Папки-передвижки

Инновационный педагогический опыт «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Людмила Мирошина
Инновационный педагогический опыт «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационный педагогический опыт :

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Всё хорошее в людях- из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля

расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала-

Не наукой, а частью души!

И. П. Поляков

Публикация «Инновационный педагогический опыт „Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения, нравственного, умственного, и эстетического развития ребёнка дошкольного возраста. Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной и другим видам детской деятельности. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы и вместе с тем способствовать воспитанию экологической культуры при общении с природой – важнейшие задачи, которые решаются в процессе реализации моего инновационного проекта.

Природа – часть мира, окружающая ребёнка и важность воспитания экологической культуры у дошкольников неоспорима. Воспитание экологической культуры должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни.

Поэтому, с раннего детства необходимо ввести детей в мир природы, терпеливо и доброжелательно обучать детей правильному общению с природой.

Предлагаемый педагогический опыт представляет собой обеспечения обновления и обогащения воспитательно – образовательного процесса в сфере экологического образования.

Актуальность и перспективность опыта.

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем в современной педагогике. Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к освоению детьми «азбуки природы». Ребёнку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь её и приумножать. Из-за отсутствия социального опыта, далеко не всё может быть правильно понято детьми при общение с природой, не всегда при этом правильно формируется отношение к живой природе. И это давно тревожит педагогов и родителей.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой родного края. Зелёные луга и леса, запах цветов, пение птиц, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки – всё это привлекает внимание детей, позволяет чувствовать природу, служит богатым материалом для их развития и формирования положительного отношения к ней.

Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Именно в дошкольный период у ребёнка складывается первое мироощущение – он получает эмоциональные впечатления о природе и об окружающем мире, формируется основа экологического мышления.

Опыт работы имеет большое значение в совершенствовании воспитательно – образовательного процесса. Его внедрение необходимо для:

- обновление содержания работы по формированию экологической культуры;

- применение современных технологий и методических подходов ;

-развитие экологических представлений и осознанного поведения в природном окружении ;

-развития творческих способностей, совершенствования познавательных интересов и речи детей;

- становления и развития личности ребёнка как субъекта общественных межличностных отношений;

-роста личностных достижений всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (детей – педагогов – родителей).

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость разработки проекта, как дополнение к обогащению воспитательно-образовательного процесса, осуществления социально-личностного развития детей.

Так определилась цель реализации данного опыта : формирование экологических знаний и экологического сознания в процессе ознакомления с природой.

Для решения поставленной цели и были разработаны творческие проекты «Природа - это наш дом» и «Малыш в мире природы», которые определили систему работы с детьми по обозначенной цели.

Выбранная технология проектирования деятельности направлена на использование таких организационных форм адекватных возрасту и развитию детей, которые способствуют формированию экологической культуры у дошкольников.

Условия возникновения опыта

Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДО, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программой «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова).

И изучение запросов родителей по отношению к экологическому образованию дошкольников показало, что 78 % родителей, считают главной задачей дошкольного учреждения "научить ребенка безопасному поведению в природе бережному отношению к ней.

Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего приумножать и оберегать природу родного края и страны в целом.

Концептуальность

Новизной и отличительной особенностью опыта является :

-формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе;

- воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни;

- повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.

Своеобразие и новизна опыта состоит в :

- в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;

- в определении целей и результатов;

- в нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;

- в обогащении жизненного опыта;

- связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;

- пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.

Это позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми по формированию представлений о многообразие мира природы, осознанном отношении к ней.

Реализация основных концептуальных идей воспитания базируется на

следующих принципах : гуманизма, демократизации, индивидуализации,

дифференциации и интеграции, принцип развивающего обучения и принцип

регионального компонента (изучение природы родного края).

Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера

взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию

воспитателя на личность ребенка.

Принцип демократизации предполагает совместное участие

воспитателей и родителей в экологическом образовании дошкольников.

Принцип индивидуализации предполагает внедрение новых форм и

методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный

подход к каждому ребенку и его интеллектуальное развитие.

Принцип научности способствует формированию первоначальных

понятий, которые формируют элементарные экологические знания.

Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем воспитательно-образовательной работы.

Принцип развивающего обучения предполагает использование новых

развивающих технологий образования и развития детей.

Принцип регионального компонента позволяет

- формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений

и изучения явлений окружающей среды;

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они

применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- решать задачи нравственно-патриотического воспитания.

Наличие теоретической базы опыта.

Опыт работы опирается на исследования значимости экологического воспитания дошкольников С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой,

Е. И. Сергеенко П. Г. Саморуковой, Т. А. Серебряковой о роли экологического

воспитания. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что

период дошкольного детства – наиболее благоприятен для закладки основ экологической культуры, экологического сознания как личностных образований, характеризующих специфику познания дошкольниками природы и отношения к ней.

В опыте использованы педагогические идеи К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко, некоторые теории и методики, предлагаемые авторами: С. А. Веретенниковой, О. А. Воронкевич, Н. Н. Кондратьевой,

О,А. Соломенниковой.

Образовательная программа детского сада ставит вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых, воспитывающих детей; нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребёнка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение

общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего

развития. К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной,

наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали

внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно

раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был

путешествием к истокам – к чудесной красоте природы». (В. А. Сухомлинский).

Современные программы экологического воспитания дошкольников

(«Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Природа – наш дом» Н. А. Рыжовой

решают вопрос становления начал экологической культуры у детей и

развития ее у взрослых, воспитывающих детей; нацелены на воспитание

гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным

взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

В соответствии с программами дети получают представления о

взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести

экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к

окружающей среде. Программы предусматривает выработку у детей первых

навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и

быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в

своем крае.

Психологической методологией представленного опыта являются идеи

Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию,

способствующему всестороннему развитию личности ребнка.

Ведущая педагогическая идея

Моя педагогическая идея – способствовать становлению у детей научно-познавательного, эмоционально - нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно – правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Основная цель данной педагогической идеи – формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Исходя из этого, целью является воспитание физически крепкого и здорового, активного и пытливого ребенка. Для достижения этой цели определила следующие задачи:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;

- формировать нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность;

- вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.

Анализируя свой опыт, считаю, что неумение детей взаимодействовать с природой – это фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой. Поэтому, одним из главных средств решения воспитательных задач заключается в формировании у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру природы так как:

- природа несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания окружающего мира;

- потребность в общении с природой связана с тем, что в ней с наибольшей доступностью раскрыта исследовательская деятельность: ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности;

- природа дарует ни с чем несравнимые чувства радости и восторга, что положительно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка.

- именно в процессе общения с природой, у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.

В процессе ознакомления детей с природой у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эмоционального и нравственного развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении положительных эмоций.

Считаю, что природа научит ребенка видеть прекрасное, зародит стремление самому внести свой вклад в преобразование природы. Таким образом, природа поможет ребенку развиваться всесторонне.

Оптимальность и эффективность средств

Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания комплексному изучению природы. Природа окружает ребенка с самого рождения и своей необычностью, новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, вызывает радость, восторг, удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на е чувственном опыте. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. В процессе воспитания в детском саду осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности. Основу содержания любой деятельности ребнка составляют те знания, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой - одно из главных средств их развития.

Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы, используя эффективные средства. Без приближения детей к природе и широкое использование е в воспитательно-образовательном процессе, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить родную природу, видеть е красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине.

Основная работа с детьми по экологическому воспитанию проводится в центрах природы группы и на прогулке. Основной формой воздействия на ребенка являются совместная деятельность детей и взрослых.

Особую роль в формировании положительного отношения дошкольников к природе играют наблюдения.

Окружающая природа - непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем рядом с ними, знакомятся с правилами поведения в природе, разучивают или вспоминают стихи, рассказы природоведческого характера, загадки о природе. После таких прогулок они изображают свои впечатления в рисунках, игровой и трудовой деятельности.

На территории детского сада создана экологическая тропа, объектами которой являются различные деревья, кустарники, лужайки, цветники, огород. Экологическая тропа дает большие возможности для проведения систематических наблюдений, в процессе которых развивается эмоциональная сфера детей, формируются чувство единения с природой и умение сопереживать всему живому.

Дети ухаживают за растениями, учатся выращивать растения в группе и на огороде в процессе трудовой деятельности. Они с желанием трудятся и на участке: убирают территорию, участвуют в посеве семян цветов и овощей, ухаживают за растениями, развешивают кормушки, подкармливают птиц.

Особое внимание уделяется правилам поведения в природе. Для закрепления норм и правил поведения в природе проводятся «уроки доброты». На них используются музыкальные и художественные произведения, обсуждаются и проигрываются различные ситуации. Одним из важнейших средств обучения являются игры (дидактические, сюжетно-ролевые, имитационные, игры-путешествия). В игре ребенок психологически готовится к реальным ситуациям происходящих в природе, овладевает приемами общения со сверстниками, взрослыми, объектами природы.

Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать е связи с трудом детей в природе и организованной деятельностью. Наиболее значимой является экспериментальная деятельность с песком, глиной, водой, воздухом, снегом, льдом, где дети на практике постигают неизведанный мир природы.

Таким образом, работа по воспитанию экологической культуры у дошкольников осуществляется через разнообразные виды деятельности. А взаимодействие с родителями способствует усилению качества усвоения материала, обогащению чувственного опыта и адаптации ребенка в социальном и природном окружении.

Результативность опыта

Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе.

Эта работа так же помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателя, необходимо вовлечь родителей, приобщить и заинтересовать жизнью детского сада, постоянно держать их в курсе событий, помочь завоевать авторитет у своего ребёнка.

При взаимодействии с родителями проявилась:

- активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);

- желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми; - возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.

Главное – помочь ребёнку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонёк творчества и радости жизни. Это определило выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми – воспитание экологической культуры.

Практическая значимость опыта

Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений. Опыт представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: непосредственно – образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми (игры, наблюдения, опыты и эксперименты, прогулки, экскурсии, беседы, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с родителями.

Адресная направленность

Мой педагогический опыт обобщен и расположен на индивидуальном мини – сайте на международном образовательном портале MAAM.RU. Ссылка на страницу моего мини-сайта: https://www.maam.ru/users/

589421

Список используемой литературы

1. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г, Михайлова, З. А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду, СПб., ООО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

2. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, М, «Просвещение», 1999.

3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры у дошкольников, М, «ЛИНКА-ПРЕСС», 2010. 4. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012 5. Артмова, Л. А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников – М. : Просвещение, 1992.

6. Згурская Л. Д. Экология – малышам. Дошкольное воспитание. – 2004. № 7. – с. 40-48.

7. Кондратьева Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников : проблема и некоторые подходы к е решению, СПб., Мозаика-Синтез, 1992.

8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников М, Просвещение, 1999.

9. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры. Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7. –с. 58-60.

10. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду, М. : Мозаика-Синтез, 1999.

11. Рыжова Н. А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - с. 26-34.

12. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12. – с. 6 – 11.

13. Серебрякова Т. А. Детям об экологии, СПБ, Мозаика-Синтез, 2003.

14. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

15. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – Москва, Просвещение, 1993. 21. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.

16. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. Илекса, 2000.

17. Михайлова З. А, Бабаева Т. И. Развитие познавательно- исследовательских умений у старших дошкольников, СПб, ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 г.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Отчет по плану самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». Слайд 1 Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возрастаФормирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Одна из задач ДОУ – формирование у дошкольников основ экологической.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста .

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 10 комбинированного вида Сообщение на педсовете: Формирование экологической.

Инновационный педагогический опыт по теме: «Воспитание экологической культуры в ДОУ» Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Загрековой Юлии.

Инновационный педагогический опыт «Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста» «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Опыт работы «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями» Тема опыта: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями» Раздел.

Педагогический опыт «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Представление педагогического опыта воспитателя структурного подразделения «Детский сад № 18 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга».

Педагогический опыт «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Представление педагогического опыта Скворцовой Татьяны Михайловны, воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический опыт «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 21:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный педагогический опыт «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Мирошина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД