Гулько Виктория
Познавательно-речевые игры для детей младшей, средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая игра «Назови слово»
Цель: расширять словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, учить соотносить родовые и видовые понятия.
Материал: мяч
Ход игры. Педагог называет обобщающее слова и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Педагог: - Овощи;
Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редис, свекла, морковь.
Педагог: - Фрукты;
Публикация «Познавательно-речевые игры для детей младшей, средней группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Педагог: - Ягоды;
Дети: -Малина, клубника, смородина, крыжовник.
Педагог: - Деревья;
Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, и т. д.
Речевая игра «Чудесный мешочек»
Цель: развивать словарь, закрепить названия предметов.
Материал: мешочек, фрукты и овощи.
Ход игры: Перед игрой ребенка знакомят с фруктами и овощами и их внешним видом. Ребенок по одному достает из «чудесного мешочка» предметы, называет их. Затем он отвечает на вопросы педагога о цвете, форме, вкусе овощей и фруктов.
Речевая игра «Кто кем был?»
Цель: активизировать словарь и расширять знания об окружающем
Материал: Игрушки
Ход игры: Педагог задает детям вопросы: Кем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, бабочка (гусеницей, рыба (икринкой, корова (телёнком, собака (щенком, свинья (поросенком, лиса (лисенком, заяц (зайчонком) и т. д.
Речевая игра «Кто что ест?»
Цель: учить употреблять трудные формы существительных.
Материал: картинки с изображением животных.
Ход игры: Педагог сообщает детям, что в корзинке подарки для зверей и просит помочь их раздать животным. Показывает картинки с изображением медведя, собаки, кошки, курицы. Спрашивает: Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому молоко? и т. д.
Речевая игра «Назови три слова»
Цель: активизировать словарь детей.
Ход игры: Дети становятся круг. Педагог поочерёдно бросает детям мяч и задаёт вопрос.
•Что можно купить? (платье, костюм, брюки) •Что можно варить? • Что можно читать? • Чем можно рисовать? • Что может летать? • Что может плавать? • Что (кто) может скакать? И т. д.
Речевая игра «Назови действия?»
Цель: учить детей активно использовать в речи глаголы.
Материал: картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег
Ход игры: Воспитатель раздает детям картинки и просит подобрать к ним действия (что может делать самолет - летать, гудеть, возить, подниматься; солнце что делает - светит, греет, восходит и т. д.)
Речевая игра «Назови части предмета»
Цель: обогащать словарь детей, развивать умение соотносить предмет и его части.
Материал: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и предлагает назвать детям поочередно части предметов (у дома – окна, дверь, крыша, труба) и т. д.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Дополни предложения
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.
- Зайчик летом, а зимой.
- Грибы растут., а огурчики - на.
- Рыба живет в., а медведь - в.
- Сахар сладкий, а лимон.
- Днем светло, а ночью.
Закончи предложение
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу.
Я умею.
Я помогу.
Я принесу.
Я спою.
Скажи какой
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный.
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший.
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький.
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая.
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая.
Противоположные слова
Помоги Зайчику закончить предложение.
Нож тупой, а топор…
Трамвай медленный, а самолёт…
Стул жёсткий, а диван…
Птицы полезные, а гусеницы…
Чашка полная, а стакан…
Дорога прямая, а тропинка…
Собака умная, а щенок…
Камень на дороге сухой, а в луже
Пальто зимнее, а шорты…река меленная, а ручеёк…
Черепаха медленная, а заяц…
Колодец глубокий, а лужа…
Зайчик угощал своих друзей соком из яблок, из груш, из томатов. Помоги Зайчику назвать, какие соки у него получились.
*сок из яблок – яблочный
сок из земляники…. Из клубники… Из черники… Из брусники… Из груш…. Из слив…. Из персиков… Из абрикосов…. Из вишни… Из черешни… Из малины… Из смородины…. Из облепихи… Из клюквы… Из арбуза… Из винограда… Из моркови… Из томатов…
Найди лишнее
Послушай внимательно слова и скажи, какое из них лишнее. Объясни свой выбор.
Шёлковый, ситцевый, шерстяной, чистый.
Зелёный, красный, синий, берёзовый.
Квадратный, пёстрый, овальный, треугольный.
Храбрый, смелый, ягодный, отважный.
Деревянный, пластмассовый, розовый, железный.
Кислый, круглый, сладкий, солёный.
Ягодный, берёзовый, дубовый, еловый.
Весёлый, грустный, стеклянный, радостный.
Собери предложение
Послушай внимательно слова и поставь их в правильном порядке, чтобы у тебя получилось предложение.
Дети, горку, из, снега, сделали.
Под, скрипит, ногами, снег.
Сосна, у, нашего, растёт, дома.
Снежинки, дети, из, делают, бумаги.
Окнах, на, зимние узоры.
Из, птица, улетает, леса.
Я, прогулки, с, домой, вернулся.
Прилетели, с, весной, ласточки, юга.
С, сосульки, крыши, капают.
Летом, в, купался, реке, я.
На, ловил, поляне, сачком, бабочек.
В, собирал, лесу, сладкие, ягоды.
На, ловил, пруде, рыбу.
Осенью, на, птицы, улетают, юг.
По, барабанит, крыше, дождь.
«Что полезно, а что вредно?»
Помоги зайчику определить, что делать вредно, а что полезно?
Рано вставать.
Поздно вставать.
Купаться и плескаться.
Подушкой вытераться.
Сытно поесть.
У телевизора сесть.
Лёжа одеваться.
На диване валяться.
Ворон считать.
В доме прибрать.
Кота обижать.
Идти рисовать.
Книги читать.
С друзьями играть.
Маме помогать.
Посуду мыть.
В магазин сходить.
Цветы полить.
Кота накормить.