Юлия Белькович
Практическая консультация «Этапы работы с детьми, имеющими множественные нарушения произношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая консультация
«Ничто не остается неподвижным, неподатливым,
а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему,
лишь бы были осуществлены соответствующие условия».
И. П. Павлов
Изучение логопедии является важным для всех работников детских,
особенно дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых
нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст
является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление
речевых нарушений способствует более быстрому их устранению,
Публикация «Практическая консультация „Этапы работы с детьми, имеющими множественные нарушения произношения“» размещена в разделах
предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на
формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Кроме коррекции звукопроизношения, логопеду необходимо работать и над
другими сторонами речи. Приходиться при сложных речевых нарушениях,
когда у ребенка страдают все группы звуков, «идти от ребенка», учитывая,
что путь к правильному звуку у каждого ребенка индивидуален.
Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как
влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже
после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго
остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного
произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы.
У ребенка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное
общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса
неполноценности.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать
их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение
и т. д., одна из несущих проблем, стоящих перед младшими школьниками.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в
школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь
формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием
фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и
дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Преодоление
фонетико-фонематического недоразвития достигается путем
целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны
речи и фонематического недоразвития.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития
детей. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе.
Формирование правильного произношение у детей – это сложный процесс,
ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать
обращенную к нему речь. Речевая деятельность представляет собой процесс
использования языка для общения. Становление речевого общения
происходит постепенно, вместе с развитием ребёнка. Формирование речи
взаимосвязано с развитием всех психических функций детей. Для
обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное
звукопроизношение. Использование различных языковых средств в процессе
речевого развития определяет возрастные особенности формирования
звукопроизношения детей. Выявление трудностей формирования
правильного звукопроизношения и их преодоление обеспечивают
нормальное развитие произносительной стороны речи. При нарушении
произносительной стороны речи возникают дефекты фонетического
оформления речи.
В современной методике обучения грамоте общепризнанным является
положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной
слова - необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и
письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному
принципу. Богомолова А. И. рекомендует проводить постановку звука в такой
последовательности: шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, если у
ребенка нарушено несколько групп звуков. Т. Б. Филичева рекомендует
исправлять недостатки звукопроизношения с учетом появления звуков в
онтогенезе: свистящие, шипящие, соноры. Авторы не рекомендуют брать
для одновременной постановки те звуки, артикуляция которых
характеризуется прямо противоположным укладом. Также не рекомендуют
одновременно работать над трудными звуками «р», «ш», потому что это
ведет к большой затрате энергии, к быстрому утомлению. Исследования ряда
психологов, педагогов, лингвистов (Д. Б. Эльконина, А. Р. Лурия,
Д. Н. Богоявленского, Ф. А. Сохина, А. Г. Тамбовцевой, Г. А. Тумаковой и др.)
подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей
звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение
грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. В свою очередь
звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом
фонематическом восприятии каждого звука родного язык.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит
интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что
чёткие фонематические представления о звуке возможны только при
правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно,
правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно
произносить». Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся
неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих
дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Известно,
что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже
сформировавшиеся нарушения. Задачи коррекционного обучения
включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и
обязательную подготовку детей к обучению в школе, т. е. усвоение
элементов грамоты.
Коррекция звукопроизношения
Используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и
коррекции звука выбирается индивидуально. При нарушениях произношения
нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь для
коррекции отбираются те фонемы, которые в определенных контекстах
могут произноситься правильно, а также те, моторные координации которых
наиболее просты. Или выбирается звук, наиболее легко поддающийся
коррекции, например звук, который отраженно произносится правильно.
Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиваться их различения на
слух. Моделируя ребенку тот или иной артикуляционный уклад, логопед
стимулирует вызывание изолированного звука, затем его автоматизирует в
слогах, словах и в контекстной речи. Необходима тренировка слухового
восприятия, ребенок должен научиться слушать самого себя, улавливать
разницу между своим произношением и нормализованным звуком.
При работе над звукопроизношением опираются на знание артикуляционных
укладов родного языка, анализ структуры нарушений звукопроизношения у
каждого ребенка (кинетический анализ) и на специфические приемы
постановки отдельных звуков.
Основными методами работы являются : двигательно-кинестетический и
слухо-зрительно-кинестетический. В процессе логопедической работы
устанавливаются межанализаторные связи между движением
артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух,
зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и
двигательным ощущением при его произнесении. Все методы коррекционной
работы основаны на закономерностях развития фонетико-фонематической
системы языка в норме.
При формировании звукопроизносительных умений и навыков в различных
ситуациях речевой коммуникации, предупреждении и преодолении
вторичных нарушений речи логопед проводит работу по автоматизации и
дифференциации звуков, формированию произносительных навыков в
различных ситуациях общения. Звуки закрепляются в словах и
предложениях.
Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания
звука и изображения его символа - писание и говорение. Эти упражнения
способствуют усилению звука, обогащению его моторным действием. При
общем речевом недоразвитие осуществляется комплексная программа
логопедических занятий, включающая фонетическую работу, развитие
фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, а
также специальные мероприятия, направленные на предупреждение или
коррекцию нарушений письменной речи. В других случаях проводится
работа над звукопроизношением и уточнением фонематического слуха.
Во всех случаях основной задачей логопедической работы является развитие
и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного
произнесения звуков. Используются приемы игровой терапии в сочетании с
индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и
коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом.
Логопедическая работа включает развитие речевого дыхания, интонационно-
методической стороны речи, фонематического восприятия.
Этапы логопедической работы по устранению звукопроизношения
При постановке звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько
групп звуков, сначала исправляю базовый звук для определенной группы. В
группе свистящих сначала исправляю звук с. Затем, отталкиваясь от него,
ставлю звук з, после этого перехожу к мягким звукам сь и зь; последним в
группе свистящих ставлю звук ц. В группе шипящих прежде всего
исправляю звук ш. Затем на основе его артикуляции ставлю звуки ж, ч, щ. В
группе заднеязычных звуков (к, кь, г, гь, х, хь) основным является
артикуляция звука к. Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той
последовательности, в какой они будут даны далее. Нельзя объяснять
ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного
аппарата - дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции
даю поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними
кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки
кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять
выполнение ребёнком упражнения. Это даёт мне возможность определить,
что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение. Если у
ребёнка появятся звуки, надо их постепенно вводить в его речь, т. е. учить
правильно, употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи. Всю
работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители
согласовывают с логопедом, обращаются к нему при всех возникающих
затруднениях.
Постановка звука может занять 1-2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5-7
занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить
артикуляционный аппарат для постановки звука. В работе над
произношением необходима последовательность. Не торопитесь переходить
к следующему этапу (или упражнению, не освоив предыдущий.
Таким образом, на основе изучения теоретических источников можно
сделать следующие выводы: коррекционная работа будет строиться с учётом
формы нарушения и определения структуры речевого дефекта. Необходимо
отметить, что не во всех случаях патологических отклонений в строении
артикуляционного аппарата имеет место нарушение звукопроизношения.
Компенсаторные возможности каждого ребенка и взрослого различны,
поэтому при наличии определенных дефектов артикуляционных органов в
отдельных случаях наблюдается правильное воспроизведение звуков
Коррекцией звукопроизношения занимаюсь на протяжении всего периода
логопедической работы.
Устранение нарушений звукопроизношения у дошкольников (дислалия) -
одна из важнейших задач логопедии. От её решения зависит развитие
ребёнка, имеющего нарушения звукопроизношения. Всестороннее развитие
ребёнка предполагает учёт не только психолого - педагогического, но и
логопедического фактора при устранении нарушений звукопроизношения у
детей с дислалией. Анализ научной и методической литературы по проблеме
исследования позволяет мне сделать следующие выводы. Дислалия - это
речевое нарушение, при котором ребёнок не может произнести те или иные
звуки, заменяет их другими или смешивает их между собой.
Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников
необходимо осуществлять дифференцированный подход, который
предполагает:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
- этиологию, механизм, структуру речевого дефекта.
- использование методов обучения, выбор которых зависит от этапа
логопедической работы.
Таким образом, коррекционная работа по устранению нарушений
звукопроизношения включает в себя несколько этапов.
логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у
дошкольников с дислалией будет более эффективной, если учитывается:
ведущий вид деятельности школьников; учитываются этапы развития
звукопроизношения, механизм и структура нарушения звукопроизношения
при дислалии