Надежда Сорокина
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе с его повышенным вниманием к человеку, нравственное воспитание детей приобретает особую значимость. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предъявляют высокие требования к педагогам дошкольного образования, исходя из которых воспитатели должны строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности воспитанников, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Одним из основных показателей развития ребёнка является уровень сформированности нравственных качеств.
Публикация «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – это счастливое время ярких ощущений и впечатлений, надежд на проникновение в тайны окружающего вида. Это начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога. Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом точке города, можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц, домашних животных.
Работа в этом направлении позволяет реализовать принцип ФГОС: решение задач и целей только на необходимом и достаточном материале. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом педагоги не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.
Ребенок имеет право дышать чистым воздухом, питаться натуральными, чистыми продуктами, пользоваться чистой водой, любоваться красивой природой. Чтобы все это было, нужно сделать окружающую среду экологической чистой. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению многих педагогов (Л. С. Выготский; Д. Б. Эльконин; Л. И. Божович, А. В. Запорожец; Я. З. Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания дошкольника.
В последнее время большинство детей редко общаются с природой. Родители имеют недостаточно знаний о природе родного края, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о природе ее особенностях, растительном и животном мире родного края. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
В процессе работы используются различные формы и методы знакомства детей с природой родного края. Работу по формированию нравственных качеств начали с первой младшей группы, привлекая родителей. Были проведены для родителей семинары «Природа мой дом», показаны фильмы о природе Хакасии, был приглашен лесник из «Саяно- шушенского заповедника», который рассказал родителям о животных и растениях занесенных в Красную книгу. Родители вместе с детьми приняли участие в акции «Накормите птиц зимой». Были проведены совместные прогулки в парк, где дети и родители знакомились с растительным миром поселка.
Природа привлекает детей красотой, разнообразием, возможностью активно в ней трудиться. Но внимание ребёнка неустойчиво, опыт активной деятельности незначителен, многое проходит мимо его сознания. Во время совместных прогулок, родители стали обращать внимание детей на красоту природы, разнообразие её форм и красок, эстетическое переживание, вызванное этими наблюдениями, рассказы взрослых о том, как человек преобразует и охраняет окружающий мир, личный пример взрослых, создают благоприятные условия для формирования трудовых и нравственных качеств ребёнка.
Дома по возможности, родители организовывают посильный труд детей в цветнике, на огороде, по уходу за комнатными растениями, домашними животными и рыбками в аквариуме. При ознакомлении детей с родным поселком, с его прошлым и настоящим, проводятся с детьми наблюдения, экскурсии. Экскурсии организуются в разное время года на одни и те же объекты, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, экскурсии в парк, экскурсия по территории детского сада – рассматривание деревьев (березки, сосны – в разное время года). Рассматривая во время экскурсий цветы, кустарники, деревья у детей расширялись и закреплялись представления о растительном мире родного края. Используя художественное слово, у детей формируются положительные эмоции и отзыв на красоту окружающей природы. Были организованы фотовыставки природы поселка. Консультация для родителей «Прикоснись к природе сердцем». Работа с родителями: привлечение родителей к созданию альбомов «Растения нашего края», «Берегите природу». Виртуальные экскурсии по заповедным местам родного края. Читаем художественные произведения о природе Хакасии, животном и растительном мире, русские сказки о природе. книги о природе В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина, рассматривая цветные иллюстрации детских энциклопедий, тематические выставки рисунков и подделок из природного материала. прослушивание песен о родном городе, чтение стихов, изготовление альбома «Природа моей Хакасии. Черемушки»,
Таким образом, главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас Дом, безнравственны. Предлагаемая система работы по ознакомлению с природой родного края дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию нравственных чувств.
Библиографический список
1. И. В. Петрова, Т. Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
2. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
3. Николаева С. Н «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез»
4. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.