Юлия Давыдова
Познавательное развитие дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой
Выполнила:
Ю. П. Давыдова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №440»
Публикация «Познавательное развитие дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой» размещена в разделах
- Неживая природа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому и неживому, желание созидать, а не разрушать.
Большой интерес и множество вопросов у детей возник на тему живой и неживой природы. Чтобы расширить и систематизировать знания детей по этой теме я использую различные методы, формы: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение календаря природы, зарисовки наблюдений, организованная деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, чтение и рассматривание литературных произведений, эксперименты, дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, а также просмотр видео фильмов, презентаций.
Огромный интерес дети проявляют к исследовательской деятельности, поэтому большое внимание в работе уделяю опытам и экспериментам. В процессе работы учу детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Подвожу их к пониманию природных закономерностей.
Как итог проделанной работы было продемонстрировано мероприятие по познавательному развитию «Живая-неживая природа».
Целью которого было обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Для достижения цели мною были поставлены задачи:
1) Формировать представления детей о том, что в природе все взаимосвязано :
- закреплять знания о живой и неживой природе, их отличительные признаки,
- формировать умение классифицировать явления живой и неживой природы;
2) Обобщить знания детей о свойствах воды;
3) Развивать наблюдательность, любознательность, умение самостоятельно делать выводы;
4) Воспитывать интерес, положительное отношение к природе.
Вся моя работа делится на совместную деятельность и самостоятельную деятельность детей.
В совместной деятельности была проведена большая предварительная работа: просмотрены презентации о живой и неживой природе, проведены беседы «Земля – наш общий дом», «Живое-неживое», «Что помогает цветам расти?», «Природа и человек» и т. д., викторины, а также были разучены стихи и загадывалось множество загадок.
Был заложен опыт с горохом и камушками. Дети познакомились с новым для них понятием «гидрогель» и узнали, что растения можно сажать не только в почву. Дети с интересом наблюдали за ростом горошинок. Благодаря прозрачности гидрогеля удалось хорошо рассмотреть строение растения. Ребята рассматривали маленький росток, а затем и листья с корешками. Все наблюдения были зарисованы в альбом.
В самостоятельной деятельности дети рисовали рисунки на такие темы как «Такой красивый мир неживой природы», «Человек и природа», «Дикие и домашние животные» и т. д., играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры «Живое-неживое», «Где чей домик», «Продолжи цепочку», «Найти лишнее». Некоторые дети уже выступают в роли организаторов дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Большое внимание уделялось и работе с родителями. Например, Мирослава вместе с мамой приготовила рассказ о цикле жизни бабочки и рассказала его. К сожалению, на самом мероприятии Мирослава немного растерялась из-за большой аудитории, но дети внимательно слушали и даже старались дополнить доклад.
В ходе организованной деятельности, поставленные перед детьми задачи, были решены. Дети увлеклись процессом, учились логически мыслить, старались делать самостоятельные выводы, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Попытки делать самостоятельные выводы пока вызывают затруднения у детей, поэтому последующая работа будет направлена на тренировку и закрепление этого навыка. Знания о живой и неживой природе, их отличительные признаки были закреплены на занятии. Дети с легкостью отличают живую природу от неживой и могут отстаивать свою точку зрения несмотря на то, что я пыталась их запутать.
Дети так же усвоили знания о среде обитания животных и продемонстрировали их в игре «Бывает-не бывает». Трудностей при выполнении заданий не возникло. Дети смогли определить неверные картинки и объяснить почему существовать в данных условиях животные и насекомые не могут.
В дальнейшей работе ставлю задачи стимулировать желания детей самостоятельно делать выводы, умозаключения.