Aнтонина Алексенцева
Познавательное развитие (ФЭМП) в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие (фэмп) -общее
Пояснительная записка (ст. п/группа)
Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Дети дошкольного возраста проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом.
Публикация «Познавательное развитие (ФЭМП) в разновозрастной группе» размещена в разделах
Цель: формирование начальной математической компетентности
Задачи:
Учить детей считать в пределах 10, пользоваться порядковым и количественным счетом
Сравнивать предметы по величине, длине, высоте, ширине
Познакомить с геометрическими фигурами (круг, овал, прямоугольник, треугольник, трапеция)
Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги
Познакомить с днями недели
Учить делить квадрат на 2 и 4 части
Развивать логическое мышление, внимание, память, тонкую моторику рук
Воспитывать умение работать самостоятельно
Учебно-тематический план для старшей группы (дети 5 лет) рассчитан на 36 учебных часа в год, по 1 часу в неделю.
№ Тема, месяц Количество часов
Всего Теория Практика
1 Мониторинг 4 4
2 Сравнение предметов 4 4
3 Логические задачи 2 2
4 Количество и счет 5 5
5 Геометрические фигуры 3 3
6 Ориентирование в пространстве 2 2
7 Ориентирование во времени 2 2
8 Ориентировка на плоскости 3 3
9 Измерение 2 2
10 Объёмные геом. фигуры 2 2
11 Уравнивание двух групп 2 2
12 Числа и цифры 6-10 5 5
Всего: 36 36
По окончании обучения дети овладеют следующими математическими компетенциями:
будут знать:
Дни недели, части суток и их последовательность.
Геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник, трапеция) .
Цифры в пределах 10.
Будут уметь:
Считать до 10.
Сравнивать предметы по длине, высоте, ширине.
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Уравнивать неравное число предметов.
Будут развиты соответственно возрасту:
Логическое мышление, память, тонкая моторика рук, внимание.
Будет воспитано:
умение работать самостоятельно.
. Пояснительная записка (мл)
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в младшей группе (мл, ср) разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования согласно приказу Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155,
на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса. Мозаика-Синтез. 2014г СанПиН 2.4.1.3049.
В младшей группе проводится одно занятие в неделю.
18 занятий в год.
Продолжительность занятий от 10 до 20 минут.
Формы контроля и учета достижения воспитанников: диагностика, мониторинг (сентябрь - входящий, май - итоговый)
При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:
• Гуманизации;
• Дифференциации;
• Принцип непрерывности и системности образования.
Цели:
Формировать элементарные математические представления, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Количество и счет.
• Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три - всего три кружка».
• Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.
• Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3, а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2») .
• Учить отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика) .
• Учить на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина.
• Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).
• Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего) .
Форма.
• Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.) .
• Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.
• Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
• Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве.
• Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз) ; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Ориентировка во времени.
• Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь) .
Задачи:
Количество и счет.
• Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету) .
• Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
• Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета : «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
• Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
Величина.
• Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) - еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.) .
• Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины.
Форма.
• Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров : большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
• Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.
Ориентировка в пространстве.
• Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени.
• Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Содержание программы:
Познавательное развитие развивает интересы детей,
любознательность и познавательную мотивацию; формирует познавательные действия; развивает воображение и творческою активность; формирует первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Планируемые результаты работы:
• Различать из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину) ;
• Считать до 5, отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
• Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составление пар) ;
• Раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке;
• Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;
• Определять движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз) ;
• Различать правую и левую руки.
• Определять части суток.
Технические средства образования:
• Компьютер;
• Наглядные пособия: плакаты.
Учебно-методический комплект, дополнительная литература:
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы 2014г;
• Компьютер;
• Интернет сайты «Воспитатель», «Дошколенок», «Все для воспитателя»;
• Картины;
• Игрушки;
• Демонстрационный материал (наборное полотно, геометрические фигуры) ;
• Раздаточный материал (полоски разных цветов, полоски с 2 полосками, грибочки, орешки, пуговицы и т. д.) ;
• Л. С. Метлина «Занятия по математике в детском саду»;
• В. П. Новикова «Математика в детском саду»;
• Т. И. Ерофеева;
• Л. В. Минкевич «Математика в детском саду. Средняя группа»;
• Колесникова Е. В. «Я считаю до 5»
Календарно- тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие»(ФЭМП)-общее
№ Тема занятий Программное содержание
Сентябрь.
1. "Геометрические фигуры (прямоугольник) Мл: познакомить с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, развивать мышление память, воспитывать любознательность. Ст: закреплять знание геометрических фигур, учить ориентироваться на плоскости, развивать умение считать и отсчитывать предметы от общего количества, воспитывать усидчивость.
2. Геометрические фигуры (прямоугольник)
Мл: продолжать знакомство с прямоугольником, учить различать квадрат и прямоугольник, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, развивать мышление, память, воспитывать любознательность. Ст: выявить умения: считать (отсчитывать из большего количества) предметы в пределах 5, сравнивать группы и числа на основе составленных пар, уравнивать группы, убирая из большей или добавляя к меньшей один предмет, закрепить знание геометрических фигур, учить ориентироваться на плоскости и обозначать в речи основные пространственные направленияЦифры 1, 2
3. Познакомить с цифрами 1, 2; учить считать до 2, сравнивать предметы; способствовать запоминанию геометрических фигур, умению узнавать и называть их (треугольник, круг, квадрат,.прямоугольник). Ст: познакомить с понятием «множество», учить составлять множество из разных по качеству элементов, формировать представление о величине (длине, ширине, высоте) предметов, формировать пространственно- временные представления: сначала, потом, до, после.
4. Числа и цифры 1, 2 Мл: закрепить знания о цифрах 1, 2; учить считать до 2, сравнивать предметы; способствовать запоминанию геометрических фигур, умению узнавать и называть их (треугольник,.круг,.квадрат,. прямоугольник). Ст: учить находить предметы одинаковой и разной формы, называть их, продолжать знакомить детей с количественным составом чисел из единиц (впределах5,развивать мышление, воспитывать самостоятельность.
5
Числа и цифры 1, 2
Мл: закрепить знания о цифрах 1, 2; учить считать до 2, сравнивать предметы; способствовать запоминанию геометрических фигур, умению узнавать и называть их (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник). Ст: учить дифференцировать предметы и объединять их в группы по общему признаку, развивать умение видеть общее количество и называть его, фиксировать единицы чисел, объединять их, называя общим числом.
Октябрь
1. Счет до 2. Порядковые числительные, геометрические фигуры. Мл: познакомить с порядковым счётом, учить считать до 2, различать геометрические фигуры, развивать. мышление, память. Ст: учить считать до 6 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 5и5, 5и6, 6и6, знакомить с составом числа6, уточнять представление о независимости чисел от пространственно- количественных признаках: величины, формы, расположения и направления счёта (слева направо, справа налево)
2.
3.«Число 3. Порядковый счет до 2».
Мл: познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3; упражнять в назывании числительных, учить. считать. до. 3,. развивать. мышление. ,память. СТ: учить считать до 7 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 6и6, 6и7, 7и7, знакомить с составом числа7, уточнять представление о независимости чисел от пространственно- количественных признаках: величины, формы, расположения и направления счёта (слева направо, справа налево, формировать умение отсчитывать предметы в пределах 7.
Мл: продолжать учить называть числительные 1,2,3, закрепить знание числа и цифры 3,порядковый счёт до2, развивать память,мышление,.воспитывать. ,самостоятельность. Ст: учить считать до 8 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 7и7, 7и8, 8и8, знакомить с составом числа8, уточнять представление о независимости чисел от пространственно- количественных признаках: величины, формы, расположения и направления счёта (слева направо, справа налево, формировать умение отсчитывать предметы в пределах 8.
4. Счёт до 3. Мл: учить считать до 3, развивать память, мышление, воспитывать познавательный интерес. Ст: учить считать до 9 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 8и8, 8и9, 9и9, знакомить с составом числа9, уточнять представление о независимости чисел от пространственно- количественных признаках: величины, формы, расположения и направления счёта (слева направо, справа налево, формировать умение отсчитывать предметы в пределах 9.
Ноябрь
1. " Куб. Счет в пределах 3" Мл:Упражнять в назывании и нахождении предметов разной формы; тренировать в счете до 3. Ст: учить считать до 10 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 9и9, 9и10, 10и 10, знакомить с составом числа8, уточнять представление о независимости чисел от пространственно- количественных признаках: величины, формы, расположения и направления счёта (слева направо, справа налево, формировать умение отсчитывать предметы в пределах 10.
2.
3."Число и цифра 4. Порядковый счет до 3."
4.«Число и цифра 4.» Порядковый счёт до4. Мл: познакомить с цифрой 4; учить считать до 4; упражнять в порядковом счете до 3, в нахождении и назывании геометрических. ,фигур,развивать…мышление,память. Ст: формировать умения и навыки отсчитывания предметов в пределах 10 по образцу и заданному числу. Упражнять в счёте по осязанию, на слух, учить отвечать на вопросы «Сколько?».
Мл: продолжать учить детей считать до 4, упражнять в порядковом счёте до 4, развивать мышление. сообразительность, воспитывать интерес к познанию. Ст: закреплять представление о том, что группы предметов могут быть равными и тогда, когда один предмет занимает больше места, а другой меньше, учить отвечать на вопросы: «Сколько было?», «Сколько добавили?», «Сколько убрали?», «Сколько стало (осталось?».
Мл: учить считать до4-х, упражнять в порядковом счёте до 4, развивать память, мышление. воспитывать интерес к познанию. Ст: формировать представление о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько частей: на две, на четыре, развивать мышление, познавательный интерес.
январь
1. " Счет до 5. Порядковый счет до 5. Сравнение предметов по ширине и длине". Мл: упражнять в счете до 5; познакомить с порядковым счетом до 5; учить сравнивать предметы по длине и ширине, развивать интерес к познанию, воспитывать самостоятельность, активность. на. занятии. Ст: познакомить с порядковым счётом до 10, закреплять умение отвечать на вопрос: «Какой по счёту?», развивать умение пользоваться порядковыми числительными, воспитывать познавательную активность.
2.«Порядковый счет до 5. Сравнение предметов по ширине и длине».
3.«Счёт до 5. Геометрические фигуры. Понятия: больше- меньше, короче-длиннее. Мл: продолжать учить порядковому счету до 5; учить сравнивать предметы по длине и ширине, развивать интерес к познанию, воспитывать. активность.. Ст: учить порядковому счёту в пределах 10, развивать понимание значения порядковых числительных и вопросов «Сколько всего?», «Какой?», «Который по счёту?», упражнять в назывании дней недели и определении их порядка
4. Мл: Упражнять в счёте до 5, нахождении геометрических фигур в изображении предметов, сравнении предметов по длине и размеру, развивать мышление, воспитывать познавательную активность. Ст : закреплять понятие того, что количество предметов не всегда совпадает с порядковым номером. Понимать и различать вопросы «Какой?», «Который?», развивать логическое мышление, познавательную активность, воспитывать самостоятельность, активность.
февраль 1.«Геометрические фигуры. Длинный- короткий, выше- ниже. Счёт до 5». Мл: упражнять в счёте до 5, учить сравнивать предметы по высоте, повторить названия геометрических. фигур,. развивать. мышление…память. Ст: упражнять в умении выявлять нарушение в закономерности расположения предметов( «Разложи по порядку», «Построй по росту», «Найди место предмета») закреплять умение сравнивать величину предмета на глаз и учить обосновывать свой ответ.
2 . Мл: упражнять в нахождении геометрических фигур, в счёте до 5, учить сравнивать предметы по длине, развивать мышление. Ст: познакомить с элементарным способом измерения- опосредованным сравнением величины двух предметов с помощью третьего, равного одному из них, ввести понятие «мерка», учить измерять меркой стороны квадрата и сравнивать их.
3. Геометрические фигуры. Счёт до 5.
Мл: учить сравнивать предметы по длине и ширине, называть геометрические фигуры в рисунке, упражнять в счёте до 5. Ст: учить измерять с помощью мерки стороны прямоугольника, сравнивать длины сторон, делать выводы: если мерки неравны, то и стороны не равны.
4. Мл: учить находить лишнее в группе предметов, одинаковые фигуры, выполнять задания на счёт до 5, развивать мышление. Ст: закреплять умение сравнивать предметы по величине (задание практического характера, способы получения равенства из неравенства и неравенства из равенства путём добавления или удаления одного предмета из группы.
5. Повторение пройденного. март
1. Мл: упражнять в нахождении геометрических фигур, в счёте до 5, учить ориентироваться в пространстве, развивать внимание. Ст: вспомнить, какие геометрические фигуры известны, закреплять умение раскладывать в порядке убывания величины, сравнивать их по углам, познакомить с новой геометрической фигурой- четырёхугольником.
2. Мл: упражнять в счёте до 5, пространственном ориентировании, развивать внимание. Ст: закреплять умение находить четырёхугольник, сравнивать квадрат и прямоугольник, формировать умение делать обобщения, развивать представление, что квадрат и прямоугольник являются четырёхугольниками.
3. Мл: упражнять в нахождении геометрических фигур, тренировать в счёте до 5, развивать внимание. Ст: познакомить с новой геометрической фигурой- овалом, учить сравнивать его с известными фигурами: кругом, прямоугольником, развивать геометрическую зоркость, распознавать геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник- в пределах окружающего мира
4. Мл: упражнять в счёте до 5, нахождении геометрических фигур, в изображении предметов, развивать внимание, мышление. Ст: закреплять умение классифицировать предметы в зависимости от формы, называть фигуры, учить выкладывать из геометрических фигур различные узоры и предметы, развивать геометрическую зоркость, распознавать геометрические фигуры в пределах окружающего мира.
Апрель
1. Мл: учить узнавать конус в предметах, упражнять в счёте до 5, развивать память, внимание. Ст: продолжать учить ориентироваться в помещении детского сада, учить понимать предложения: «Предмет справа, слева, рядом, между, за кем, перед кем, определять своё место в пространстве, умение двигаться в заданном направлении.
2. Мл: учить сравнивать предметы по ширине, познакомить с геометрической фигурой «цилиндр», упражнять в счёте до 5, развивать внимание. Ст: учить ориентироваться на ограниченной поверхности (листе бумаги, употреблять слова, обозначающие расположение на плоскости: слева от, справа от, выше- ниже, ближе- дальше, около, из-за.
3.
Мл : учить сравнивать предметы по ширине, познакомить с геометрической фигурой «цилиндр», упражнять в счёте до5, развивать внимание. Ст: упражнять в ориентировании на листе бумаги, развивать умение создавать повторяющие последовательности, различные ритмические узоры.
4. Мл: упражнять в узнавании геометрических фигур среди изображенных предметов, в счёте до 5, развивать внимание.
Ст: закреплять понятие частей суток: утро, день, вечер, ночь, представление о частях суток при рассматривании фотографий, картин в процессе наблюдения за сменой их в природе., познакомить с понятием «Сутки».
Май
1. Мл: упражнять в соотношении формы предметов и геометрических фигур, в счёте до 5, расширять представление детей о частях суток, развивать мышление. СТ: формировать представление о выходных и рабочих днях, умение использовать слова при воспроизведении последовательности каких- либо событий.
2. Мл: упражнять в нахождении соответствия между предметами и геометрическими фигурами, в сравнении предметов, в счёте до 5, развивать внимание, мышление. Ст: закреплять знание порядковых числительных в названии каждого дня недели, формировать осознанные связи в названии каждого дня недели с его порядковым номером.
Мл: упражнять в нахождении соответствия геометрических фигур, в счёте до 5, учить сравнивать предметы, развивать мышление, внимание. Ст: формировать представление о выходных и рабочих днях, учить понимать закономерности в их чередовании, знакомить с понятиями «раньше», «потом», «сначала», формировать умение использовать слова при рассказывании последовательности каких- либо событий.
3. Мл: упражнять в нахождении геометрических фигур в изображении предметов, в сравнении предметов, в счёте до 5, развивать мышление, воспитывать интерес к познанию нового. Ст: закреплять знание порядковых числительных в названии каждого дня недели, формировать осознание связи в названии каждого дня недели с его порядковым номером.