Елена Лякишева
Доклад по теме самообразования «Практическое применение нетрадиционных техник рисования»
Нетрадиционные техники рисования имеют большие возможности для развития творческих способностей дошкольников. Однако я не забываю о необходимости обучения детей и традиционному рисованию, то есть, с использованием кисти и карандаша. Не научив детей владеть этими средствами изображения, мы можем в результате не научить их рисовать вообще. Кисть остаётся и останется надолго основным орудием художников-живописцев, а карандаш - художников-графиков. И, конечно, не всегда у детей под рукой есть что-нибудь для применения нетрадиционных техник. Впереди у ребят школа, где редкий преподаватель разнообразит классическое обучение рисованием нетрадиционным. Да и отношение родителей тоже бывает в этом вопросе разное.
Публикация «Доклад по теме самообразования „Практическое применение нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Поэтому, уделяя должное внимание кисти и карандашу, я учила детей владеть ими и считать основными орудиями труда художников. Но параллельно знакомила и с нетрадиционными техниками. Обучающие занятия проводила по одному виду рисования. Занятия на закрепление или творческие могли включать несколько знакомых детям техник, либо по их выбору (творческие, либо предложенных мною (закрепление, где я показывала возможности сочетания разных техник рисования).
Для более углублённой работы по своей теме у меня были другие возможности: изостудия, самостоятельная деятельность детей.
Несколько лет я руководила изостудией «Радуга» в детском саду. Составила несколько планирований, которые использую в работе до сих пор.
Первое планирование сочетало традиционное рисование с нетрадиционным. Позже, как дополнение, появилось планирование по работе с бумагой. Так как, работая воспитателем, я видела, что дети, не смотря на доступность этого материала и наличие в учебных планах такого вида деятельности, как «аппликация», недостаточно владеют навыками работы с бумагой, не раскрыли выразительных возможностей использования этого материала.
Для обучения детей нетрадиционным техникам, я составила отдельное планирование, в котором предложила вполне доступные техники и для детей, и для тех воспитателей, которые заинтересованы подобной деятельностью.
На занятиях в изостудии я предлагала детям такие темы, работая над которыми, они могли сочетать различные материалы. Например, тема «Осенняя непогода». Дети тонируют лист толстой кистью, затем тонкой кистью изображают деревья.
Тема «Краски осени». Предлагаю два варианта: на обычной белой бумаге, либо на скомканной. Дети смачивают лист бумаги толстой кистью, этой же кистью наносят на лист цветовые пятна. Тонкой кистью прорисовывают осенний пейзаж, когда лист высох.
Предложенные планирования сочетают рисование кистью с печатанием, использованием трафаретов, губок, тычков, обрыванием, монотипией, кляксографией, аппликацией, оригами и т. д.
Данными планированиями пользуюсь и в работе как воспитатель. Что-то выношу на занятия, а что-то предлагаю детям для их самостоятельной деятельности.
Я убедилась, что во время самостоятельной деятельности дети, которые любят рисовать, очень хорошо усваивают новые способы рисования. Может быть потому, что нет скованности временными рамками, нет программной задачи (вернее мы об этом в данный момент не думаем, общаясь на равных с ребятами); нет воспитателя и воспитанников, а только люди, которым это интересно. Ребята прекрасно знают, что их никто не заставляет сидеть и рисовать, они могут отойти побегать, поиграть во что-то другое, а потом вновь вернуться за стол. А как загораются их глаза, когда у них получается что-то необыкновенное, красивое.
Планирования составлены для старшей и подготовительной групп детей с учётом особенностей данного возраста. Но в каждой группе есть дети, которые несколько опережают в своём развитии остальных, есть ребята послабее. Я работала в смешанной группе, где были дети и старшего, и подготовительного возраста. Поэтому предложенные занятия брала за основу. Сильные дети действовали более самостоятельно, выбирали тему, способ изображения; при знакомстве с новой техникой им хватало показа, чтобы они начинали работать сами, им не требовались опека и контроль, как детям более слабым.
Возрастные особенности учитывались и при отборе техник, предлагаемых в планировании. Однако чётких границ не существует. Если маленькие дети с удовольствием рисуют пальчиками и ладошкой, то 6 – 7-летние дети тоже делают это с радостью. Они уже хорошо владеют рукой, моторика движений и координация развиты хорошо, поэтому у детей старшего и подготовительного возраста больше возможностей использовать свою руку для получения интересных образов. До старшей группы пальчик и ладонь, использовались как печать, оттиск; в старшей и подготовительной группах кроме этого - получения оттиска пальцем или рукой – обязательна дорисовка образа, внесение дополнительных деталей. Кроме того, дети используют оттиски боковой стороной ладони, фалангами пальцев. Поэтому, не смотря на простоту донного способа рисования, его не исключают из техник, предложенных для 6 – 7-летних детей.
Тематика занятий в планировании отражает сезонные изменения в природе, календарные даты. Поэтому я не считаю необходимым строго следовать заданной последовательности. Что-то можно пропустить, что-то добавить, если есть необходимость в этом. Например, дети не успели закончить рисунок на занятии, а одно из правил в нашей изостудии и вообще на моих занятиях гласит: работа должна быть закончена (независимо от того, хорошо она получилась или не очень). Правда бывает, что ребёнок заболел и работа остаётся незаконченной. Но для таких «несчастных» работ у нас существует папка, которая называется «Дорисуй-ка!». Любой ребёнок может выбрать незаконченную кем-то картинку и дорисовать её в любое время.
Но если просто не хватило для творчества времени на занятии, то этой теме посвящается ещё одно занятие.
Особой, строгой последовательности нет, работа строится вокруг темы, которую мы выбираем, и возможных техник, которые помогут создать выразительные образы по этой теме. Иногда бывает наоборот, техника диктует тему. Всё это я пыталась учесть при составлении планирований.
Чтобы дети могли в самостоятельной деятельности проявлять свою творческую инициативу, я постаралась создать им необходимые условия или развивающую среду. Мною сделано много дидактических игр, способствующих развитию воображения, восприятия, образного мышления, цветовосприятия; знакомящих с жанрами живописи, видами народного творчества, разными способами изображения; закрепляющих умение видеть форму предмета, различать цветовые оттенки, выстраивать композицию рисунка, составлять орнаменты по образцу и самостоятельно. Эти игры содержательны, эстетичны, дети очень любят в них играть, одновременно формируя те умения, которые заложены в игре. Создана и необходимая база для работы в нетрадиционных техниках: есть трафареты, силуэты, тычки, губки, воск, перья, различные кисти, щётки, самодельные печати и штампы. Особого внимания заслуживает «Волшебная коробка», куда мы складываем мелкие детали сломанных игрушек, киндер-сюрпризов, бытовых предметов: бусинки, пуговицы, детали резинок для волос, колпачки от флаконов и небольшие пузырьки, всевозможные крышки от кофе, бутылок, санитарных и гигиенических средств, пробки, обрывки ткани, сломанные детали конструкторов и всё, что заслуживает внимания творческого человека.
Когда наша коробка достаточно наполняется, мы начинаем с ребятами фантазировать и мастерить что-нибудь необычное. И, действительно, работы получаются изумительные: они непохожи, оригинальны, очень зрелищны, так как каждая деталь имеет уже свой цвет и фактуру. И, прежде всего, самим ребятам очень нравится придумывать, поэтому они всегда с гордостью говорят: «Это я придумал!», «Это я сделал!»
Кроме того, в своей работе с детьми я использую пособия, развивающие сенсорику детей, с которыми можно играть, фантазировать, придумывать свои игры и истории: разноцветная поляна, цветные колпачки, сенсорные коврики, разноцветный город и многое другое. Они бывают незаменимы на занятиях и во многих дидактических и подвижных играх.
Есть в группе и альбомы, рассматривая которые дети познают мир, видят образцы чужого творчества, что тоже будит их воображение, заставляет попробовать изобразить что-то похожее.
Это очень важно, чтобы вокруг детей находились вещи, радующие детей, которыми можно не только любоваться, но и поиграть с ними. Чтобы они были доступны, тогда они обязательно привлекут детей.
Детям доступны и материалы для нетрадиционного рисования, которые тоже находятся в коробке.
Такая разнообразная среда способствует возникновению у детей интереса к деятельности, желания самовыражаться, воплощать свои задумки и фантазии в творчестве.
Необходимо чтобы родители также содействовали развитию творческих способностей детей. Мною подготовлены консультации, в которых в доступной форме разъясняется роль родителей и ближайшего окружения детей в раскрытии их способностей, показаны пути реализации возможностей и творчества детей. Разработаны анкеты для родителей, выясняющие их отношение к данной стороне развития ребёнка. Обработка анкет показала, что в общем родители не против, чтобы дети их хорошо рисовали, фантазировали, но большинство считает, что помочь в этом ребёнку они не могут, так как сами не рисуют. Ошибочность такого мнения была показана «нерисующим» родителям замечательными творческими работами их детей. Ведь не менее важно кроме самого обучения рисованию, ещё и создание дома условий для творчества, развивающей предметной среды. Но самое главное – понимание со стороны родителей, «непротивление» творческим замыслам ребёнка, содействие и правильная мудрая оценка этого творчества. Такая, которая его окрылит или заставит задуматься, а не расстроит и навеки отобьёт желание что-нибудь изобразить самому.
Ещё одной стороной своей работы я считаю пропаганду среди педагогов сада по применению и использованию в работе с дошкольниками нетрадиционных техник. Мною было подготовлено несколько сообщений и докладов как о видах нетрадиционных техник, так и о влиянии их применения на развитие творческих способностей, а также взаимосвязи разных видов деятельности и положительном влиянии такого взаимодействия на всестороннее развитие ребёнка.
У нас очень сильный, творческий коллектив педагогов и я ни разу не увидела равнодушие на лицах воспитателей. Понимая, как загружены педагоги, так как я сама, прежде всего, воспитатель, я предложила подумать над созданием условий для нетрадиционного рисования.
Уголки изодеятельности есть в каждой группе. Нужно собрать вместе с ребятами бросовый материал для «Волшебной коробки» и показать детям, как можно его использовать в рисовании. Тогда в свободной деятельности дети будут иметь возможность рисовать необычными способами, экспериментировать с этим материалом, проявлять свои творческие замыслы и делать для себя открытия.
Работа по обучению детей нетрадиционным техникам уже даёт свои плоды. Это наглядно просматривается по результатам диагностики, проведённой среди детей, знакомых с нетрадиционным рисованием. Диагностика проводилась в подготовительной группе в начале года и в конце. Меня порадовали её результаты: большинство детей имеют оптимальный уровень креативности, имеют технические навыки и умения работы с различными материалами, что позволяет им создавать более выразительные образы, позволяет быть самостоятельными, деятельными во время творчества, находить оригинальное решение для воплощения своих задумок; дети научились ценить свой труд, своё творчество; сформировано качество, необходимое будущему школьнику – доводить любое дело до конца; развитый эстетический вкус позволил повысить критерии оценки собственного творчества, дал возможность повысить многим детям уровень своего мастерства, развить творческие способности.
Кроме того, работы, сделанные детьми нашего сада, очень часто занимают призовые места в конкурсах детского творчества. Такое признание наших достижений очень радует меня и детей, чьё творчество так высоко оценивается, а также администрацию и коллектив нашего детского сада.
Продолжая работу по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками, я и впредь буду стремиться расширять границы творчества детей, развивать их творческие способности, предоставляя им возможности для их личностного роста и развития.