Екатерина Сергеевна Мартынова
Педагогическая конференция «Современные подходы в формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги. тема моего выступления
«Современные подходы в формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Как мы все знаем у людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы.
Публикация «Педагогическая конференция „Современные подходы в формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах
СЛАЙД 2 Целью экологического воспитания дошкольников является –привитие основ экологической культуры дошкольникам, показ взаимосвязи живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи :
• формировать интерес к изучению природы родного края;
• воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
• углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
• изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
• формировать представления о природных сообществах области;
• формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Основы экологического воспитания должны закладываться еще в дошкольном возрасте. В нашем ДОУ создана соответствующая развивающая предметно - пространственная среда, которая является одним из важных компонентов экологического воспитания.
СЛАЙД 3
Для развития эмоционально-ценностного отношения к окружающей нас природе педагогами нашего детского сада создана экологическая комната.
Слайд 4 Хозяин комнаты «Гриб – Боровик» всегда рад встрече с детьми.
слайд 5 В экологической комнате выделены следующие зоны:
1. Зона коллекций и демонстрационных материалов.
2. Слайд 6-7
Данная зона предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них сенсорных навыков, навыков классификации объектов по различным признакам. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.
3. Зона библиотеки. СЛАЙД 8
это - уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, детские атласы, книжки – самоделки на тему:«Природа глазами детей» по произведениям Виталия Бианки., Евгения Чарушина, В. Танасийчука и др. писателей. слайд 9. Рядом с зоной библиотеки оформлена выставка репродукций картин великих художников-пейзажистов, а по соседству с ними работы наших воспитанников, возможно будущих великих художников.
4. Россия включает в себя почти все климатические зоны, которые есть на земле. СЛАЙД 10 Оформленные природно-климатические зоны: арктика, лесостепь, тундра, пустыня, тропики позволяют знакомить дошкольников с растениями и животными нашей страны.
5. Зона лаборатория СЛАЙД 11
Здесь созданы условия для развития у детей познавательно-исследовательской деятельности, формирования основ научного мировоззрения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
6. Зона релаксации. СЛАЙД 12
Способствует снятию у детей состояния напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации Здесь представлены ручей, комнатные растения. Журчание ручья и тихая музыка располагают детей к отдыху и самостоятельным играм.
СЛАЙД 13 Кроме экологической комнаты на территории нашего дошкольного учреждения создан опытный участок, где воспитанники проводят опытно-исследовательскую деятельность, наблюдают за ростом различных растений и способами ухода за ними, выращиваем на грядке лук и зелень для нашего стола, прививаю первые трудовые навыки.
Здесь же располагается экологическая тропа, СЛАЙД 14 протяженностью около 500 метров, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Помогает воспитанию у детей осознанного отношения к родной природе, т. к. дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств. СЛАЙД 15 На экологической тропе имеется нестандартное оборудование.
Слайд 16 Созданную развивающую предметно-пространственную среду я использую в формировании начал экологической культуры дошкольников.
Дошкольный возраст самый ценный этап в развитии начал экологической культуры детей
СЛАЙД 17 Объекты природы привлекают детей, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.
Формирование начал экологической культуры дошкольников реализуется в процессе интеграции всех образовательных областей согласно ФГОС.
Социально-коммуникативное развитие- Введение нового образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности. Чтобы сформировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, привить детям ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – мы используем эколого-психологические тренинги. СЛАЙД 18. На несколько минут мы с детьми «превращаемся» в жучков, бабочек, божьих коровок, котят и зайчиков. СЛАЙД 18. После пережитых эмоций ребенок может отдохнуть в «Центре уединения».
Одной из полюбившихся форм для детей стало интервьюирование. Послушайте как ответили дети на вопрос «Что такое природа?».
Познавательное развитие.
СЛАЙД 19. Для работы с детьми в детском саду организованно экологическое пространство «Центр природы», который включает в себя календарь природы; библиотеку; муляжи овощей и фруктов; игры: дидактические, настольно-печатные, игры – инсценировки, подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе, о временах года, о домашних и диких животных.
СЛАЙД 20. В центре экспериментирования дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком; изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, а так же мелкую моторику.
Слайд. 21 Проект «Огород на окне» позволяет расширять представления детей о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, развивать их интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
СЛАЙД 22 Для получения первичных знаний, ознакомления с природой, закрепления навыков детей, я разработала макет «Деревенского дворика» состоящий из муляжей домашних животных
СЛАЙД 23 Одним из действенных методов при работе с детьми по формированию начал экологической культуры является проектный метод. Педагогами нашего детского сада реализованы следующие проекты «Волшебная глина», «Комнатные растения», «Волшебная капля», «Домашние животные», «Хлеб – всему голова» и др.
В рамках каждого проекта проходят акции, целью которых является формирование экологической культуры и мировоззрения у детей и взрослых.
Речевое развитие. слайд 24 Природа является богатейшим источником эстетических переживаний и развития словаря дошкольников. Самое простое, с чего можно начать - это чтение добрых сказок о зверятах, разглядывание картинок с изображениями животных, птиц и растений. Кроме сказок можно используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрывать с детьми. В уголке ряженья дети с удовольствием меняют свой облик, переодеваясь в костюмы животных, любимых сказочных персонажей, где чувствуют себя раскованно и свободно. Хорошо развивается речь дошкольников и на прогулках. СЛАЙД 25 Гуляя, дети задают массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу, требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов.
Физическое развитие
СЛАЙД 26 Физкультурно-оздоровительная работа так же способствует экологическому воспитанию детей посредством физкультурных занятий, физкультурных праздников, досугов и экскурсий, которые с одной стороны содействуют развитию двигательных умений и навыков воспитанников, укрепляют их здоровье, а с другой — воспитывают глубокое понимание многогранного значения природы для жизни людей.
Художественно-эстетическое развитие СЛАЙД 27 Изобразительное искусство, художественное слово, музыка - позволяют передать воспринимаемую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые понравились, поделиться своими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
Все мы знаем,что дети любят праздники и развлечения. СЛАЙД 28 Их роль заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
И все-таки, воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда и родители обладают экологической культурой. Дети ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.
СЛАЙД 29 Разные формы взаимодействия с родителями: анкетирование, консультации, родительские собрания, презентации, тренинги, выставки, проекты, семинары, конкурсы, досуговая деятельность позволяют объединить усилия для развития и воспитания у детей начал экологической культуры;
СЛАЙД 30 Экологическое воспитание положительно влияет на развитие личности ребенка: развивает чувство ответственности за природу родного края, воспитывает гуманное отношение к окружающей среде, формирует первоначальные экологические представления у детей дошкольного возраста.