Юлия Корнилова
Образовательный проект познавательно-эстетического характера на тему «Самые холодные места Земли» для детей 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕМУ : «САМЫЕ ХОЛОДНЫЕ МЕСТА ЗЕМЛИ» для детей шестого года жизни
Подготовили:
Корнилова Ю. А.
Крылосова Н. В.
Содержание
- Проект организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Самые холодные места Земли»;
- Технологическая модель организации работы с детьми в рамках проекта «Самые холодные места Земли»;
Публикация «Образовательный проект познавательно-эстетического характера на тему „Самые холодные места Земли“ для детей 6 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
- Примерный план вариативных форм образовательной содеятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста;
- Примерное содержание образовательной деятельности познавательно-эстетического характера с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Самые холодные места Земли»;
- Примерное содержание образовательной деятельности по теме «Самые холодные места Земли» для детей старшего дошкольного возраста;
- Педагогический мониторинг достижений детей по теме «Самые холодные места Земли»
- Приложение
- Примерные конспекты НОД по теме «Самые холодные места Земли»
- Картины, фотографии
Проект организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Самые холодные места Земли»
Актуальность проекта
Вопросам развития познавательной активности дошкольников в последнее время уделено большое внимание. По мнению Грибановой М. В. на протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная активность, поиск и открытие новых знаний, обогащение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.
В настоящее не теряют актуальности проблемы предоставления детям информации об особенностях и изменениях климата нашей планеты; формирования эколого-эстетического отношения к природе. Наш проект ориентирован на становление и обогащение знаний детей старшего дошкольного возраста о самых холодных местах земли, а именно о Северном и Южном полюсах.
В связи с этим был разработан и реализован проект «Самые холодные места земли», участие в котором позволило расширить и систематизировать знания детей о данной природной зоне, о некоторых растениях и животных, обитающих в данном климатическом поясе, о традициях и искусстве народов.
Данную проблему мы планируем раскрыть с помощью героев некоторых художественных произведений, для того что бы детям было интереснее усваивать данный материал. Введение художественных образов обусловлено целью актуализации образного мышления и творческого потенциала детей.
Цель: знания о местонахождении полюсов (знакомство с Северным и Южным полюсами земли, о растительном и животном мире, о народах, населяющих территории холодного климата; знакомство детей с героями художественных произведений, созданных коренными народами, проживающими на холодных территориях Земли.
Задачи:
1. Обогатить и конкретизировать знания об особенностях климата и природы Северного и Южного полюсов Земли (растительный и животный мир, этнос).
2. Развивать способности к разным видам познавательной деятельности; учить самостоятельно находить сведения об объекте познания, используя различные приемы, способы и действия.
3. Содействовать развитию восприятия, мышления, связной образной речи в поисковой содеятельности, составлении рассказов о Северном и Южном полюсах.
4. Содействовать становлению эколого-эстетического отношения к миру.
Технологическая модель организации работы с детьми в рамках проекта «Самые холодные места Земли»
Цель: содействие становлению эколого-эстетического отношения к миру
Задачи:
Обогатить и конкретизировать знания об особенностях климата и природы Северного и Южного полюсов Земли (растительный и животный мир, этнос) Содействовать становлению субъективно-ценностного отношения к полюсам Земли Развивать способности к разным видам познавательной деятельности; учить самостоятельно находить сведения об объекте познания, используя различные приемы, способы и действия.
Программно-методическое обеспечение:
Примерные основные общеобразовательные программы («Истоки», «Развитие», «Детский сад – дом радости», парциальные программы («Юный эколог», «Мы», методические пособия
Приоритетные средства реализации задач:
- НОД Рассматривание и беседа по иллюстрациям из художественных произведений.
- Дидактическая игра «Угадай, откуда это животное».
- Экскурсия в зоопарк (знакомство с представителями животного мира Северного и Южного полюсов).
- Беседа «Какие герои сказок живут в холодных краях».
- НОД познавательно-эстетического характера на тему «Северный и Южный полюса» (рисование, чтение, игра-имитация).
- Индивидуальная изобразительная деятельность с коллективным результатом (деятельность по выбору – рисование, аппликация, лепка – ребенок выбирает сам) «Зоопарк в нашей группе».
- Конструктивная деятельность на улице зимой «Построй иглу».
- Изобразительная деятельность «Самые удивительные животные холодной зоны Земли».
- Лепка «Веселые пингвины».
- Аппликация, дорисовка «Льдинка для Умки».
- Изображение животных трафаретами в изобразительной деятельности, (лепка, рисование, аппликация).
- Выставка рисунков детей на тему «Мое любимое животное в изучаемом климате».
- Рисование любимого героя из сказки про Северный полюс
- Проблемно-поисковая ситуация «Самые холодные места земли»
- Дидактические игры «Кто как кричит», «У кого какой хвост», «Найди маму».
- Конкурс стихотворений «По мотивам сказок».
- Театрализованная деятельность «Играем в сказку»
- Сюжетно-ролевая игра «Мода северных народов»
- Викторина «Борьба знатоков».
Примерный план вариативных форм образовательной содеятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста (на год).
1. Проблемно-поисковая ситуация «Самые холодные места земли».
2. НОД Рассматривание и беседа по иллюстрациям из художественных произведений.
3. Дидактическая игра «Угадай, откуда это животное».
4. НОД познавательно-эстетического характера на тему «Северный и Южный полюса» (рисование, чтение, игра-имитация).
5. Экскурсия в зоопарк (знакомство с представителями животного мира Северного и Южного полюсов).
6. Индивидуальная изобразительная деятельность с коллективным результатом (деятельность по выбору – рисование, аппликация, лепка – ребенок выбирает сам) «Зоопарк в нашей группе».
7. Конструктивная деятельность на улице зимой «Построй иглу».
8. Изобразительная деятельность «Самые удивительные животные холодной зоны Земли».
9. Лепка «Веселые пингвины».
10. Аппликация, дорисовка «Льдинка для Умки».
11. Изображение животных трафаретами в изобразительной деятельности, (лепка, рисование, аппликация).
12. Дидактические игры «Кто как кричит», «У кого какой хвост», «Найди маму».
13. Выставка рисунков детей на тему «Мое любимое животное в изучаемом климате».
14. Беседа «Какие герои сказок живут в холодных краях».
15. Театрализованная деятельность «Играем в сказку»
16. Конкурс стихотворений «По мотивам сказок».
17. Сюжетно-ролевая игра «Мода северных народов»
18. Викторина «Борьба знатоков».
19. Попробуй нарисовать любимого героя из сказки про Северный полюс.
Результат:
Обогащенные знания о климате и особенностях ландшафта Северного и Южного полюсов. Понимание отличительных особенностей между разными климатическими зонами Земли. Наличие знаний о людях-героях, проживающих в холодных местах; героях различных художественных произведений национального эпоса
Тезаурус
Айсберг – Отколовшийся от ледника дрейфующий ледяной массив с глубоко погруженной подводной частью (Толковый словарь Ожегова)
Антарктида – материк в центре Антарктики. Постоянное население отсутствует. (Энциклопедический словарь)
Антарктика – Южная полярная область земного шара: материк Антарктида с прилегающими островами и участками океанов (Толковый словарь Ожегова)
Арктика – Северная полярная область земного шара: окраины материков Евразии и Северной Америки с прилегающими островами, Северным Ледовитым океаном и участками других океанов (Толковый словарь Ожегова)
Животные – одна из основных групп мира живых существ, характеризующаяся гетеротрофным способом питания, способностью активно перемещаться в пространстве, отсутствием у клеток плотной целлюлозной оболочки, типичной для растительных клеток, и т. д. (Толковый словарь Ожегова)
Иглу – зимнее жилище канадских эскимосов куполообразной формы с входом через длинный коридор, сложенное из снега. (Толковый словарь Ожегова)
Медведь – большой хищный всеядный зверь с длинной шерстью. Бурый медведь. Белый медведь (полярный, с белой шерстью). (Толковый словарь Ожегова)
Морж – Крупное ластоногое морское северное млекопитающее с длинными клыками и усатой мордой (Толковый словарь Ожегова)
Пингвин – большая морская птица полярных стран, преимущественно южного полушария, с недоразвитыми крыльями, непригодными для летания и служащими органами плавания. (Толковый словарь Ожегова)
Планета – Небесное тело, движущееся вокруг Солнца (Толковый словарь Ожегова)
Полюс – одна из двух точек пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью, а также прилежащая к этой точке местность. Географические полюсы. Северный полюс, Южный полюс. (Толковый словарь Ожегова)
Полярное Сияние – быстро меняющееся свечение отдельных участков ночного неба, наблюдаемое временами преимущественно в высоких широтах. (Энциклопедический словарь)
Северный Олень – парнокопытное животное семейства оленей. Обитает на полярных островах, в тундре и тайге Евразии и Северной Америки. (Энциклопедический словарь)
Тюлень – Морское ластоногое млекопитающее (Толковый словарь Ушакова)
Человек – общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. (Толковый словарь Ожегова)
Эскимосы – группа народов, живущих по полярному побережью Северной Америки, в Гренландии и на северо-восточной оконечности Азии. (Толковый словарь Ожегова)
Этнос – исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация (Толковый словарь Ожегова)
Список литературы, используемой в проекте
1. Журнал «Детская энциклопедия. Арктика» («Как рождается полярное сияние?», беседа с детьми)
2. Детская энциклопедия «Наша планета Земля» (Об отношениях Земли и Солнца, беседа с детьми)
3. Методические рекомендации Грибановой М. В.
4. Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог».
5. Интернет-ресурсы
Художественная литература для чтения с детьми.
1. Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
2. Н. Майер «Дед Мороз – красный нос»
3. Ю. Яковлев «Умка»
4. В. Одоевский «Мороз Иванович»
5. Русская народная сказка «Морозко»
Музыкальные произведения.
1. «Ложкой снег мешая» из мультфильма «Умка» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева
2. «Песенка о медведях» - А. С. Ведищева (музыка А. Зацепин, стихи Л. Дербенёв)
3. «Пингвины» - Аккорд (Слова А. Горохова, музыка В. Купревич)
4. «Увезу тебя я в Тундру» - Самоцветы
5. «Вальс снежинок» из т/ф "Тайна Снежной Королевы" муз. К. Минкова
6. «Метель» из к. /ф. «Снежная королева»
Изобразительное искусство (кн. иллюстрации, репродукции картин, скульптура, предметы НДПИ)
1. Карта Арктики
2. Книжная иллюстрация «Атлас животный мир»
3. Книжная иллюстрация «Кто живет на Севере»
4. К сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» художник В. В. Куликов
5. Картина «Северное сияние» Э. Черч
6. Картина «Айсберги» Э. Черч
7. Фотографии жилищ, одежды, изделий, сделанных из меха, расшитых бисером (орнамент, изделия из кости, бересты).
Предполагаемые достижения детей старшего дошкольного возраста
По завершению работы в рамках образовательного проекта познавательно-эстетического характера дети :
ЗНАЮТ:
• о местонахождении Северного и Южного полюса, об особенностях этих регионов: отношении с солнцем, климате, ландшафте
• о животном и растительном мире холодной зоны (пингвины, полярные медведи, моржи)
• о традициях и искусстве этносов, их нарядах
УМЕЮТ:
• устанавливать причинно-следственные связи между:
климатом полюсов и состоянием воды
окружающей средой, условиями полюсов и покрытием шкуры животных
• формулировать суждение познавательно-эстетического, оценочного характера
• создавать (аппликативное, графическое, пластическое, конструктивное) изображение животных холодных полюсов
• воссоздавать образ народов Севера в изобразительной деятельности
ВЫРАЖАЮТ ОТНОШЕНИЕ:
• в рационально-оценочных суждениях (ответах на вопросы) о полюсах и их особенностях
• в эстетических переживаниях и осознании ценности животного мира холодных полюсов
• в эстетических беседах, суждениях, оценках
• в переживании радости и удовлетворения от самостоятельного «открытия загадок» Северного и Южного полюса (пингвины не летают, шкура полярных медведей покрыта жиром)
СПОСОБНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО:
• определять замысел предстоящей продуктивной художественной деятельности, материалы, вспомогательные средства, способ создания изображения, получить результат
• к произвольной активизации памяти воображения, конструктивного, художественно-эстетического мышления (в рамках темы)
• размышлять, интегрируя элементы рационального и образного мышления
Примерное содержание образовательной деятельности познавательно-эстетического характера с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Самые холодные места Земли»
Примерное содержание образовательной деятельности по теме «Самые холодные места Земли» для детей старшего дошкольного возраста
1) Проблемно-поисковая ситуация «Самые холодные места земли».
2) НОД Рассматривание и беседа по иллюстрациям из художественных произведений.
3) Дидактическая игра «Угадай, откуда это животное».
4) НОД познавательно-эстетического характера на тему «Северный и Южный полюса» (рисование, чтение, игра-имитация).
5) Экскурсия в зоопарк (знакомство с представителями животного мира Северного и Южного полюсов).
6) Индивидуальная изобразительная деятельность с коллективным результатом (деятельность по выбору – рисование, аппликация, лепка – ребенок выбирает сам) «Зоопарк в нашей группе».
7) Конструктивная деятельность на улице зимой «Построй иглу».
8) Изобразительная деятельность «Самые удивительные животные холодной зоны Земли».
9) Лепка «Веселые пингвины».
10) Аппликация, дорисовка «Льдинка для Умки».
11) Изображение животных трафаретами в изобразительной деятельности, (лепка, рисование, аппликация).
12) Дидактические игры «Кто как кричит», «У кого какой хвост», «Найди маму».
13) Выставка рисунков детей на тему «Мое любимое животное в изучаемом климате».
14) Беседа «Какие герои сказок живут в холодных краях».
15) Театрализованная деятельность «Играем в сказку»
16) Конкурс стихотворений «По мотивам сказок».
17) Сюжетно-ролевая игра «Мода северных народов»
18) Викторина «Борьба знатоков».
19) Попробуй нарисовать любимого героя из сказки про Северный полюс.
Педагогический мониторинг достижений детей по теме «Самые холодные места Земли»
1. Обобщающая беседа
2. Вечер загадок
3. Викторина «Удивительные животные самых холодных мест Земли»
4. Игра «Поле чудес»
5. Отгадывание литературных героев по их песенкам
6. Показ мод (северных народов)
7. Рисование любимых героев из сказок
8. Игра «Что? Где? Когда?»
9. Конкурс стихотворений
10. Викторина «Борьба знатоков.