Детки, как цыплятки! Наш детский сад
Педагог советует родителям, как поддерживать речевое развитие детей в процессе слушания сказок и рассматривания книжных иллюстраций.
Октябрь Репка.
1. Когда поспевает репка? Осень.
2. Знакомство со сказкой «Репка» Собираем урожай.
3. Театрализованное представление сказки «Репка» (Кукольный театр)
4. Осенний театр : сказки, танцы, песни.
Педагог организует выставку «Дары осени».
Ноябрь Сорока-ворона
1. Знакомство со сказкой: Сорока-ворона
2. Вкусно-невкусно. Как ворона кашу варила?
3. Сорока-ворона- хозяйка! Знакомство с посудой. (Театрализованная игра)
4. Мама-самая родная! Музыкальный праздник
Предлагают родителям поиграть вместе с детьми, перенести опыт театрализованной игры в самостоятельные игры детей.
Декабрь Мишка косолапый
1. Здравствуй зимушка зима! Одежда зимой.
2. Знакомство со сказкой: «Мишка косолапый» Театрализованная игра в форме индивидуального подражания.
3. Пожарная безопасность с мишкой: «Холодно-горячо»
4. Мишкин дом! Домики животных.
Педагог продолжает знакомить родителей с методикой рассматривания дидактических сюжетных картинок вместе с детьми.
Январь Колобок
1. Знакомство со сказкой: Колобок
2. Катится Колобок. Виды транспорта для путешествий.
3. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел… (Пальчиковый театр)
Педагог рассказывает о значении пальчиковых игр.
Февраль Зайчишка-трусишка
1. Знакомство со сказкой: Зайчишка-трусишка
2. Чтобы зайка не боялся… Доктор, полицейский, пожарный. (Дети сами примеряют костюмы и головные уборы и играют)
3. Учим зайку смелости. Свет и темнота. (Театр теней)
4. Мой папа защитник! Музыкальный праздник
Педагог советует показать картинки и рассказать потешки про зайчика. Знакомит с методикой речевого развития.
Март Коровушка- Буренушка
1. Знакомство с песенкой «Коровушка-Буренка». Мама молочко взяла деткам блинчик испекла.
2. Весна. На лугу весной.
3. Фольклор (песни, потешки, сказки)
5. Неделя юмора и смеха. Кто как кричит? (Театрализованная игра в форме индивидуального подражания. Образы живлтных.)
Педагог советует родителям рассказать детям потешки и стихи о корове, рассмотреть картинки в детских книжках.
Апрель Теремок
1. Знакомство со сказкой «Теремок»
2. Домик-Теремок! Театр кукол Би-Ба-Бо
3. Мебель в Теремке.
4. Помощники. Как зверята наводили порядок в Теремке?
Педагог организует выставку русских народных сказок с иллюстрациями.
Май Игрушки Агнии Барто
1. Знакомство со стихотворением «Наша Таня громко плачет…» Плавает-не плавает. Театрализованная игра
2. Знакомство со стихотворением «Самолет». Летает-не летает. Театрализованная игра
3. Знакомство со стихотворением «Зайку бросила хозяйка». Любимые игрушки. Театрализованная игра
4. Знакомство со стихотворением «Идет бычок качается» На земле и под землей. Театрализованная игра Педагог советует родителям прочитать детям любимые стихи Агнии Барто, рассмотреть картинки к ним.
Список используемой литературы :
1. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до 3 лет / И. А. Лыкова, Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова, О. С. Ушакова.
2. Познавательное развитие детей третьего года жизни. Методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок»/ Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина;
3. Речевое развитие детей третьего года жизни. Методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок»/ О. С. Ушакова.
4. Первые игры и игрушки. Игровая среда от рождения до трёх лет. Учебно-методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок» /И. И. Казунина, И. А. Лыкова, В. А. Шипунова
5. Адаптация к детскому саду ребёнка раннего возраста / И. А. Лыкова, Е. Д. Файзуллаева