Наталья Кудашкина Баранова
Познавательный проект на тему «Колорит и разнообразие мордовского орнамента» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : долгосрочный, групповой, познавательный.
Участники проекта : воспитатели, дети 4-5 лет, специалисты ДОУ, родители.
Срок реализации проекта : 1 год
Актуальность проекта
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
Публикация «Познавательный проект на тему „Колорит и разнообразие мордовского орнамента“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ : «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки".
Знакомясь с разнообразием мордовского орнамента, дети видят колорит, самобытность мордовского народа.
Новизна проекта заключается в том, что ознакомление с мордовским орнаментом будет осуществляться через систему мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – эстетическое; социально-нравственное.
Знакомство будет происходить в интеграции пяти образовательных областей по ФГОС через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др.
Цель проекта : развивать творческое мышление и творческие способности детей через изучение, и составление орнамента на основе основных элементов мордовского национального узора.
Объект проекта : изучение характерных особенностей мордовского орнамента.
Предмет проекта : процесс ознакомления детей среднего дошкольного возраста с национальным орнаментом народа, живущего в республике Мордовии.
Задачи проекта :
Образовательные:
- приобщить детей, родителей, педагогов к истории и культуре родного края, к его духовным и материальным ценностям;
- познакомить с национальным костюмом и вышивкой;
- активизировать словарь детей, развивать связную речь;
- приобщить детей, родителей, педагогов к истории и культуре родного края, к его духовным и материальным ценностям;
- расширить и углубить знания детей о малой Родине;
- расширять кругозор детей;
- познакомить детей с народным творчеством, с обычаями и традициями мордовского народа;
- познакомить детей с национальным костюмом, вышивкой, колоритом и самобытностью;
- расширять кругозор детей.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки детей : диалогическую и связную речь;
- развитие способности ребенка к самовыражению через различные формы творчества;
- развитие интереса к различным жанрам: декоративно-прикладного, изобразительного, музыкального искусства, устного народного творчество, детской художественной литературы национальных авторов;
- развивать интерес к изучению мордовской истории, в том числе к мордовскому прикладному искусству;
- развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парами);
- формировать композиционные умения;
- учить создавать индивидуальный орнамент, не нарушающий колорит и закономерность построения мордовского национального узора;
- развивать умение ориентироваться на площади рабочей поверхности, выделяя центр, стороны или углы;
- закрепить и расширить представление детей о геометрических фигурах, входящих в мордовский орнамент (круг, квадрат, треугольник, ромб, и производных от них элементах мордовского орнамента («квадрат с продлёнными сторонами», «розетка», «звезда», «зигзаг», «крест», «ступеньки», «галочка», «спираль».);
- развивать воображение через ознакомление с творчеством мордовских художников, писателей, композиторов.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма;
- воспитывать чувство любви к родному краю, чувство уважения к мордовскому народу.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
Дети пополнятся знаниями:
• о своё м месте проживания: республике, городе.
• О своей нации, мордовской культуре, традициях.
• О национальном костюме своего народа, элементах одежды.
• О мордовской вышивке и элементах мордовской вышивки.
• Будут проявлять в последующем интерес и любовь к национальной культуре.
Педагоги:
• повысят педагогическую компетентность по теме проекта;
• пополнят педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т. д.
• организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности.
Продукт проектной деятельности : создание альбомов «Мордовская радуга», «Мордовский национальный костюм», оформление детьми и родителями выставки «Наше творчество», пополнение уголка патриотического воспитания.
Этапы проекта
Этапы Сроки Содержание работы
Подготовительный (разработка проекта)
1.09.18 – 31.10.2018гг. 1. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа.
2. Составление плана по реализации проекта.
3. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и др.
4. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.
5. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта.
6. Подбор методической литературы.
7. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации).
Основной
1.11.2018 – 31.04.2019 гг. 1. Организация деятельности по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями)
Итоговый
1.05.2019 – 31.05.2019 г
1. Обработка результатов, выводы по реализации проекта.
2. Подготовка к презентации.
3. Презентация проекта на групповом родительском собрании
Принципы реализации проекта :
Контроль реализации проекта : (мониторинг 2 раза в год в начале год – октябрь, в конце года - май)
Материально-техническое обеспечение:
Информационные ресурсы:
диагностический инструментарий (беседы с детьми);
методическая, энциклопедическая и художественная литература;
наглядно-демонстрационный материал;
ресурсы Интернет, использование ИКТ.
Социальное партнерство в рамках реализации проекта :
детская библиотека имени С. Я. Маршака;
мини-музей ДОУ;
музеи г. Саранска.
Формы и методы работы: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, рассматривание портретов и репродукций картин, НОД.
Список использованной литературы:
1. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О. В. Бурляева, Л. П. Карпунина, Е. Н. Киркина и др., саранск, Мордов. кн. изд-во, 2011.
2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников : Средняя группа : метод. пособие для пед. дошк. образ. учреждений / Л. Г. Горькова, О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2009. – 336 с.
3. День обычный на дворе: Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки / сост. : М. М. Мудрова, И. П. Пачколина, Н. М. Мирская. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.-288с.
4. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012
5. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград, «Учитель», 2013.
6. Интернет-ресурсы.