Папки-передвижки

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края

Надежда Сорокина
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы

В современном обществе с его повышенным вниманием к человеку, нравственное воспитание детей приобретает особую значимость. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предъявляют высокие требования к педагогам дошкольного образования, исходя из которых воспитатели должны строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности воспитанников, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Одним из основных показателей развития ребёнка является уровень сформированности нравственных качеств.

Публикация «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края» размещена в разделах

Дошкольное детство – это счастливое время ярких ощущений и впечатлений, надежд на проникновение в тайны окружающего вида. Это начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога. Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом точке города, можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц, домашних животных.

Работа в этом направлении позволяет реализовать принцип ФГОС: решение задач и целей только на необходимом и достаточном материале. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом педагоги не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.

Ребенок имеет право дышать чистым воздухом, питаться натуральными, чистыми продуктами, пользоваться чистой водой, любоваться красивой природой. Чтобы все это было, нужно сделать окружающую среду экологической чистой. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению многих педагогов (Л. С. Выготский; Д. Б. Эльконин; Л. И. Божович, А. В. Запорожец; Я. З. Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания дошкольника.

В последнее время большинство детей редко общаются с природой. Родители имеют недостаточно знаний о природе родного края, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о природе ее особенностях, растительном и животном мире родного края. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

В процессе работы используются различные формы и методы знакомства детей с природой родного края. Работу по формированию нравственных качеств начали с первой младшей группы, привлекая родителей. Были проведены для родителей семинары «Природа мой дом», показаны фильмы о природе Хакасии, был приглашен лесник из «Саяно- шушенского заповедника», который рассказал родителям о животных и растениях занесенных в Красную книгу. Родители вместе с детьми приняли участие в акции «Накормите птиц зимой». Были проведены совместные прогулки в парк, где дети и родители знакомились с растительным миром поселка.

Природа привлекает детей красотой, разнообразием, возможностью активно в ней трудиться. Но внимание ребёнка неустойчиво, опыт активной деятельности незначителен, многое проходит мимо его сознания. Во время совместных прогулок, родители стали обращать внимание детей на красоту природы, разнообразие её форм и красок, эстетическое переживание, вызванное этими наблюдениями, рассказы взрослых о том, как человек преобразует и охраняет окружающий мир, личный пример взрослых, создают благоприятные условия для формирования трудовых и нравственных качеств ребёнка.

Дома по возможности, родители организовывают посильный труд детей в цветнике, на огороде, по уходу за комнатными растениями, домашними животными и рыбками в аквариуме. При ознакомлении детей с родным поселком, с его прошлым и настоящим, проводятся с детьми наблюдения, экскурсии. Экскурсии организуются в разное время года на одни и те же объекты, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, экскурсии в парк, экскурсия по территории детского сада – рассматривание деревьев (березки, сосны – в разное время года). Рассматривая во время экскурсий цветы, кустарники, деревья у детей расширялись и закреплялись представления о растительном мире родного края. Используя художественное слово, у детей формируются положительные эмоции и отзыв на красоту окружающей природы. Были организованы фотовыставки природы поселка. Консультация для родителей «Прикоснись к природе сердцем». Работа с родителями: привлечение родителей к созданию альбомов «Растения нашего края», «Берегите природу». Виртуальные экскурсии по заповедным местам родного края. Читаем художественные произведения о природе Хакасии, животном и растительном мире, русские сказки о природе. книги о природе В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина, рассматривая цветные иллюстрации детских энциклопедий, тематические выставки рисунков и подделок из природного материала. прослушивание песен о родном городе, чтение стихов, изготовление альбома «Природа моей Хакасии. Черемушки»,

Таким образом, главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас Дом, безнравственны. Предлагаемая система работы по ознакомлению с природой родного края дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию нравственных чувств.

Библиографический список

1. И. В. Петрова, Т. Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.

2. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.

3. Николаева С. Н «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез»

4. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

Публикации по теме:

Развитие морально-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста В нашей группе был реализован проект «Развитие морально - нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие.

Презентация «Формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста средствами детского фольклора» «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с историей, культурой родного края «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими.

Обобщение опыта работы «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста» Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Презентация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в процессе ознакомлении с природой родного края» Познавательно – исследовательская деятельность позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях,.

Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий.

Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении с природой детей раннего возраста Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков.

Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста Государственное бюджетное дошкольное учреждение центр развития ребенка – детский сад №29 Красносельского района Санкт-Петербурга Статья.

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказок В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края
Опубликовано: 9 ноября 2018 в 16:45
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД