Людмила Хрущева
Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Юные исследователи"
Актуальность проекта
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К. Е. Тимирязев
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира, открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на формирование трудовых навыков и на развитие творческих способностей. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста.
Цель проекта:
расширять знания детей об окружающем мире через опытно – экспериментальную деятельность, формировать предпосылки поисковой деятельности.
Задачи проекта:
развивать познавательные способности;
развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
развивать связную речь детей (учить вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности, рассуждать, аргументировать);
развивать наблюдательность;
развивать коммуникативные навыки.
Вид проекта:
групповой, долгосрочный, исследовательский.
Участники проекта:
воспитатели группы, учитель – дефектолог, дети 6 -7 лет, родители воспитанников.
Планируемые результаты
Созданы необходимые условия для познавательного развития дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
У дошкольников развиваются умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Формирование проектно – исследовательских умений и навыков (осознание поставленной цели, овладение различными способами решения поставленных задач, использование своего прошлого опыта, поиск различных средств достижения цели).
Повышение уровня любознательности, наблюдательности.
Активизация речи детей, пополнение словарного запаса.
Повышение уровня коммуникативной компетентности.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
непосредственно – образовательная деятельность;
совместная деятельность педагогов с детьми;
самостоятельная деятельность детей;
наблюдения в природе;
рассматривание альбомов, познавательной литературы
и фотографий;
беседы.
Работа с родителями
Анкетирование родителей.
Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Детское экспериментирование в домашних условиях».
Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.
Организация совместной деятельности (выставка рисунков, подбор литературы, репродукций по темам экспериментирования).
Наглядная информация (папки – передвижки, заметки в уголке для родителей).
Обмен опытом.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный (Организационный)
1 Изучить и проанализировать методическую литературу по теме Август
2 Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта Сентябрь
3 Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности Сентябрь
II этап. Внедренческий
1 Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности Сентябрь-Май
2 Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей Сентябрь-Май
III этап. Обобщающий
1 Определить эффективность проведённой работы Май
2 Провести анализ полученных результатов Май
Перспективный план работы с детьми
Месяц Тема Содержание работы
Сентябрь
Диагностика
Октябрь
«Воздух - невидимка»
НОД «Воздух - невидимка»,
НОД «Ветер, ветер, ты могуч».
Эксперименты: «Как увидеть воздух?», «Как услышать воздух?», «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан» и др.
Прогулка «Почему дует ветер?»
Беседа «Чистый воздух».
Создание альбома «Воздух нужен всем»
Игры (мыльные пузыри, вертушка, воздушные шары).
Ноябрь
«Вода-волшебница»
НОД «Волшебница - вода»,
НОД «Вода вокруг нас».
Беседа «Круговорот воды в природе».
Беседа «Что растет в воде?»
Беседа «Кто живет в воде?»
Эксперименты: «У воды нет вкуса (цвета, запаха формы)», «Сухой из воды», «Что растворяется в воде?», «Вода бывает теплой, холодной и горячей» и др.
Ситуативный разговор «Как беречь воду?»
Трудовое поручение «Мытье игрушек».
Просмотр презентации «Чудо водичка».
Декабрь
«Снег- снежок»
НОД «Снежинки».
НОД «Забавный снеговичок».
Беседа «Если хочешь быть здоров…».
Игра «Зимние слова»
Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни», «Что быстрее тает – снег или лед?» и др.
Выставка рисунков «Зимушка – зима».
Беседа «Защитные свойства снега». Рассмотреть снежинку в лупу.
Прогулка: «Следы на снегу», «Строим снежную горку», «Зимние забавы», «Лепим снеговика» и др.
Работа в экологическом дневнике.
Январь
«Я - человек»
НОД «Если хочешь быть здоров».
НОД «Дети на прогулке».
Эксперименты: «Как мы дышим?», «Наши глаза», «Что такое вкус?», «Наши глаза», «Проверим слух», «Как согреть руки?», «Откуда берется голос?», «Скелет – опора моего тела» и др.
Беседа «Правильное питание».
Выставка рисунков «Моя семья».
Беседа «Как стать «Неболейкой?»
Беседа «Я - человек».
Работа в экологическом дневнике.
Февраль
«В гостях у Карандаша и Гвоздика»
НОД «Металл – его свойства и применение».
НОД «Деревья вокруг нас».
Беседа: «Волшебные» свойства магнита.
Эксперименты - уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит.
«Притягивание предметов к магниту», «Притягивание к магниту через предметы» и др.
Прогулка «Деревья. Какие они?».
Беседа: «Человек и законы природы», «Как используется металл (дерево) в быту?»
Работа в экологическом дневнике (опыт с веточками деревьев).
Март
«Чудесный мир растений»
НОД «Хохлома».
НОД «Мое любимое растение».
Опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Уход за растениями».
В уголке природы «Огород на окне».
Создание альбома «Растения нашего края»
Выставка рисунков «Удивительный мир растений».
Беседа «Как устроена природа?»
Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).
Апрель
«Земля - наш общий дом»
НОД «Мир животных».
НОД «Лес полон чудес».
Разработка и создание экологической тропы.
Эксперименты: «Вращение Земли вокруг Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».
Оформление альбома «Земля - наш общий дом».
Беседа «Глобус».
Беседа «Дом под крышей голубой».
Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).
Май
«Солнышко лучистое»
Диагностика НОД «Смотрит солнышко в окошко».
НОД «Вышло солнце из - за туч».
Беседы с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека? Растений?».
Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени».
Наблюдение за солнцем.
Работа в экологическом дневнике (посадка ноготков, ухаживание и наблюдение за ростом).
Мониторинг реализации проекта
Цель:
выявление знаний детей о неживой природе.
1. Воздух
Что такое воздух?
Можно ли увидеть воздух, его свойства и роль в жизни человека?
Знают ли дети предметы, внутри которых есть воздух?
Что такое ветер?
Что умеет делать ветер?
Как ветер помогает нам? Как может навредить?
Как человек использует воздух?
Значение воздуха для жизни на Земле?
2. Вода
Что такое вода?
Где встречается вода?
Для чего мы ее используем?
Всегда ли вода одинаковая?
Свойства воды.
Что растет в воде?
Кто живет в воде?
Кому нужна вода?
Сформировано ли у детей понятие, что вода не исчезает, она «превращается» из одного состояния в другое (путешествует по кругу?
Почему воду надо беречь?
3. Солнце
Что такое солнце?
Знают ли дети, что солнце – источник света?
Знают ли дети, что солнце – источник тепла?
Знают ли особенности радуги?
Знают ли животных, растения, которые обитают в условиях холода и жары?
Какие животные обитают в местах отсутствия или недостатка света?
Знают ли светолюбивые и теневыносливые растения?
Сформировано ли у детей понятие о сезонных изменениях в природе и в жизни человека?
Знают ли о роли солнца в жизни человека?
Список литературы
Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: «Учитель», 2002 г.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П, В. В. Щетинина В. В., «Неизвестное рядом». М., 2005 г.
Зубкова Н. М. «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет». СПб, 2007 г.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой, М. : АРКТИ, 2008 г.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». СПб, 2008 г.
Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов». СПб, 2009 г.