Елена Павелина
Практическое использование гибкого планирования в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС доо
▼ Скачать +Заказ
Сегодня я хотел бы поделиться с вами опытом использования гибкого планирования в образовательном процессе, особенно когда речь идет о работе с детьми раннего возраста. В качестве педагога, работающего в группе раннего возраста, я сталкиваюсь с необходимостью адаптации образовательного процесса под индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. В группе раннего возраста каждый день - это новое приключение. Дети находятся в постоянном стремлении познавать мир вокруг себя, а задача воспитателя - поддерживать их в этом увлекательном путешествии. Именно здесь гибкое планирование становится нашим надежным союзником.
Публикация «Практическое использование гибкого планирования в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС доо» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОО) акцентирует внимание на важности создания развивающей среды, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка. В этой связи гибкое планирование становится ключевым инструментом в реализации индивидуального подхода в образовательном процессе.
Гибкое планирование — это методика организации образовательного процесса, которая предполагает возможность коррекции занятий, мероприятий и образовательных заданий в соответствии с текущими интересами, потребностями и возможностями детей. Такой подход позволяет отходить от строгих рамок и учитывать индивидуальные особенности развития каждого воспитанника.
Принципы гибкого планирования.
Индивидуализация. Учет индивидуальных особенностей развития и интересов каждого ребенка.
Адаптивность. Способность оперативно менять содержание и методы работы в ответ на изменения в группе или поведении детей.
Интеграция. Объединение различных образовательных областей для создания условий для комплексного развития детей.
Вариативность. Предложение разнообразных деятельностей, направленных на достижение образовательных результатов.
Практическое применение гибкого планирования
Наблюдение и анализ. Регулярное наблюдение за детьми позволяет выявлять их текущие интересы и потребности, что является основой для планирования.
Создание адаптивной образовательной среды. Организация пространства, которая предусматривает возможность изменения зон активности в соответствии с планируемыми задачами.
Разработка гибкого плана. Составление плана, который предусматривает альтернативные варианты деятельности и заданий.
Использование проектного подхода. Разработка образовательных проектов, которые могут корректироваться и развиваться вместе с детьми.
Рефлексия. Регулярное обсуждение с детьми прошедших занятий и мероприятий для коррекции последующих планов.
Пример из практики.
В нашей группе мы начали проект по изучению животного мира. Интерес детей к определенным животным привел к тому, что перед детьми встал вопрос выбора между изучением домашнего животного: кошка или собака. В итоге, используя «Доску выбора», дети проголосовали за тему: «Кошка», ведь кошка- домашнее животное, которое так близко к сердцу многих из нас, в том числе и детей. Первый шаг в нашем планировании - это определение целей. Мы хотим, чтобы дети узнали о кошках: их поведении, особенностях, а также об ответственном уходе за ними. Однако, путь к этим целям может быть нелинейным, и здесь нам помогает гибкость.
Итак, как мы используем гибкое планирование при раскрытии темы о кошках?
Наблюдение и адаптация: Мы начинаем с наблюдения за интересами детей. Может оказаться, что один ребенок принесет книгу о кошках из дома, а другой расскажет о своем домашнем питомце. Мы гибко реагируем на такие сигналы и встраиваем их в нашу программу.
Исследование вместе с детьми: Вместо того, чтобы диктовать информацию, мы предлагаем детям исследовать вопросы вместе с нами. Мы может позволить детям рассматривать книги о кошках, смотреть короткие видеоролики о жизни этих животных, обсуждать свои впечатления и задавать вопросы.
Игровые сценарии: Игра - это мощный инструмент в обучении маленьких детей. Мы создаем игровые сценарии, в которых дети могут сыграть роль владельца кошки или даже самих кошек. Это помогает им лучше понять потребности и чувства животного.
Творческие задания: Даем детям возможность выразить свои мысли и чувства через рисование, лепку из глины или игру с пластилином. Это не только развивает их творческий потенциал, но и позволяет им обработать информацию о кошках на своем уровне.
Обратная связь и коррекция: Важно принимать обратную связь от детей и адаптировать наши занятия соответственно. Если мы видим, что какая-то активность не вызывает интереса, мы готовы изменить ее или перейти к другой теме.
Главная идея гибкого планирования заключается в том, чтобы быть открытым для изменений и адаптации в процессе обучения. Каждый ребенок уникален, и наша задача - создать условия, в которых они могут раскрыть свой потенциал и узнать о мире вокруг себя. Тема о кошках становится не только возможностью узнать что-то новое, но и шансом научиться совместному исследованию, творчеству и социальным навыкам. Этот подход позволил нам интегрировать знания по всем образовательным областям, а также развивать навыки исследования и наблюдения у детей.
Вывод. Гибкое планирование в группах раннего возраста является эффективным инструментом, позволяющим реализовать принципы ФГОС ДО через индивидуализацию образовательного процесса. В конце концов, гибкое планирование не только помогает нам достигнуть учебных целей, но и создает атмосферу взаимоуважения, радости и учебного успеха. Давайте продолжим учиться вместе и открыть для себя еще больше удивительных моментов вместе с нашими маленькими исследователями!