Абрамова Светлана Сергеевна
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.
Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная материальная, потому что в комплексе всех своих компонентов составляет среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что вдохновляет и стимулирует творческую деятельность.
Публикация «Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора» размещена в разделах
Экологическое воспитание детей – сравнительно новая область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой осуществляется в наши дни. ФГОС ДО, вступивший в силу в январе 2014 года, позволяет вписать экологическое воспитание в систему общей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой на основе Стандарта.
Основной целью экологического воспитания и образования дошкольников является формирование основ экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально- чувственной и деятельностной сфер личности.
Важными компонентами экологической культуры, как считают многие исследователи (Л. Бобылева,И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, являются экологическое сознание и деятельность в природе.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно -правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающей её, а также к людям, созидающим на её основе материальные богатства или духовные ценности. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Формирование экологической культуры дошкольников может осуществляться в разных направлениях и разными средствами : в процессе наблюдений в природе, моделирования, проведения экологических акций, использованием детской художественной литературы экологического содержания, театрализованной деятельности и других. Но наиболее интересным для детей и эффективным средством формирования экологической культуры, на наш взгляд, сегодня является фольклор, поскольку фольклорный материал может органично сочетаться со всеми вышеперечисленными средствами.
Дети должны знать истоки отечественной культуры, права и обычаи своего народа, которые возникли в далёком прошлом, ведь недаром говорится: «У народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего».
А жизнь народа в далёком прошлом тесно связана с природой, природными явлениями, от умения приспосабливаться к которым часто просто зависело существование самого человека. Поэтому естественно, что в фольклоре огромное место отводилось природе, временам года. Основным занятием русского народа исстари было земледелие, поэтому масса народных праздников и обрядов носило земледельческий характер. Приход весны связан с прилётом птиц, и желая обеспечить своевременное начало весны, столь необходимое для проведения земельных работ, люди обращались с запевками и закличками к жаворонкам, ласточкам с просьбой скорее вернуться в родные края.
Как жизнь народа была тесно связана с природой, так и народное искусство столь же тесно связано с ней. В народных песнях, хороводах, обрядах люди обращаются к природе, как к живому любимому существу, говоря нежно, ласково «берёзонька раскудрявая», «травушка – муравушка», «чисто полюшко».
Особую ценность в работе с детьми по экологическому воспитанию представляют русские народные прибаутки, пословицы и поговорки, которые совершенно естественно вливаются сначала в пассивный, а потом и активный словарь ребёнка.
Целесообразным может быть использование в работе народных примет. Дети старшего дошкольного возраста очень любознательны, и им будет интересно узнать, как наши предки предсказывали погоду по Солнцу, по облакам, по ветру, по росе, инею, по разным предметам домашнего обихода, по растениям, по поведению животных и т. д.
Таким образом, проблема использования фольклора в работе с детьми сегодня очень актуальна именно в связи с возрождением народных традиций, а также имеет особое значение сегодня в свете требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к поликультурному воспитанию детей.
В настоящее время существует достаточно много литературы, где представлен практический фольклорный материал, рекомендуемый для работы с дошкольниками. Использовать элементы фольклора нужно как в организованных формах обучения, так и в свободной деятельности.
Литература:
1. Иванова, Н. П. Фольклор для малышей. [Текст]/Н. П. Иванова, Г. А. Кривошеева. - Ульяновск, 2001. - 100 с.
2. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. [Текст] / Н. В. Коломина. – М. : ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
3. Николаева, С. Н. Экологическое воспитаниев рамках Федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования. [Текст]/С. Н. Николаева. // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
5. Померанцева, Э. В. Детский фольклор и русское народное творчество. [Текст] /Э. В. Померанцева. - М. : П., 2006. – 198 с.
6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования : общие положения (2014 г.)[Текст]