Бегунова Татьяна
Практическое применение нейропсихологии в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое направление в нейропсихологии во многом лежит в направлении способности количественно и качественно выразить возможные расстройства,которые могут быть вызваны различными поражениями головного мозга и на основании зафиксированных изменений со стороны высших психических процессов, с возможной долей вероятности, прогнозировать локализацию очага поражения. Что касается дошкольного возраста практическая проблематика переходят в сторону диагностики функциональной недостаточности отдельных систем развивающегося мозга, особенности их восстановления, учета зоны ближайшего развития по Выгодскому, что позволяет нам специалистом, на этой основе давать заключение, подкрепленное аргументами о готовности ребенка к школе, психо-коррекционного воздействия, а также о подборе необходимых методик и программ.
Публикация «Практическое применение нейропсихологии в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Нейропсихологическая работа начинается с диагностики,которая одновременно является и началом коррекционного воздействия. Нейропсихологическая диагностика-это исследование психических процессов, с помощью набора специальных проб, в результате которых можно качественно и количественно оценить степень нарушения высших психических функций и установить связь выявленных дефектов с функциональным состоянием определенных структур мозга. (Е. Ю. Балашова)
Различают несколько видов нейропсихологической диагностики :Топическая диагностика (определение пораженных структур головного мозга. Несколько потеряла актуальность с появление МРТ, Функциональная диагностика (выявление состояние психических функций, с целью определить структуру дефекта и степень выраженности дефекта, Дифференциальная диагностика (с целью определения заболевания по симптомам,Индивидуально-типологическая диагностика (определение функционирование ВПФ в определенных рамках, и наконец - Диагностика развития. В целом,к ней относятся все перечисленные виды, но с поправкой на возраст, возрастные и индивидуальные особенности детской психики.
Нейропсихологическое обследование проводится в несколько этапов:
1. Наблюдение за спонтанным поведением ребенка, его реакциями на обследование и на самого нейропсихолога, понимание вопросов а так же за движениями, как диагностика мышечного тонуса.
2. Экспериментально-психологический этап. Проведение проб (тестов) с параллельным наблюдением за поведением, ошибками и эмоциональным состоянием.
3. Составление заключения. Вид и форма заключения зависят от поставленной задачи. Это либо краткая запись в истории болезни, резюмирующая функциональное состояние и необходимость в реабилитации с участием тех или иных специалистов, либо- развернутое заключение, состоящее из данных обследования,нейропсихологического статуса, топического диагноза и дальнейших рекомендаций.
Далее начинается необходимая коррекционная работа. Она может проводится как в группе, так и индивидуально.