Лариса Малафеева
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Колесо»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Колесо
Цель: Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с изобретениями человека.
Событие:
Налево пойдешь, ничего не найдешь,
Направо пойдешь, гостей найдешь,
Прямо пойдешь, сюрприз найдешь.
План:
1. Загадка про колесо
2. Рассказ воспитателя об изобретении колеса с опорой на слайды
3. Опытно – исследовательская деятельность
4. Физминутка «Карусель»
5. Изобретение №2 – велосипед. Рассказ ребенка с опорой на слайды
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы „Колесо“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
6. Изобретение №3 – машина. Рассказ ребенка с опорой на слайды
7. Стихотворение про машины
8. Галерея изобретений
9. Пополнение рисунками с изобретением колеса в галерею изобретений
Ход:
В: Ребята, посмотрим что за сюрприз мы с вами нашли. Что это?
Д: Сундучок изобретений.
В: раз у нас появился сундучок изобретений, значит мы с вами узнаем о каком–нибудь изобретении. Вы хотите узнать? А кто из вас знает, что такое изобретение?
Д: Изобретение – это то, что человек впервые сделал сам для себя и для других людей, т. е. изобрел.
В: У меня в сундучке находится изобретение древнего человека. Изобретение о котором пойдет речь вам хорошо знакомо. Отгадайте про него загадку:
«Меня спроси, как я тружусь, вокруг своей оси кружусь.»
Кто догадался что это?
Д: Колесо.
В: Да, верно, это обыкновенное колесо, которое крутится, вертится, заставляет двигаться автомобили, плыть пароходы, и делает еще многое-многое другое.
Ребята, было время, когда человек умел только ходить, и бегать, а ездить не умел. Да и не на чем было.
Нам сейчас с вами кажется, ну подумаешь колесо, ничего особенного.
А древнему человеку понадобилось много тысяч лет, чтобы придумать простое колесо. Ребята, на что похоже колесо?
Ответы детей.
Ученые считают, что изобрели колесо так. Древним людям в Древнем Египте приходилось вручную передвигать тяжелые камни для строительства пирамид. Огромные камни трудно сдвинуть с места и тем более передвинуть. И вот кто-то догадался подложить под него бревно. И, действительно передвигать камни стало гораздо легче: бревна катятся, а под ними передвигается к нужному месту груз.
Другому древнему человеку пришла в голову мысль отпилить от бревна круглый чурбачок, посадить его на ось (прямую крепкую палку) и прикрепить ручки. Так получилась простая тачка.
А у колеса есть секрет. Какой? (Рассматривание детьми чурбачков – кругляшек, простых и с отверстиями). У колеса есть в центре отверстие, через которое проходит ось.
Это круглое отверстие посередине и есть секрет колеса. Казалось бы, пустяк! Но именно этот пустячок превращает обыкновенную кругляшку в настоящее колесо. Отверстие посередине помогает насадить колесо на палку – ось и заставляет вести любой груз. А что могло бы получиться, если бы отверстие было не в центре, а с боку? (опытно – исследовательская деятельность детей)
Да, на кособоком колесе далеко не уедешь.
Значит, центр колеса – замечательное место, от него до любого края – одинаковое расстояние. Колесо катится и ось всегда на одинаковой высоте от земли.
Проходили год за годом, век за веком. Постепенно колесо стало уже, у него появились спицы, железный обод.
По дорогам Древнего мира помчались двухколесные и четырехколесные повозки, запряженные лошадьми.
А сейчас ребята я вам предлагаю покататься на карусели, где тоже используется изобретение колеса.
Еле, еле, еле, еле
Закрутились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите
Раз, два, раз два
Вот и кончилась игра.
Ребята, посмотрим есть ли еще что-нибудь в сундучке. Велосипед. Кто из вас знает об изобретении велосипеда. Послушаем Алену.
Алена: Впервые велосипед в своих чертежах нарисовал Леонардо да Винчи. А уже в 15 столетии человек использовал конструкцию с колесами для передвижения. Однако, по – настоящему велосипед стал совершенствоваться в начале 19 века.
Сначала велосипеды были похоже на самокаты.
Потом к самокату стали приделывать 2 педали и седло.
И тогда он стал похож на современный велосипед.
В наши дни на свете существует очень много велосипедов самых разных размеров и конструкций.
В: Ребята, в нашем сундучке есть еще одно изобретение – это машина. Послушаем Петю.
Петя: Давным – давно люди придумали карету. Она защищала пассажиров от снега, ветра и дождя. Там были специальные пружины, чтобы пассажиры не подскакивали на каждой кочке.
А потом придумали паровую машину. Она ехала, когда вода в котле была горячей. Когда вода остывала, машина останавливалась. Водитель выходил из машины и разводил под котлом огонь. Это было не удобно и опасно.
Потом придумали машину с бензиновым двигателем.
Потом появились машины, которые сейчас ездят по нашим дорогам.
В: Посмотрите, ребята, от создания простого колеса сколько много интересного и незаменимого создал человек.
Если б не было колес, не поехал паровоз.
И автобус пассажиров к зоопарку б не повез.
Есть колеса у вагонов, у машин и у телег.
Только сани едут сами, если есть под ними снег.
А теперь я приглашаю вас в нашу галерею изобретений. Сколько здесь уже есть изобретений! Не хватает изобретения из колеса. Я предлагаю вам пополнить нашу галерею теми изобретениями с которыми мы с вами сегодня познакомились. Посмотрите, на столе лежат множество изобретений в которых присутствует колесо. Выберите себе любое и раскрасьте.