Людмила Мирошина
Инновационный педагогический опыт «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный педагогический опыт :
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Всё хорошее в людях- из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля
расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала-
Не наукой, а частью души!
И. П. Поляков
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения, нравственного, умственного, и эстетического развития ребёнка дошкольного возраста. Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной и другим видам детской деятельности. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы и вместе с тем способствовать воспитанию экологической культуры при общении с природой – важнейшие задачи, которые решаются в процессе реализации моего инновационного проекта.
Природа – часть мира, окружающая ребёнка и важность воспитания экологической культуры у дошкольников неоспорима. Воспитание экологической культуры должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни.
Поэтому, с раннего детства необходимо ввести детей в мир природы, терпеливо и доброжелательно обучать детей правильному общению с природой.
Предлагаемый педагогический опыт представляет собой обеспечения обновления и обогащения воспитательно – образовательного процесса в сфере экологического образования.
Актуальность и перспективность опыта.
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем в современной педагогике. Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к освоению детьми «азбуки природы». Ребёнку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь её и приумножать. Из-за отсутствия социального опыта, далеко не всё может быть правильно понято детьми при общение с природой, не всегда при этом правильно формируется отношение к живой природе. И это давно тревожит педагогов и родителей.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой родного края. Зелёные луга и леса, запах цветов, пение птиц, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки – всё это привлекает внимание детей, позволяет чувствовать природу, служит богатым материалом для их развития и формирования положительного отношения к ней.
Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Именно в дошкольный период у ребёнка складывается первое мироощущение – он получает эмоциональные впечатления о природе и об окружающем мире, формируется основа экологического мышления.
Опыт работы имеет большое значение в совершенствовании воспитательно – образовательного процесса. Его внедрение необходимо для:
- обновление содержания работы по формированию экологической культуры;
- применение современных технологий и методических подходов ;
-развитие экологических представлений и осознанного поведения в природном окружении ;
-развития творческих способностей, совершенствования познавательных интересов и речи детей;
- становления и развития личности ребёнка как субъекта общественных межличностных отношений;
-роста личностных достижений всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (детей – педагогов – родителей).
Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость разработки проекта, как дополнение к обогащению воспитательно-образовательного процесса, осуществления социально-личностного развития детей.
Так определилась цель реализации данного опыта : формирование экологических знаний и экологического сознания в процессе ознакомления с природой.
Для решения поставленной цели и были разработаны творческие проекты «Природа - это наш дом» и «Малыш в мире природы», которые определили систему работы с детьми по обозначенной цели.
Выбранная технология проектирования деятельности направлена на использование таких организационных форм адекватных возрасту и развитию детей, которые способствуют формированию экологической культуры у дошкольников.
Условия возникновения опыта
Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДО, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программой «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова).
И изучение запросов родителей по отношению к экологическому образованию дошкольников показало, что 78 % родителей, считают главной задачей дошкольного учреждения "научить ребенка безопасному поведению в природе бережному отношению к ней.
Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего приумножать и оберегать природу родного края и страны в целом.
Концептуальность
Новизной и отличительной особенностью опыта является :
-формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе;
- воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни;
- повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.
Своеобразие и новизна опыта состоит в :
- в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;
- в определении целей и результатов;
- в нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;
- в обогащении жизненного опыта;
- связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;
- пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.
Это позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми по формированию представлений о многообразие мира природы, осознанном отношении к ней.
Реализация основных концептуальных идей воспитания базируется на
следующих принципах : гуманизма, демократизации, индивидуализации,
дифференциации и интеграции, принцип развивающего обучения и принцип
регионального компонента (изучение природы родного края).
Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера
взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию
воспитателя на личность ребенка.
Принцип демократизации предполагает совместное участие
воспитателей и родителей в экологическом образовании дошкольников.
Принцип индивидуализации предполагает внедрение новых форм и
методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный
подход к каждому ребенку и его интеллектуальное развитие.
Принцип научности способствует формированию первоначальных
понятий, которые формируют элементарные экологические знания.
Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем воспитательно-образовательной работы.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых
развивающих технологий образования и развития детей.
Принцип регионального компонента позволяет
- формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений
и изучения явлений окружающей среды;
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они
применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- решать задачи нравственно-патриотического воспитания.
Наличие теоретической базы опыта.
Опыт работы опирается на исследования значимости экологического воспитания дошкольников С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой,
Е. И. Сергеенко П. Г. Саморуковой, Т. А. Серебряковой о роли экологического
воспитания. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что
период дошкольного детства – наиболее благоприятен для закладки основ экологической культуры, экологического сознания как личностных образований, характеризующих специфику познания дошкольниками природы и отношения к ней.
В опыте использованы педагогические идеи К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко, некоторые теории и методики, предлагаемые авторами: С. А. Веретенниковой, О. А. Воронкевич, Н. Н. Кондратьевой,
О,А. Соломенниковой.
Образовательная программа детского сада ставит вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых, воспитывающих детей; нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребёнка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.
Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение
общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего
развития. К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной,
наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали
внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно
раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был
путешествием к истокам – к чудесной красоте природы». (В. А. Сухомлинский).
Современные программы экологического воспитания дошкольников
(«Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Природа – наш дом» Н. А. Рыжовой
решают вопрос становления начал экологической культуры у детей и
развития ее у взрослых, воспитывающих детей; нацелены на воспитание
гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным
взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.
В соответствии с программами дети получают представления о
взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести
экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к
окружающей среде. Программы предусматривает выработку у детей первых
навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и
быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в
своем крае.
Психологической методологией представленного опыта являются идеи
Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию,
способствующему всестороннему развитию личности ребнка.
Ведущая педагогическая идея
Моя педагогическая идея – способствовать становлению у детей научно-познавательного, эмоционально - нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно – правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Основная цель данной педагогической идеи – формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Исходя из этого, целью является воспитание физически крепкого и здорового, активного и пытливого ребенка. Для достижения этой цели определила следующие задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
- формировать нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность;
- вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.
Анализируя свой опыт, считаю, что неумение детей взаимодействовать с природой – это фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой. Поэтому, одним из главных средств решения воспитательных задач заключается в формировании у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру природы так как:
- природа несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания окружающего мира;
- потребность в общении с природой связана с тем, что в ней с наибольшей доступностью раскрыта исследовательская деятельность: ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности;
- природа дарует ни с чем несравнимые чувства радости и восторга, что положительно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка.
- именно в процессе общения с природой, у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.
В процессе ознакомления детей с природой у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эмоционального и нравственного развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении положительных эмоций.
Считаю, что природа научит ребенка видеть прекрасное, зародит стремление самому внести свой вклад в преобразование природы. Таким образом, природа поможет ребенку развиваться всесторонне.
Оптимальность и эффективность средств
Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания комплексному изучению природы. Природа окружает ребенка с самого рождения и своей необычностью, новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, вызывает радость, восторг, удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на е чувственном опыте. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. В процессе воспитания в детском саду осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности. Основу содержания любой деятельности ребнка составляют те знания, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой - одно из главных средств их развития.
Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы, используя эффективные средства. Без приближения детей к природе и широкое использование е в воспитательно-образовательном процессе, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить родную природу, видеть е красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине.
Основная работа с детьми по экологическому воспитанию проводится в центрах природы группы и на прогулке. Основной формой воздействия на ребенка являются совместная деятельность детей и взрослых.
Особую роль в формировании положительного отношения дошкольников к природе играют наблюдения.
Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем рядом с ними, знакомятся с правилами поведения в природе, разучивают или вспоминают стихи, рассказы природоведческого характера, загадки о природе. После таких прогулок они изображают свои впечатления в рисунках, игровой и трудовой деятельности.
На территории детского сада создана экологическая тропа, объектами которой являются различные деревья, кустарники, лужайки, цветники, огород. Экологическая тропа дает большие возможности для проведения систематических наблюдений, в процессе которых развивается эмоциональная сфера детей, формируются чувство единения с природой и умение сопереживать всему живому.
Дети ухаживают за растениями, учатся выращивать растения в группе и на огороде в процессе трудовой деятельности. Они с желанием трудятся и на участке: убирают территорию, участвуют в посеве семян цветов и овощей, ухаживают за растениями, развешивают кормушки, подкармливают птиц.
Особое внимание уделяется правилам поведения в природе. Для закрепления норм и правил поведения в природе проводятся «уроки доброты». На них используются музыкальные и художественные произведения, обсуждаются и проигрываются различные ситуации. Одним из важнейших средств обучения являются игры (дидактические, сюжетно-ролевые, имитационные, игры-путешествия). В игре ребенок психологически готовится к реальным ситуациям происходящих в природе, овладевает приемами общения со сверстниками, взрослыми, объектами природы.
Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать е связи с трудом детей в природе и организованной деятельностью. Наиболее значимой является экспериментальная деятельность с песком, глиной, водой, воздухом, снегом, льдом, где дети на практике постигают неизведанный мир природы.
Таким образом, работа по воспитанию экологической культуры у дошкольников осуществляется через разнообразные виды деятельности. А взаимодействие с родителями способствует усилению качества усвоения материала, обогащению чувственного опыта и адаптации ребенка в социальном и природном окружении.
Результативность опыта
Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе.
Эта работа так же помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателя, необходимо вовлечь родителей, приобщить и заинтересовать жизнью детского сада, постоянно держать их в курсе событий, помочь завоевать авторитет у своего ребёнка.
При взаимодействии с родителями проявилась:
- активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);
- желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми; - возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.
Главное – помочь ребёнку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонёк творчества и радости жизни. Это определило выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми – воспитание экологической культуры.
Практическая значимость опыта
Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений. Опыт представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: непосредственно – образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми (игры, наблюдения, опыты и эксперименты, прогулки, экскурсии, беседы, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с родителями.
Адресная направленность
Мой педагогический опыт обобщен и расположен на индивидуальном мини – сайте на международном образовательном портале MAAM.RU. Ссылка на страницу моего мини-сайта: https://www.maam.ru/users/
589421
Список используемой литературы
1. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г, Михайлова, З. А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду, СПб., ООО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
2. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, М, «Просвещение», 1999.
3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры у дошкольников, М, «ЛИНКА-ПРЕСС», 2010. 4. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012 5. Артмова, Л. А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников – М. : Просвещение, 1992.
6. Згурская Л. Д. Экология – малышам. Дошкольное воспитание. – 2004. № 7. – с. 40-48.
7. Кондратьева Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников : проблема и некоторые подходы к е решению, СПб., Мозаика-Синтез, 1992.
8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников М, Просвещение, 1999.
9. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры. Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7. –с. 58-60.
10. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду, М. : Мозаика-Синтез, 1999.
11. Рыжова Н. А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - с. 26-34.
12. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12. – с. 6 – 11.
13. Серебрякова Т. А. Детям об экологии, СПБ, Мозаика-Синтез, 2003.
14. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
15. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – Москва, Просвещение, 1993. 21. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.
16. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. Илекса, 2000.
17. Михайлова З. А, Бабаева Т. И. Развитие познавательно- исследовательских умений у старших дошкольников, СПб, ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 г.