Мурыгина Ирина Васильевна
Формирование экологической культуры и здорового образа жизни у воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
Мурыгина И. В., воспитатель
«Охранять природу — значит охранять Родину».
М. М. Пришвин
От уровня экологической культуры зависит будущее молодого поколения. Понимая важность данной проблемы, мы определили приоритетное направление нашей работы – экологическое воспитание дошкольников.
Публикация «Формирование экологической культуры и здорового образа жизни у воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС » размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основной задачей экологического воспитания является создание у детей, прежде всего, установки на здоровый образ жизни, привитие им элементов экологической культуры, формирование экологического сознания.
Ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. [5 с. 6]
Сформированность экологической культуры выражается в наличии у детей устойчивых знаний о существующих взаимосвязях в природе; в бережном отношении к природе, правильном понимании понятия «здоровый образ жизни», эмоциональной отзывчивости к живой природе, положительных ощущениях от восприятия и любования природой; в умении познавать особенности окружающего мира.
Разумное отношение к окружающей нас среде, к природе, которое прочнее всего формируется в дошкольном возрасте, должно стать критерием оценки нравственных качеств человека. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для создания прочного фундамента экологического воспитания человека. Маленький ребенок верит всему, о чем ему рассказывает взрослый и смотрит на мир с открытой душой и сердцем. Поэтому то, как он будет относиться к этому миру, зависит, прежде всего, от нас - взрослых. Перед нами стоит сложная задача - показать, рассказать об уникальности и красоте окружающей нас природы так, чтобы детям захотелось ценить и беречь ее.
Работу по формированию экологической культуры и здорового образа жизни необходимо осуществлять ежедневно, последовательно и кропотливо. В данном процессе развития старший дошкольный возраст является серьезным этапом.
У детей старшего дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой осуществляются на бессознательной основе. Они ощущают себя естественной частью природы, не выделяют себя из объектов и субъектов. Дети опытным путем усваивают свойства объектов и явлений природы (полив из лейки цветов на клумбе, результаты взаимодействия одного предмета с другим (песок – вода, связи, возникающие между предметами и явлениями (песок сухой не лепится, а мокрый лепится). Мыслительная деятельность воспитанников развивается активнее, их ответы становятся развернутыми. У детей появляется познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, то есть личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО; появляются вопросы: зачем, почему, откуда, где?
Дети получают большой объем знаний о растениях и животных родного края. Расширяются представления о домашних животных, их значении в жизни человека. Воспитанники получают необходимые знания о том, как заботится о них в разное время года.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Воспитанников необходимо включать в посильную для их возраста практическую деятельность. Для этого надо создать необходимые условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Поддержание положительного эмоционального настроя у воспитанников будет способствовать дальнейшему правильному отношению к себе, как части природы; пониманию ценности жизни и здорового образа жизни и их зависимости от состояния окружающей среды.
Для реализации данного направления работы мы используем следующие формы работы с детьми :
- целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей;
- игры экологического содержания :
дидактические игры («Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что изменилось?»);
предметные игры («С какого дерева листок?», «Чей домик?», «Найди такой же»);
словесные игры («Когда это бывает?», «Можно - нельзя»);
подвижные игры экологического характера («Коршун и цыплята», «Мышки и кот», «Солнышко и дождик»);
игры - путешествия «Путешествие в заколдованный лес», «В гости к Лешику»);
строительные игры с природным материалом;
игровые ситуации, отражающие различные события в природе или различную деятельность взрослых.
- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);
- чтение литературы природоведческого содержания; просмотр картин, презентаций природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе;
- проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом - практическая познавательная деятельность сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;
- экологические праздники;
- оформление гербариев из лекарственных трав;
- изготовление поделок из природного и бросового материала; создание творческих композиций на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
- интегрированные занятия.
Таким образом, в процессе решения задач по экологическому воспитанию можно вырастить экологически грамотного человека, способного любить, ценить, беречь природу и вести здоровый образ жизни.
Литература:
1. Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. // Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников - СПб. : детство-пресс, 2003
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
3. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М. : «Мозаика-Синтез», 2002
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.
5. Токарева Г. В. Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3.