Папазян Армине
Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении с природой детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей раннего возраста необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше (1,с. 58).
Публикация «Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении с природой детей раннего возраста» размещена в разделах
Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое.
Систематически знакомить детей с природой начинают с первой младшей группы. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы : о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных : с котенком, щенком, крольчатами, цыплятами. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов (3,с. 38).
Дети раннего возраста учатся понимать некоторые связи между явлениями природы : дует ветер – качаются деревья, светит солнце – становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям.
Задача воспитателя – формировать у детей эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).
В программе воспитания (Под ред. М. А. Васильевой) экологическое воспитание детей раннего возраста заключается в следующем:
От 1г,6мес. – до 2-х лет. В летнее время на прогулке проводить игры с природными материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой с сюжетными играми. Учить детей выкладывать камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры. Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (листик – тарелка).
2-3 года. Учить бережно относиться к растениям и животным. Учить понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает и т. п., способы питания (клюет, лакает и т. п., голосовые реакции (мяукает, лает и т. п.). Воспитывать интерес к явлениям природы.
Содействовать интересу детей к объектам природы : уточнять представления детей о растениях (трава, деревья, учить рассматривать комнатные растения (выделять листья и цветы, наблюдать за домашними животными (кошка с котятами, собака со щенками и т. д., знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами) и птицами на участке детского сада (ворона, воробей и т. п.). Отмечать характерные признаки домашних животных (кошка мурлычет, собака лает и т. д.) (2,с. 65).
Учить детей различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса (в процессе чтения сказок, потешек; рассматривания иллюстраций, картин и игрушек). Формировать умение выделять их характерные особенности (у зайца длинные уши, лиса рыжая, и у нее длинный пушистый хвост, медведь косолапый и т. д.).
Учить различать – по внешнему виду и вкусу – наиболее распространенные овощи и фрукты той местности, где живет ребенок.
Наблюдать с детьми за красотой природных явлений (падает снег – снегопад, кружатся листья – листопад, в небе появилась радуга, распустились цветы).
Формировать бережное отношение к окружающей природе.
К концу года дети могут:
Вместе со взрослым заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб и т. п. (6, с. 28).
Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : Учебное пособие для студентов вузов /Г. С. Абрамова. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 672с.
2. Кондратьева, Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы». «Азбука экологии» /Н. Н. Кондратьева. – С-Пб, 2002. – 104с.
3. Николаева, С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников /С. Н. Николаева. – М. : Мозаика – Синтез, 2004. – 128с.
4. Николаева, С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства: рекомендации педагогам, родителям и гувернерам / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 111с.
4. Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников : игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литератур. персонажами : пособие для педагогов дошкол. учреждений / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. – М. : ГНОМ и Д, 2005. – 127с.
5. Потапова, Л. М. Детям о природе – экология в играх /Л. М. Потапова. – Ярославль, 2003. – 186с.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 208с.