Светлана Семаева
Познавательно — исследовательский проект «Волшебница — соль» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект «Волшебница - соль».
Тип проекта:
• по направленности: познавательно - исследовательский;
• по продолжительности: краткосрочный.
Сроки реализации: две недели.
Участники проекта: дети группы «Почемучки», родители
воспитанников, воспитатель группы: Семаева С. В.
Эпиграф
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Сделаю – и я пойму!»
Восточная мудрость.
Актуальность:
Публикация «Познавательно — исследовательский проект „Волшебница — соль“ в старшей группе,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
В ходе исследовательской работы дети выяснят, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнают много нового об особенности соли, её свойствах и качествах, разнообразии. Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью. Вырастят кристаллы. А самое главное, научатся работать в команде, будут терпимее друг к другу.
Проблема:
Соль - незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.
Анализ ситуации
Почему соль? Чем могла заинтересовать детей обыкновенная соль, что в ней необычного. Почему не сахар или другой продукт. А все очень просто. При рисовании с детьми новогодних снежинок нетрадиционным способом (с помощью цветной соли). С этого все и началось. Ребята стали задавать вопросы и воспитателям и родителям. Тогда и возникла идея создать этот проект.
В работу включились и дети, и родители, и педагог детского сада…
Цель: Формировать представление о соли как необходимом для человека продукте.
Задачи:
1. Выяснить: что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся.
2. Стимулировать познавательный интерес ребёнка: исследовать свойства и качества, разновидности соли опытным путём, в группе вырастить кристаллы соли.
3. Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий,
прогнозировать результат, радоваться процессу
и результату.
4. Развивать творческие способности,
воображение, любознательность,
коммуникативные навыки.
Взаимодействие с семьей:
Выпуск буклетов: «Соль–друг, соль-враг»
Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
Рекомендации «Проведите простые опыты с детьми дома»
Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность «Что я знаю о соли?»
Совместная детско-взрослая творческая деятельность в создании мини музея «Волшебница соль».
Ожидаемый результат
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»
Л. С. Выготский.
• В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.
• Узнали много нового об особенности соли, её свойствах и качествах и разновидностях.
• Самостоятельно провели много интересных опытов с солью. Вырастили кристаллы.
• У детей повысился познавательный интерес, развиты коммуникативные навыки.
• Умеют работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Этапы исследовательской работы методом проекта:
1 этап Погружение в проект
Формы, методы, приемы
Беседы : «Что такое соль?», «Интересные факты из истории про соль», «Полезные советы», просмотр слайдов «Добыча соли», разучивание поговорок, пословиц, образных выражений про соль.
Деятельность воспитателя:
Совместно с родителями и детьми подбирает литературу
Содействует созданию проблемной ситуации
Формулирует проблемные вопросы
Формирует задачи
Деятельность детей:
Вхождение в проблему
Принятие задач
Учатся самостоятельно задавать вопросы
Выдвижение гипотезы
Формулировка темы
Планирование своей работы
2 этап Организация деятельности и планирование
Организация предметно-развивающей среды:
Создание мини лаборатории для экспериментально-исследовательской деятельности
Создание творческой мастерской
Деятельность воспитателя:
Организует деятельность
Предлагает спланировать деятельность по решению задач
Рекомендует способы презентации проекта
Деятельность детей:
Создание сообществ детей, работа в подгруппах
Распределение амплуа
Выбирают способ презентации
3 этап Реализация проекта
Активная экспериментально- изобретательная деятельность детей:
Сбор материла совместно с родителями творческой группы
Опытно-экспериментальная деятельность в лаборатории
Работа в творческой мастерской
Деятельность воспитателя:
Ненавязчиво контролирует работу детей в лаборатории
Практическая помощь при необходимости в творческой мастерской
Деятельность детей:
Формирование специфических ЗУН
Подготовка к презентации
4 этап Презентация творческого проекта «Эта удивительная соль!»
Итоговое мероприятие «Путешествие по увлекательным островам»
Открытие мини музея «Волшебница соль.
Демонстрация альбома «Удивительные рисунки цветной солью»
Демонстрация альбомов: «Загадки, пословицы, стихи о соли», «Интересные сведения и факты о соли»
Демонстрация методического пособия «Овощи- фрукты» (лепка из солёного теста)
Демонстрация атрибутов для с. р. и. «Пекарня».(лепка из соленого теста)
Демонстрация коллекции «Вот такая разная соль».
Деятельность воспитателя:
Обобщает и резюмирует полученные результаты
Подводит итоги обучения
Оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение
Деятельность детей:
Демонстрируют:
понимание проблемы, цели, задач
умение работать в группе на общий результат
найденный способ решения проблемы.
Выводы:
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Изучение соли невозможно провести даже за год!