Галина Зимина
Организация наблюдений на прогулках в соответствии с ФГОС для младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация наблюдений на прогулках
Младший и средний дошкольный возраст.
(из опыта работы)
(15 апреля -день экологических знаний на МААМ).
Прогулка является одним из режимных моментов жизнедеятельности детей в ДОО.
Публикация «Организация наблюдений на прогулках в соответствии с ФГОС для младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
«Каждый ребёнок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Мы стараемся полнее и разнообразнее организовывать детскую деятельность на прогулке. В результате идёт успешное развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.
Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
Наблюдение- это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
Наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста занимают 7-15 минут.
Объекты наблюдений :
Живая природа: растения и животные;
Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
объект или субъект социальной жизни (наблюдение за людьми определённых профессий, за общественным транспортом, за движением на дороге и т. д.).
Организуя наблюдение, мы выбираем объект, за которым будем наблюдать. Продумываем организацию наблюдения и приёмы, вызывающие интерес у детей.
Выбор объекта осуществляем в зависимости от требований программы детского сада. При этом учитываем уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы.
Чётко и конкретно ставим цели и задачи.
Задача должна иметь познавательный характер.
Объект выбран.
Цели и задачи поставлены.
Наблюдения мы стараемся сделать яркими и интересными.
Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно.
Превратив наблюдение в игру, совмещаем для детей полезное с приятным.
Например: мы с детьми отправляемся в увлекательное путешествие…
На машине!
На лодке!
На корабле!
Или…
Нас приглашает в гости сказочный герой
Или…
Мы можем встретить его на прогулке.
Хочется отметить, что этих сказочных героев сделали родители, участвуя в наших конкурсах «Осенние фантазии».
Сколько же радости можно увидеть в детских глазах, когда они узнают своего сказочного героя.
(И машина, и лодка, и корабль тоже сделаны руками родителей)
«Союз педагогов и родителей — залог счастливого детства» — так опреде-
лен Программой основной принцип взаимоотношения семьи и детского
сада. Этот принцип почерпнут из «Манифеста воспитателей России», при-
нятого на форуме «Ориентиры детства» 20 августа 2018 года.
Родители- это союзники, партнеры и помощники воспитателей.
Кроме игровых, для более успешного достижения целей и задач прогулки, используем словесные приё мы:
1. Вопросы /активизируют мышление, речь, должны ставиться в соответствии с возрастом, в четкой последовательности, быть конкретными, задаваться всем детям/.
2. Художественное слово.
Художественное слово должно быть обязательно ярким, образным, динамичным эмоционально окрашенным, с четким ритмическим рисунком и определенной интонационной выразительностью.
«ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ» (М. Ивенсен)
«Падают, падают листья.
В нашем саду листопад…
Жёлтые, красные листья.
По ветру вьются, летят».
В презентации представлен фотоотчёт осенней прогулки с родителями.
Младшая группа.
Цель прогулки : учить видеть изменения, происходящие в природе осенью, возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней, показать красоту осенней природы.