Ирина Лукьяненко
Познавательно-исследовательский проект «Юные журналисты»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
Центрального района Санкт – Петербурга «Радуга»
Познавательно - исследовательский проект «Юные журналисты».
Создатели проекта : воспитатели: Гуменюк Анна Викторовна,
Лукьяненко Ирина Сергеевна
Санкт – Петербург, 2017 год.
Описание проекта.
1. Актуальность
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Юные журналисты“» размещена в разделах
- Журналист. Знакомство с профессией
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Дошкольники затрудняются или не умеют:
• анализировать проблемные ситуации;
• самостоятельно находить пути и способы решения проблемы;
• действовать вместе с другими;
добиваться конечного результата и т. д
Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому важным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения. Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Для этого необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество. И здесь неотъемлемой частью такого обучения и воспитания выступает проектная деятельность. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников.
Основные принципы разработки и реализации проектов :
• уважение личности ребенка,
• принцип системности,
• раскрытие индивидуальных интересов ребенка
• принцип сознательности и активности.
Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.
2. Цель проекта
Формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую и исследовательскую деятельность.
3. Задачи
Использование проектно – исследовательской деятельности помогает решить следующие задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие способностей и интереса к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов.
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
-использование разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.
-воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров, доводить начатое дело до конца.
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
4. Основные направления проекта
Познавательный блок.
1. Подбор и обсуждение материала, для создания стенгазет.
2. Знакомство с профессиями: журналист, художник – оформитель, издатель и т. д. ; с направлениями журналистики через организацию исследовательской образовательной деятельности.
3. Создание условий: организация выставок, создание развивающей среды для повышения познавательной активности.
4. Обучение проведению интервью в семейном кругу и со сверстниками умению вести себя раскованно и свободно.
Продуктивный блок.
1. Подготовка и выпуск стенгазеты.
5. Предполагаемые результаты
(показатели)
Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня речевой, познавательной и социально - коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.
Продукты совместного творчества детей, взрослых: книги, газеты, альбомы.
Обогащение сюжетов ролевых игр.
Децентрализация поведения – проявление интереса к людям, их деятельности.
6. Заключительный этап
Выпуск итоговой стенгазеты «Интересно мы живем…».
Круглый стол с родителями по результатам проекта.
Выставка в саду стенгазет для других групп.
Диссеминация педагогического опыта. Рассказ о проекте педагогам детского сада.
7. Перспективы работы
Продолжить работу по изданию ежемесячной тематической стенгазеты; организация мини – музея «Юный журналист».
Календарный план проекта
Сроки проведения
Формы и методы работы
Образовательные области
Сентябрь
-Введение в проект.
Знакомство с печатными изданиями, обращая внимание на красочное оформление.
-Изучение индивидуальных интересов детей через творческие задания. Например игра: «Что я люблю» собрать мини коллекцию из игрушек в группе, наиболее интересных ребенку.
-Стенгазета «Наши питомцы».
Подбор фотографий домашних любимцев и совместно с родителями, раскрашивание тематических картинок для украшения стенгазеты.
Знакомство с понятием интервью. Составление рассказов по открыткам, фотографиям, из личного опыта в соответствии с темой стенгазеты. Первые опыты интервью по примеру воспитателя.
Познание, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое
Речевое,
Художественно- эстетическое
Октябрь
-Изготовление поделки к выставке «Осенняя фантазия». Совместная работа с родителями.
Рассказ истории создания поделки перед ребятами.
Награждение участников выставки памятными медалями.
-Поэтический вечер на осеннюю тему.
- Стенгазета «Осень».
Непосредственное участие детей в подборе материала, использование в стенгазете полюбившихся стихов об осени. Оформление газеты детскими рисунками.
Художественно- эстетическое,
Речевое
Познание, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое,
речевое.
Ноябрь
-Костюмированное представление детьми, выбранной профессии. Просмотр презентации по теме «Профессии»
-Стенгазета «Такие разные профессии» Оформление и подбор картинок совместно с воспитателем. Пробные интервью на тему «Моя будущая профессия» дети самостоятельно попарно и совместно с воспитателем.
Познание,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое,
речевое.
Декабрь
- Новогодняя стенгазета-календарь
«В ожидании праздника»
Совместное создание новогоднего календаря на декабрь и ежедневное наблюдение приближения праздника. Радостное ожидание.
- Выставка творческих работ на тему «Зимняя сказка»
Представление своей поделки перед ребятами.
Награждение участников выставки дипломами.
Познание,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое,
речевое.
Январь
-Круглый стол представление традиций семьи родителями воспитанников.
-Стенгазета «Наши семейные традиции».
Подбор фотографий и описание семейных традиций совместно с родителями.
Оформление и дополнение тематическими картинками совместно с воспитателем.
Познание,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое,
речевое.
Февраль
Научно-исследовательская деятельность на тему: «Изучаем свойства воды» с использованием ИКТ. Проведение опытов с водой индивидуально с каждым ребенком.
- Стенгазета «Мир открытий».
Интервью на тему «Что я люблю изучать», дети попарно и совместно с воспитателем.
Подбор детьми тематических картинок создание рисунков и оформление стенгазеты совместно с воспитателем.
Познание,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое,
речевое.
Март
-Просмотр презентации «Морские обитатели»
Составление рассказов по открыткам, фотографиям, из личного опыта в соответствии с темой стенгазеты.
-Стенгазета «Всемирный день воды. День Балтийского моря»
Изготовление и украшение рыб на выбор детей. Подбор интересных фактов о воде и морских обитателях совместно с воспитателем.
Познание,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое,
речевое.
Апрель
-Выставка детского творчества «Весняночка»
-Весенний поэтический досуг. Разучивание стихов совместно с родителями и выразительное чтение в группе для ребят.
-Стенгазета «Весна - красна»
Выбор детьми картинок, раскрасок, полюбившихся стихов совместно и оформление стенгазеты совместно с воспитателем.
Познание,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое,
речевое.
Май
-Итоговая стенгазет «Интересно мы живем…»
Интервью у родителей и ребят группы на тему «Наши яркие впечатления».
Выбор фотографий, тематических картинок совместно с воспитателем. Оформление выполняют ребята самостоятельно
-Задание на лето «Копилка впечатлений»
Познание,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое,
речевое.